О ситуации на рынке нефтепродуктов в Амурской области и полномочия антимонопольных органов в сфере контроля цен на ГСМ

О ситуации на рынке нефтепродуктов в Амурской области и полномочия антимонопольных органов в сфере контроля цен на ГСМ

На территории Амурской области осуществляют свою деятельность две вертикально-интегрированные нефтяные компании ОАО «НК Альянс» в лице ОАО «Амурнефтепродукт» и  ОАО «НК Роснефть» в лице филиала № 2 ООО «РН-Востокнефтепродукт», а также свыше 50 независимых компаний.

Доминирующее положение на рынке услуг розничной реализации нефтепродуктами на территории Амурской области занимает ОАО «Амурнефтепродукт».

В целях реализации полномочий по осуществлению государственного контроля за действиями хозяйствующих субъектов по установлению цен на нефтепродукты на территории Амурской области, возложенных на антимонопольный орган, Амурским УФАС России осуществляется  еженедельный мониторинги цен реализации нефтепродуктов, реализуемых оптом и через АЗС.

-Проведение внеплановых проверок в случаях существенного повышения цен на нефтепродукты;

  -Незамедлительное возбуждение дел при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынке нефтепродуктов;

-Обеспечение оперативного взаимодействия с центральным аппаратом ФАС России и правоохранительными органами в случаях расследования картельных сговоров на рынках реализации нефтепродуктов

На рынках услуг оптовой реализации нефтепродуктами на территории Амурской области доля основных участников рынка, в том числе, ОАО «Амурнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт», подвержена постоянным изменениям и не является стабильной, что не позволяет признать доминирование одного из субъектов.

Наглядно информация об изменении оптовых цен на нефтепродукты компаниями ОАО «Амурнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» представлена в таблице 1.

Из представленной таблицы следует, что по состоянию на 1декбря2011 оптовые цены на нефтепродукты, реализуемые ОАО «Амурнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» в лице филиала № 2 превысили цены, действующие до указанной даты. Информация об изменении оптовых цен, темпах из изменения свидетельствует о независимости действий ОАО «Амурнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» по принятию ценовых решений, соответственно, об отсутствии признаков нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Информация об изменении розничных цен на нефтепродукты

Доминирующее положение на рынке услуг розничной реализации нефтепродуктами на территории Амурской области занимает ОАО «Амурнефтепродукт». Доля ООО «РН-Востокнефтепродукт» на данном рынке не превышает 5 %.

Наглядно информация об изменении розничных цен на нефтепродукты компаниями ОАО «Амурнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» представлена в таблице 2.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о росте цен с ноября 2011 года на нефтепродукты ОАО «Амурнефтепродукт», ООО «РН-Востокнефтепродукт» (АИ-92).

В соответствии с Предписанием ФАС России от 13.02.2008 №АГ/2928 ОАО «Амурнефтепродукт» обязано в предварительном порядке уведомлять Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области о повышении розничных цен на нефтепродукты в Амурской области, реализуемые через АЗС, находящихся в собственности, в пользовании ОАО «Амурнефтепродукт», в случае, если цена, устанавливаемая на дату предполагаемого ее повышения, превысит цену, по которой производилась реализация нефтепродуктов на 90 дней ранее даты предполагаемого повышения, более чем на 5%, с представлением финансово-экономического обоснования повышения цены за указанный период.

Согласно представленным ОАО «Амурнефтепродукт» документам и сведениям повышение розничных цен на нефтепродукты обусловлено изменением закупочных цен на нефтепродукты в августе 2011 года.

Особенностью товарного рынка нефтепродуктов в Амурской области является то, что на территории области отсутствует первичный рынок. Формирование объемов рынка нефтепродуктов происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию Амурской области из других регионов. Доля закупочной стоимости в конечной цене продукта занимает в среднем 70-80 %. В связи с этим, одним из самых существенных обстоятельств, влияющих на ценообразование, являются  оптовые (закупочные) цены на нефтепродукты.

Основным поставщиком топлива для ОАО «Амурнефтепродукт» является ЗАО «Альянс Ойл», поставка осуществляется с Хабаровского нефтеперерабатывающего завода.

Динамика изменения закупочных цен представлена в таблице 3

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что с июня-июля 2011 по ноябрь 2011 года наблюдается изменение закупочных цен в сторону повышения. Рост цен наблюдается на все виды топлива, в том числе на высокооктановые бензины, которые пользуются наибольшим спросом у населения (на АИ-92 рост на 7,92 %, на АИ-95 рост  на 9,54 %).

Наблюдается прямая зависимость действий ОАО «Амурнефтепродукт» по увеличению розничных цен от действий поставщиков по изменению отпускных цен на нефтепродукты. Наиболее наглядно обусловленность действий ОАО «Амурнефтепродукт» по изменению оптовых и розничных цен на нефтепродукты от изменения закупочных цен представлена в следующей таблице №4.

Вышеприведенные данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что увеличение розничных цен на нефтепродукты в Амурской области со стороны ОАО «Амурнефтепродукт» обусловлено увеличением закупочных цен на нефтепродукты. Темпы изменения розничных цен ОАО «Амурнефтепродукт» на бензины автомобильные, дизельное топливо не превысят темпы изменения закупочных цен.

