Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке оптовой реализации нефтепродуктов в Амурской области

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке оптовой реализации нефтепродуктов
в Амурской области


Анализ товарного рынка оптовой реализации нефтепродуктов в Амурской области  проводится  в соответствии с запросом Хабаровского УФАС России в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации нефтепродуктов.
План:
1.  Общие положения;
2.    Временной интервал;
3.    Продуктовые границы товарного рынка;
4.    Географические границы товарного рынка;
5.    Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
6.    Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;
7.    Определение уровня концентрации товарного рынка;
8.    Определение барьеров входа на товарный рынок;
9.    Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
10.     Вывод

1. Общие положения

Анализ товарного рынка оптовой реализации в Амурской области проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации нефтепродуктов. Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);
- Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и  судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118;
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 № 454-ст (далее ОКВЭД);
- Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (ОКПД) утвержденный Приказом Росстандарта  от 30.12.2010 № 1151-ст (далее – ОКПД).
Основные понятия, используемые при обзоре анализа товарного рынка оптовой реализации нефтепродуктов:
нефтепродукт - продукция, полученная при переработке углеводородсодержащего сырья;
октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;
бензин - жидкое топливо для использования в двигателях с искровым зажиганием;
дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия;
нефтепродуктообеспечение – процесс перемещения нефтепродуктов основными видами транспорта (железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, речной и морской) от районов производства в районы потребления;
прием, хранение и отпуск нефтепродуктов (нефтебазы, склады ГСМ, стационарные и передвижные автозаправочные станции и автозаправочные комплексы) осуществляют в необходимых количествах и ассортименте нефтепродуктов с целью удовлетворения потребительского спроса;
показатель качества нефтепродукта – количественная характеристика одного или нескольких свойств нефтепродукта, определяющих его качество;
мелкооптовая реализация – реализация (отпуск) нефтепродуктов с нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов) потребителям (АЗС, транспортным и промышленным предприятиям).

2. Временной интервал исследования

В соответствии с запросом Хабаровского УФАС России временной интервал данного исследования определен как 2010  год.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Оптовый рынок нефтепродуктов непосредственно связан с хранением товара на нефтехранилищах. Лицензирование хранения нефтепродуктов ограничивает возможность входа на указанный рынок поставщиков. Поставщиками для АЗС в г.Благовещенске являются оптовые перепродавцы нефтепродуктов Амурской области. Структуризация оптовых продавцов нефтепродуктов, осуществляющих отпуск нефтепродуктов с нефтебаз г. Благовещенска по географическому признаку ориентирована  на потребителей Амурской области. География их поставок включает в себя как близлежащие к г. Благовещенску районы Амурской области (Благовещенский Тамбовский, Ивановский, Константиновский, Октябрьский районы, г. Белогорск, г.Райчихинск), так и удаленные северные районы Амурской области (г. Тында, Тындинский, Зейский, Магдагачинский, Бурейский, Сковородинский, Селемджинский  районы).
Исходя из условий обращения товара, анализа движения нефтепродуктов по нефтебазам Амурской области, исследование оптовой реализации нефтепродуктов осуществляется на двух сегментах оптовой реализации нефтепродуктов:
- оптовые поставки из других регионов на нефтебазы (хранилища нефтепродуктов), расположенные на территории Амурской области (первичный рынок);
-мелкооптовые поставки нефтепродуктов с нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов), расположенных на территории Амурской, потребителям Амурской области (вторичный рынок).
Главной особенностью товарного рынка нефтепродуктов Амурской области является отсутствие на ее территории рынка, где в качестве продавцов выступали бы нефтеперерабатывающие заводы и предприятия, а так же их сбытовые структуры. Отсутствие хозяйствующих субъектов (производителей) в данном секторе экономики Амурской области на товарном рынке производства обусловлено высокими входными барьерами. Для организации бизнеса в области нефтепереработки требуются большие капитальные вложения. В настоящее время формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию Амурской области из других регионов. Данный факт является определяющим как для формирования розничного рынка нефтепродуктов Амурской области, так и для локальных рынков. Основные поставки нефтепродуктов осуществляются из наиболее близко расположенных регионов к территории Амурской области, на которых действуют нефтеперерабатывающие предприятия, а именно: Хабаровского края (ОАО «НК Роснефть-Комсомольский перерабатывающий завод»), Иркутской области (ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»).
Оптовая торговля нефтепродуктами выделена в ОКВЭД в отдельную группу «оптовая торговля моторным топливом,  включая авиационный бензин» (код 51.51.2).
Для исследования товарного рынка, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, были определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив: автомобильные бензины и дизельное топливо.
Анализ товарного рынка оптовой реализации нефтепродуктов проводится в разрезе следующих товарных групп:
-    оптовая торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки А-76, АИ-80 (и их аналоги);
-    оптовая торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки АИ-92, АИ-91, АИ-93 (и их аналоги);
-    оптовая торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки АИ-95 (и его аналоги);
-    оптовая торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки АИ-98 (и его аналоги);
-    оптовая торговля моторным топливом (дизельным топливом).

