Правовые аспекты рекламы медицинских услуг

В конкурентной борьбе за потребителя рекламодатели и рекламораспространители зачастую упускают из виду правовые аспекты отношений в сфере рекламы. Реклама медицинских услуг не стала исключением. За 2011 год Амурским УФАС России было рассмотрено 38 фактов, указывающих на нарушение рекламного законодательства в рекламе медицинских услуг (для сравнения: в 2010 году рассмотрен 21 факт). По указанным фактам были возбуждены дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по итогам рассмотрения которых реклама была признана ненадлежащей, а лицам, нарушившим закон, выданы обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Реклама медицинских услуг, как и любая другая реклама, должна соответствовать общим требованиям, предусмотренным статьей 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», то есть быть добросовестной и достоверной, содержать в себе соответствующие действительности сведения об объекте рекламирования. Однако, в силу специфики медицинских услуг,  законодатель предусмотрел ряд специальных требований к их рекламе. Напомним основные требования.

В силу статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования; утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья; выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования, а также не должна создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования.

Реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд и должно быть отведено не менее чем 7 % площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 5 % рекламной площади.

К рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности предъявляются дополнительные требования помимо вышеназванных. Реклама данного вида услуг, во-первых, не должна обращаться к несовершеннолетним, а во-вторых, не должна содержать утверждение о безопасности таких медицинских услуг и в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о возможности бесплодия и иных вредных последствий для здоровья женщины в результате искусственного прерывания беременности, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10 %  рекламной площади.

В последнее время участилась практика распространения рекламы медицинских услуг, оказываемых лицами, не имеющими лицензии на осуществление  медицинской деятельности, что является нарушением требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе». Лица, имеющие соответствующие лицензии, но оказывающие рекламируемые услуги по иным, не указанным в лицензии адресам, по сути, также нарушают данную норму закона, поскольку это равносильно осуществлению медицинской деятельности без лицензии. Подобного рода нарушения чаще всего допускаются владельцами салонов красоты и медицинских центров, которые оказывают лицензируемые виды медицинских услуг в отсутствие лицензий и иных специальных разрешений. Потребителям рекламы в данных условиях стоит проявлять особую бдительность и проверять наличие лицензий у организаций и индивидуальных предпринимателей, рекламирующих медицинские услуги, а также приложения к лицензиям, в которых указываются виды работ (услуг) и адрес осуществления деятельности.