Таким образом, на основании проведенного анализа действия ОАО «Амурнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» на предмет соблюдения статей 10, 11 Закона о защите конкуренции  по изменению оптовых и розничных цен в период март-июнь 2011 года Амурским УФАС России не выявлено признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Почему же так растут цены?

На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, который за пять лет с 2007 по 2011 год составил 125%. Влияние оказывает и рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Так, рост инфляции в России за этот период составил 55%. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет 60- 65%. В тоже время значительное влияние на рынок оказывают условия конкуренции. На тех региональных рынках, где доминирует одна компания, цены на АЗС, как правило, выше на 2-5%, чем на тех рынках, где присутствуют множество конкурирующих компаний. К сожалению, приватизационными указами в начале 90-х рынок был поделён между сбытовыми организациями нефтепродуктообеспечения крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), каждое из которых занимает доминирующее положение на соответствующем рынке. На федеральном оптовом рынке нефтепродуктов условия конкуренции также недостаточно благоприятны - совместно доминируют несколько крупных нефтяных компаний. Они владеют основными добывающими нефть предприятиями и основными нефтеперерабатывающими заводами. В этой ситуации указанные несколько компаний в режиме «дружественной» конкуренции могут ущемлять интересы, навязывать невыгодные условия деятельности, как конкурентам, так и контрагентам. За последние 15 лет доля независимых нефтедобывающих предприятий сократилась с 15 до 5%. Доля независимых АЗС сократилась с примерно 65 до 50-55%. Проблемы, возникавшие на рынке последние год – два, привели к тому, что эффективность деятельности нефтяных компаний возросла (ВИНК имеют одну из самых высоких рентабельность) в то время, как независимые АЗС балансируют на уровне безубыточности.

В этой ситуации  ФАС России была вынуждена принять специальную программу защиты независимых компаний на рынках нефтепродуктов.  ФАС России разработала законопроект «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Законопроект, в частности, формулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. В частности, речь идёт о не допущение сделок слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке превышает установленное пороговое значение. Дополнительно формулируются требования к обеспечению доступа к инфраструктуре рынка нефти и нефтепродуктов, в том числе, недискриминационный доступ к хранилищам моторного топлива (в случае, если доля емкости хранилища превышает установленное пороговое значение от общей емкости хранилищ в субъекте Российской Федерации), а также приоритетность представления услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов для покупателей на бирже. Одновременно установлено также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой и розничной реализацией нефтепродуктов. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Стоит отметить, что обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Это позволит уйти от трансфертного ценообразования и формировать справедливые цены внутреннего рынка.

Федеральная антимонопольная служба планирует  в ближайшее время запустить единую биржевую систему торговли нефтепродуктами. Так ведомство надеется повысить конкурентоспособность на рынке и стабилизировать цены на бензин, в этих целях планируется создать соответствующие терминалы, которые могут быть привязаны ко всем биржам".

Сейчас вопрос создания единой торговой системы для всех площадок, на которых проходит торговля нефтепродуктами, обсуждается в рамках реформы биржевой торговли нефтепродуктами. "Будут одни объемы, одни требования, унифицированные правила".

Многие эксперты признают, что  независимые автозаправки в стране работают с убытком. "В ряде регионов удается договариваться о переходе  на прямые поставки владельцам АЗС. Таким образом, их потребность закрывается на 65-70%.Благодаря этому рынок остается конкурентным. Однако независимым АЗС остается сложно на нем работать. "Цены, по которым продается топливо для крупных игроков рынка и более мелких компаний, отличаются порой на несколько тысяч рублей за тонну.

ФАС внимательно следит за ситуацией. В  2011 году территориальными управлениями ФАС России было возбуждено 88 дел о нарушениях антимонопольного законодательства, по фактам дискриминационных действий ВИНК по отношению к независимым АЗС.

 В частности, ФАС России планирует до конца года определить размер штрафов в рамках третьей волны дел по нарушениям на рынке нефтепродуктов для "ЛУКОЙЛа", "Роснефти" и "Газпром нефти".

Тем не менее, несмотря на усилия регуляторов, уровень рынка по сравнению с мировыми стандартами остается в целом на довольно низком уровне. Так, например, выход готовой продукции, в частности таких светлых продуктов переработки нефти, как бензин, солярка и керосин, в нашей стране значительно ниже, чем в других развитых государствах. Получается, что в США из одной тонны сырой нефти получают порядка 420 литров бензина. А российские НПЗ из такого же количества производят всего лишь 120 литров. И это тоже одна из  причин торможения развития рынка бензинов в России.

Оптимальным выходом в этой ситуации как считает Правительство РФ может стать строительство новых, современных НПЗ, благодаря которым не только повысится качество топлива, будет решен вопрос с поставками бензина на внутренний рынок, но и появятся новые рабочие места. При этом строить нужно в тех местах, где ощущается нехватка топлива. А пока получается, что около половины НПЗ в стране сосредоточено на берегу Волги.