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с запросом Хабаровского УФАС России Управлением ФАС России по Амурской области проводится анализ состояния конкуренции на региональном рынке оптовой реализации нефтепродуктов.
Географические границы оптового рынка реализации нефтепродуктов определены в территориальных границах Амурской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих  на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
Структуризация оптовых продавцов нефтепродуктов, осуществляющих отпуск нефтепродуктов с нефтебаз г. Благовещенска, по географическому признаку ориентирована  на потребителей Амурской области.
На первичном оптовом рынке реализации нефтепродуктов в качестве продавцов выступают оптово-посреднические организации г.Москвы, Ангарской, Иркутской, Читинской, Омской областей, Хабаровского края.
Покупателями нефтепродуктов на этом уровне рынка на территории Амурской области являются золотодобывающие, лесозаготовительные, транспортные, промышленные предприятия, которые используют нефтепродукты на собственные нужды, розничные продавцы нефтепродуктов, местные оптово-посреднические хозяйствующие субъекты.
Поставки нефтепродуктов на территорию Амурской области осуществляются железнодорожным транспортом.
На вторичном оптовом рынке реализации нефтепродуктов на территории Амурской области продавцами являются местные оптово-посреднические хозяйствующие субъекты.
Покупателями на этом товарном рынке являются оптовые перепродавцы нефтепродуктов, розничные продавцы нефтепродуктов, сельхозпредприятия, учреждения, организации Амурской области.
 Мелкооптовые поставки нефтепродуктов потребителям на данном уровне рынка осуществляются автомобильным транспортом.

6.  Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Первичный оптовый рынок
Из-за отсутствия на территории Амурской области нефтеперерабатывающих предприятий, областной оптовый рынок сформирован за счет поставок нефтепродуктов из других регионов страны.
По итогам 2010 года по сравнению с 2009 годом на рынке оптовых поставок бензина автомобильного в Амурскую область произошло увеличение объемов ввоза на 11,9 % и сокращение объемов ввоза на 2,7 % по сравнению с 2008.
Кроме того, в 2010 году наблюдалось увеличение оптовых поставок в Амурскую область дизельного топлива по сравнению с 2008 и 2009 годом. Прирост поставок дизельного топлива в 2010 году по отношению к 2009 году составил 23,9 %, к 2008 году - 40,5 %.
В связи с удаленностью Амурской области от центральных регионов Российской Федерации, система обеспечения потребителей Амурской области бензином и дизельным топливом представлена в большей степени нефтеперерабатывающими заводами Хабаровского края и Иркутской области.
Уровень поставок бензина автомобильного на территорию Амурской области из Иркутской области и Хабаровского края в совокупности составил в 2010 году – 75,69, в 2009 году – 73,43 %, в 2008 году – 81,71 %, в общем областном объеме поставок, дизельного топлива – 67,86 %, 63,43 %, 74,01 % соответственно.
Поставки нефтепродуктов в Амурскую область осуществляются железнодорожным транспортом.
Основными поставщиками оптовых поставок нефтепродуктов в Амурскую область в 2010 году являются участники групп лиц ОАО «НК «Альянс» и  ОАО «НК «Роснефть».
Вторичный рынок
На вторичном рынке оптовой реализации нефтепродуктов оптово-посредническими организациями Амурской области в 2010 году было продано бензина автомобильного 26 246,12 тонн, дизтоплива –143 507,5 тонны.

7. Уровень концентрации товарного рынка

Результаты проведенного исследования показали, что первичный  и вторичный оптовые рынки реализации нефтепродуктов на территории Амурской области, в разрезе видов топлива относятся к рынкам высокой концентрации за исключением первичного товарного рынка бензина автомобильного марки А-76(80) и дизельного топлива, которые  являются рынками с умеренной концентрацией.

8. Барьеры  входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
Для входа на оптовый и мелкооптовый рынки нефтепродуктов Амурской области новых хозяйствующих субъектов существуют следующие барьеры:
- отсутствие у большинства участников рынка нефтебаз (нефтехранилищ), железнодорожных путей, железнодорожных тупиков;
- высокий уровень затрат на строительство нефтебаз (нефтехранилищ) и большие сроки окупаемости капитальных вложений;
- лицензирование деятельности по эксплуатации нефтебаз (нефтехранилищ);
- высокий уровень расходов на содержание и эксплуатацию резервуарного парка;
- удаленность Амурской области от центральных регионов Российской Федерации ограничивает выбор поставщика нефтепродуктов;
- монополизация рынка двумя крупными нефтяными компаниями, осуществляющих весь цикл добычи и переработки нефти – ОАО «НК «Альянс» и ОАО «НК «Роснефть», сдерживает развитие конкурентных отношений на данном рынке;
- недостаток нефтебаз;
- высокая арендная плата за нефтехранилища, емкости для хранения нефтепродуктов и АЗС;
- низкая платежеспособность населения.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке в результате изучения сложившихся характеристик товарного рынка

Анализ товарного рынка нефтепродуктов показал, что из-за отсутствия на территории Амурской области нефтеперерабатывающих предприятий областной оптовый рынок представлен ввозом нефтепродуктов из других регионов страны. Наибольший объем потребления нефтепродуктов приходится на 3-4 кварталы года. Это связано с наличием большого числа сезонных потребителей – сельхозпроизводители, золотодобывающие артели, лесозаготовительные компании, физические лица.
Рынок оптовой реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Амурской области является высококонцентрированным и относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.