О распространении антимонопольного законодательства на нотариусов

Федеральная антимонопольная служба в связи с вступлением с 06.01.2012 в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 401-ФЗ) сообщает следующее.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), в редакции Закона № 401-ФЗ, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Учитывая изложенное, положения Закона «О защите конкуренции» в настоящее время распространяются на действия (бездействие) нотариусов.

Согласно статье 23 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1 (Далее – Основы Законодательства о нотариате) источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статьей 22 Основ законодательства о нотариате установлено, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусы, взимают нотариальный тариф в размере, соответствующем государственной пошлине, установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, данной статьей также установлено, что за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусы взимают нотариальные тарифы в размере, установленном статьей 22.1 Основ законодательства о нотариате.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлены размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера по совершенным нотариальным действиям.

В то же время в уставах ряда нотариальных палат субъектов Российской Федерации установлено, что к исключительной компетенции собраний членов таких палат (действующих нотариусов) относится решение вопросов утверждения размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.

Как правило, нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации на ежегодных собраниях членов таких палат (действующих нотариусов) утверждают «Рекомендации по размерам платы за оказание услуг правового и технического характера по совершаемым нотариусами нотариальным действиям», которыми устанавливаются единые цены за оказание услуг нотариусами.

При этом, следует отметить, что уставами нотариальная палат установлены обязанность выполнения решений собрания членов таких палат и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Учитывая изложенное, а также в связи с вступлением в силу Закона № 401-ФЗ на действия нотариусов и нотариальных палат, связанные с установлением и взиманием платы за оказание услуг правового и технического характера, распространяются положения Закона «О защите конкуренции».