 Со стороны Амурского УФАС России в целях стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов Амурской области нами были внесены следующие предложения:

- организовать на уровне Правительства Амурской области контроль за ситуацией с запасами топлива, в том числе путем мониторинга запасов и ведения расчетов запасов топлива, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования экономики Амурской области;

- обратиться в Правительство РФ с предложением о принятии мер, направленных на увеличение оптовых продаж топлива  на внутренний рынок.

Таблица 1 – Оптовые цены на нефтепродукты

Хозяйствующие субъекты

01.08.2011

01.09.2011

01.10.2011

01.11.2011

01.12.2011

Изменение, %

01.12.2011 по сравнению с 01.11.2011

01.12.2011 по сравнению с 01.08.2011

А-80

ОАО Амурнефтепродукт

33100

34000

34800

2,36

5,14

ООО РН-Востокнефтепродукт

32000

32300

32300

0

0,94

АИ-92

ОАО Амурнефтепродукт

*

*

*

-

-

ООО РН-Востокнефтепродукт

34200

34500

34500

0

0,88

АИ-95

ОАО Амурнефтепродукт

*

*

*

-

-

ООО РН-Востокнефтепродукт

35200

35500

35500

0

0,86

Дизельное топливо (зимнее) –

реализация с октября 2011 г.

ОАО Амурнефтепродукт

*

36550

36662

-

0,31-

ООО РН-Востокнефтепродукт

*

30700

31700

-

3,26

 

         *- нет продаж

 

Таблица 2 – Розничные цены на нефтепродукты

Хозяйствующие субъекты

01.08.2011

01.09.2011

01.10.2011

01.11.2011

01.12.2011

Изменение, %

01.12.2011 по сравнению с 01.11.2011

01.12.2011 по сравнению с 01.08.2011

А-80

ОАО Амурнефтепродукт

26,40

27,10

27,60

1,85

4,55

ООО РН-Востокнефтепродукт

25,75

26,10

26,10

1,36

1,36

АИ-92

ОАО Амурнефтепродукт

27,70

28,40

28,90

1,76

4,34

ООО РН-Востокнефтепродукт

27,00

27,50

28,00

1,82

3,71

АИ-95

ОАО Амурнефтепродукт

29,60

30,30

30,80

1,65

4,06

ООО РН-Востокнефтепродукт

28,90

29,30

29,30

1,39

1,39

Дизельное топливо (зимнее) –

реализация с октября 2011 г.

ОАО Амурнефтепродукт

*

28,60

29,20

2,10

-

ООО РН-Востокнефтепродукт

*

27,20

27,70

1,84

-

 

         *- нет продаж

 

Таблица 3 – Динамика изменения закупочных цен на нефтепродукты ОАО «Амурнефтепродукт»

Вид топлива

Июнь-июль 2011 г., руб./л

Август

2011 г., руб./л

Ноябрь

2011 г., руб./л

Изменение закупочной цены в ноябре по сравнению с июнем-июлем, %

А-80

22,41

24,64

24,64

+9,95

АИ-92

24,26

25,80

26,18

+7,92

АИ-95

24,87

26,76

27,34

+9,94

Дизельное топливо (зимнее)

*

26,98

27,39

+1,54

          *- нет продаж

Таблица 4 – Динамика изменения объемов хранения моторного топлива на нефтебазах Амурской области

Хозяйствующие субъекты

Объем моторного топлива по состоянию на, тн

01.08.2011

01.09.2011

01.10.2011

01.11.2011

27.11.2011

АИ-92

ОАО Амурнефтепродукт

1360

1898,0

1725,0

334,0

1298,0

ООО РН-Востокнефтепродукт

972,2

680,2

1176,7

582,9

716,4

ООО Актион

0,6

277,9

77,8

20,4

12,2

ЗАО Амурская нефтяная компания

20,0

10,0

279,0

162,0

21,0

ОАО Санго-плюс

103,0

241,0

104,0

0,0

73,0

ООО Дальневосточная нефтяная компания

242,0

1960,8

1608,4

484,1

193,2

АИ-95

ОАО Амурнефтепродукт

751

496,0

1166,0

24,0

273,0

ООО РН-Востокнефтепродукт

133,774

138,209

158,167

115,2

162,7

ООО Актион

50,4

104,6

77,8

34,4

8,7

ЗАО Амурская нефтяная компания

100

38,0

15,0

4,0

5,0

ОАО Санго-плюс

1

3,0

3,0

0,0

4,0

ООО Дальневосточная нефтяная компания

220,1

221,5

65,3

7,6

1,0

Дизельное топливо (зимнее) –

реализация с октября 2011 г.

ОАО Амурнефтепродукт

*

*

*

2843,0

2506,0

ООО РН-Востокнефтепродукт

*

*

*

133,2

251,0

ООО Актион

*

*

*

0,0

123,8

ЗАО Амурская нефтяная компания

*

*

*

10,0

4,0

ОАО Санго-плюс

*

*

*

0,0

13,0

ООО Дальневосточная нефтяная компания

*

*

*

0,0

63,0

 

 

 

 

 

 

          *- нет продаж