Поставщики рискуют попасть в «черный список», уклоняясь от заключения контракта

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Спрос рождает предложение – это простая истина хорошо известна многим. Но порой предложение не всегда оправдывает себя, и не способно обеспечить необходимые потребности и нужды.

Государственным и муниципальным заказчикам не понаслышке знакома такая ситуация. Размещая заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, как того требует действующее законодательство, им порой приходится сталкиваться с поставщиками, намеренно уклоняющимися от подписания контракта. Рискуют в этой ситуации обе стороны: заказчик рискует остаться без своевременно исполненного контракта, недобросовестный поставщик рискует потерять свою деловую репутацию, а вместе с ней возможность участия в размещении заказов на определенный срок, попав в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Причем если в «черный список» он попадет на время, чтобы восстановить свою репутацию, ему придется потрудиться.

Основания включения сведений об участниках в РНП регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказов в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов. 

Кто же признается уклонившимся от заключения контракта?

- участник размещения заказа не представивший заказчику в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта;

- победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представивший заказчику подписанный контракт, а также обеспечивший исполнение контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер;

- победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представивший заказчику подписанный контракт, переданный ему, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта;

- участник открытого аукциона в электронной форме в срок не направивший оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий, либо не направивший подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке протокола, а также подписавший электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта;

- победитель запроса котировок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представивший заказчику подписанный контракт в срок.

Каковы последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков?

После внесения сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков ограничивается его право на участие в торгах, запросе котировок. Поскольку у заказчика есть право устанавливать требования к участнику размещения заказа об отсутствии сведений о нем в реестре, заявка лица, сведения о котором состоят в реестре, по решению комиссии заказчика будет отклонена.

При включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, денежные средства в сумме обеспечения заявки на участие такого лица в торгах, запросе котировок участнику размещения заказа не возвращаются и перечисляются на счет заказчика.

Сведения о недобросовестном поставщике включаются в реестр сроком на 2 года.

Спрос рождает предложение, и, будучи участником размещения заказа, следует помнить о том, что возможность заключения контракта не является поводом недобросовестного к ней отношения. 

Н.В. Лапонников 

ведущий специалист-эксперт Амурского УФАС России.