Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Михайловского района Амурской области

Амурским УФАС России проведен анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Михайловского района Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по следующим параметрам товарного рынка:

1.Общие положения.

2. Временной интервал.

3. Продуктовые границы.

4. Географические границы.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

6. Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

7. Уровень концентрации товарного рынка.

8. Барьеры входа на товарный рынок.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Общие положения

В ходе исследования товарного рынка использовалась следующая нормативная правовая база:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).
  3. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
  4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2006  № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».
  7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
  8. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД).
  9. Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 (далее – ОКУН).

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России (исх. № АК/13966 от 07.05.2010) по анализу рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (далее – Методические рекомендации).

 

 Временной интервал

Временным интервалом исследования товарного рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Михайловского района Амурской области, исходя из цели исследования, особенностей рынка и доступности информации, в соответствии с пунктом 2.1 Порядка выбран 2010 год и 1 полугодие 2011 года.

 

 Продуктовые границы

Определение продуктовых границ товарного рынка согласно пункта 3.1 Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. В данном случае в качестве товара (услуги) выступает услуга розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Оборот аптечных учреждений складывается из оборота лекарственных средств, товаров медицинского назначения и сопутствующих товаров. В связи с этим продуктовые границы данного рынка целесообразно определять в агрегированном варианте, включая розничную торговлю товаров этих трех групп, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) по коду 52.3 «розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

В соответствии с требованиями Порядка процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает в себя выявление товаров, являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ   «О защите конкуренции» взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Услуги розничной торговли лекарственными средствами и прочими товарами, относящимися к сфере охраны здоровья (изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами) оказывают только аптечные учреждения. Данные услуги невозможно заменить услугами других продавцов.

На основании вышеизложенного, с учетом положений пункта 3.9 Порядка, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка признаются услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в соответствии с кодом ОКВЭД 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами,  косметическими и парфюмерными товарами».

 

 Географические границы

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной  группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар (услугу) и не имеют такой  возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступают услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций, анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится в географических границах муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Учитывая цели настоящего исследования, положения пункта 3 Методических рекомендаций и пункта 4.6 Порядка, географическими границами исследуемого товарного рынка признаются границы городского округа Михайловского района Амурской области.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с Методическими рекомендациями и с учетом целей настоящего исследования продавцами на исследуемом товарном рынке выступают хозяйствующие субъекты всех форм собственности, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и занимающиеся розничной реализацией лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров на территории Михайловского района Амурской области. Покупателями на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются физические лица (население).

 

Определение объема товарного рынка и  долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема локальных рынков услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Михайловского района Амурской области, а также определение долей хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках произведено на основании данных о товарообороте аптечных учреждений, представленных по запросу Амурского УФАС России хозяйствующими субъектами, оказывавшими рассматриваемый вид услуг в установленных географических границах.

 

Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов (в настоящем исследовании трех хозяйствующих субъектов – CR-3), действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Анализ расчетных значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что исследуемые локальные товарные рынки относятся к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70 %.

 

Барьеры входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Результаты опроса аптечных учреждений Михайловского района Амурской области, проведенного Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка, свидетельствуют о существовании целого ряда факторов (барьеров), с которыми они сталкиваются при осуществлении деятельности и которые способны затруднить вхождение новых хозяйствующих субъектов в розничный сектор фармацевтического рынка, как административного, так и экономического характера.

Одним из главных барьеров на исследуемом рынке, по мнению хозяйствующих субъектов участвовавших в опросе, является высокий уровень конкуренции. Были отмечены в качестве трудностей и такие факторы, как низкая платежеспособность населения, получение лицензии. Все вышеназванные барьеры являются труднопреодолимыми с точки зрения возможности потенциальных продавцов стать участниками рассматриваемого рынка.

Наличие этих и других препятствий  вхождения на исследуемый товарный рынок новых участников исключает деятельность на нем случайных продавцов, оставляет преимущество за  крупными хозяйствующими субъектами, владеющими достаточно развитыми аптечными сетями и, тем самым, оказывает влияние на перспективы развития конкуренции на рынке.

 

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Характеризуя товарный рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами   Михайловского района Амурской области, можно отметить, что данный товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынков с недостаточно развитой конкуренцией.

В ходе проведенного исследования было выявлено наличие целого ряда факторов (барьеров), с которыми сталкиваются участники товарного рынка и которые затрудняют вхождение новых хозяйствующих субъектов. Так, за период с 2010 по 2011 год на исследуемом рынке не появилось ни одного вновь пришедшего хозяйствующего субъекта.