Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по печатанию газет в географических границах Амурской области в 2010 году и период с 01.01.2011 по 31.08.2011

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

О СОСТОЯНИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО ПЕЧАТАНИЮ ГАЗЕТ

 В ГЕОГРАФИЧЕКИХ ГРАНИЦАХ  АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2010 ГОДУ И ПЕРИОД С 01.01.2011 ПО 31.08.2011

Амурским УФАС России, в рамках рассмотрения заявления ОАО «Издательско-полиграфический комплекс «Приамурье» (далее – ОАО «ИПК «Приамурье») об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке  определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения  хозяйствующих субъектов (далее – Реестр) проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по печатанию газет на территории Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по следующим параметрам рынка:

 

1. Общие положения

  1. Временной интервал исследования товарного рынка.
  2. Продуктовые границы товарного рынка.
  3. Географические границы товарного рынка.
  4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
  5. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
  6. Уровень концентрации товарного рынка.
  7. Барьеры входа на товарный рынок.
  8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

10. Вывод

Общие положения

Цель настоящего анализа заключается в установлении величины доли ОАО «ИПК «Приамурье» на рынке услуг по печатанию газет на территории Амурской области, а также  оценке состояния и перспектив развития конкуренции на указанном рынке.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по печатанию газет проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220;

- Приказ ФАС РФ от 17.01.2007 N 6 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов";

- Постановление Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов";

 

- Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 301)

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности  ОК 029-2007, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст.

Основными источниками данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом рынке, являются сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (далее - Роскомнадзор по Амурской области).

В качестве исходной информации для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов использовались данные, предоставленные хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по печатанию газет на территории  Амурской области.

Временной интервал исследования товарного рынка

Временным интервалом исследования рынка услуг по печатанию газет на территории Амурской области является 2010 год и период с 01.01.2011 по 31.08.2011.

Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Амурское УФАС России для определения продуктовых границ товарного рынка использовало Общероссийский классификатор видов экономической деятельности  ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (далее – ОКВЭД).

Согласно ОКВЭД услуга по печатанию газет принадлежит к разделу D «Обрабатывающие производства», подразделу DE «целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность», классу 22 «Издательская     и     полиграфическая     деятельность, тиражирование записанных носителей информации», подклассу 22.2 «Полиграфическая  деятельность  и  предоставление услуг в этой области», группе  22.21  «Печатание газет».

 Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной  группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой  возможности за ее пределами. В качестве товара (услуги) в данном случае выступают услуги по печатанию газет.

В соответствии с целью проведения данного анализа, географическими границами исследуемого рынка признается территория  Амурской области.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В целях настоящего анализа к числу хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по печатанию газет, относятся  лица, оказывающие данные услуги потребителям независимо от их организационно-правовой формы.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема рынка услуг по печатанию газет на территории Амурской области, а также определение долей хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке произведены на основании данных, представленных по запросу Амурского УФАС России хозяйствующими субъектами, оказывавшими рассматриваемые услуги в установленных географических границах.

Оценка объема рынка услуг по печатанию газет проведена на основании показателей объема продаж в натуральном  и стоимостном выражении. Доля  каждого хозяйствующего субъекта на данном рынке рассчитана как выраженное в процентах отношение объема продаж, данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке к общему объему продаж рассматриваемого рынка отдельно в стоимостном и натуральном выражении.

Уровень концентрации товарного рынка

Анализ расчетных значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана за 2010 год и период с 01.01.2011 по 31.08.2011 свидетельствуют о том, что исследуемый товарный рынок услуг в исследуемые периоды времени относится к типу рынка с высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70 %.

Барьеры входа на товарный рынок

Барьеры входа на товарный рынок представляют собой обстоятельства или действия, препятствующие, затрудняющие либо ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Амурским УФАС России для выявления существующих барьеров входа на рынки услуг по печатанию газет был проведен опрос хозяйствующих субъектов, в ходе которого было установлено, что основными препятствиями, с которыми приходится сталкиваться участникам рынка в процессе их хозяйственной деятельности, являются:

- высокий уровень конкуренции;

- изношенность полиграфического оборудования;

-отсутствие оборудования, способного печатать более объемные, а также цветные газеты;

- высокая стоимость расходных материалов (бумага, краска);

- недостаток квалифицированных специалистов.

Существование этих и других препятствий для вхождения новых участников на товарный рынок услуг по печатанию газет исключает деятельность на них случайных продавцов и сказывается на состоянии и возможных перспективах развития конкуренции в данной сфере.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Результаты проведенного исследования показали, что рынок услуг по печатанию газет в географических границах Амурской области не достаточно развит, указанный товарный рынок характеризуется высокой степенью концентрации, о чем свидетельствуют расчетные значения показателей экономической концентрации по данным за 2010 год и период с 01.01.2011 по 31.08.2011.

Вывод

Доминирующее положение на рынке услуг по печатанию газет в географических границах Амурской области занимает ООО «Издательский дом «Дважды два»,  его доля на рынке является стабильной и составляет более 50 %.