Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на товарных рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в городе Благовещенске Амурской области

 

Аналитический отчет по результатам анализа состояния

конкуренции на товарных рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в городе

Благовещенске Амурской области

Анализ товарных рынков услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в городе Благовещенске Амурской области  проводится  по заданию ФАС России (во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы») в целях оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов.

Исследование состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов проводится согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. №220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее- Порядок). В соответствии с требованиями Порядка, анализ товарных рынков услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов исследован по следующим позициям:

1.Общие положения;

2.Временной интервал;

3.Продуктовые границы товарного рынка;

4.Географические границы товарного рынка;

5.Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

6.Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;

7.Определение уровня концентрации товарного рынка;

8.Определение барьеров входа на товарный рынок;

9.Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

1. Общие положения

Аналитическое исследование товарных рынков услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов в г. Благовещенске Амурской области проведено с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов. Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

·Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);

·Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон                               «О промышленной безопасности»);

· Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

·Технический регламент о безопасности лифтов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 782 (далее – Регламент о безопасности лифтов);

·Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 № 31;

·Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001, утвержденный Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по сертификации и метрологии Приказом Ростехрегулирования от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД).

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов от 05.12.2011 № АЦ/45092 (далее – Методические рекомендации).

2. Временной интервал исследования

В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы и Методическими рекомендациями временной интервал данного исследования определен как 2010  –  2011 годы.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком оценки состояния конкуренции представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) к опасным производственным объектам  относятся объекты, при функционировании которых при сложившихся обстоятельствах могут возникнуть аварии и (или) инциденты.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782                    «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов» (далее - Регламент о безопасности лифтов), введены следующие основные понятия:

лифт - устройство, предназначенное для транспортировки людей и (или) грузов в зданиях (сооружениях) с одного уровня на другой в кабине, перемещающейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°;

техническое обслуживание лифта - комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации;

эксплуатация лифта - стадия жизненного цикла, включающая использование по назначению, осмотры, техническое обслуживание и ремонт лифта.

Регламентом о безопасности лифтов установлены минимально необходимые требования к безопасности лифтов при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации, правила, формы оценки и схемы подтверждения соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям, установленным настоящим техническим регламентом, а также требования по энергетической эффективности лифтов.

Согласно подпункту 1 пункта 12 Регламента о безопасности лифтов при эксплуатации лифта выполняются следующие требования:

1) проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с прилагаемой документацией по эксплуатации, а также оценки его соответствия в порядке, установленном пунктом 17 Регламента о безопасности лифтов;

2) осуществление осмотра лифта или контроля за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии), технического обслуживания и ремонта специализированной лифтовой организацией;

3) допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту и осмотру лифта, контролю за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии) только обслуживающего персонала, аттестованного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) недопущение эксплуатации лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 Регламента о безопасности лифтов.

5) подтверждение соответствия лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, но не отработавшего назначенного срока службы, в порядке, установленном пунктом 19 Регламента о безопасности лифтов.

Согласно пункту 17 Регламента о безопасности лифтов оценка соответствия лифта в течение всего срока его эксплуатации осуществляется в следующем порядке:

1) оценка соответствия лифта при эксплуатации осуществляется в форме периодического технического освидетельствования не реже 1 раза в 12 месяцев органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем. Результаты периодического технического освидетельствования оформляются актом и записываются в паспорт лифта специалистом органа по сертификации;

2) лифт при эксплуатации подвергается частичному техническому освидетельствованию органом по сертификации при замене узлов и механизмов лифта. Сведения о замененных узлах и механизмах указываются в паспорте лифта специалистом организации, осуществившей их замену.

продуктовые границы рынка услуг по техническому освидетельствованию лифтов определены как услуги по техническому освидетельствованию лифтов.

Таким образом, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами исследуемых рынков будут являться:

1)  услуга по техническому обслуживанию лифтов;

2)  услуга по техническому освидетельствованию лифтов.

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с Порядком определение географических границ товарного рынка заключается в определении территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услугу) и не имеет такой возможности за ее пределами.

В соответствии с Методическими рекомендациями анализ проводится в городах с населением более 100 тысяч жителей и административных центрах субъектов Российской Федерации. Таким муниципальным образованием на территории Амурской области является город Благовещенск.

Географические границы товарных рынков услуг по техническому обслуживанию и техническому освидетельствованию лифтов определены в административных границах г. Благовещенска Амурской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих  на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Деятельность по техническому обслуживанию лифтов к лицензируемым видам деятельности не относится.

Потребителями услуг по техническому обслуживанию  лифтов являются эксплуатирующие организации - владельцы лифта - собственники зданий, в которых находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе управляющие организации, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.

Продавцами услуг по техническому обслуживанию лифтов являются специализированные организации - организации, располагающие техническими средствами и квалифицированными специалистами для осуществления соответствующего вида деятельности.

В рамках анализа товарного рынка услуг по техническому обслуживанию лифтов рассматривается деятельность хозяйствующих субъектов, которые являются организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию лифтов (специализированные организации).

Продавцами услуг по техническому освидетельствованию лифтов являются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на деятельность по  проведению экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие услуги по техническому освидетельствованию лифтов (органы по сертификации).

6.  Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с Методическими рекомендациями и Порядком объем рассматриваемых товарных рынков определяется как сумма объемов продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в  натуральном (количество обслуживаемых и освидетельствованных лифтов) и в стоимостном выражении (объем продаж).

Доля каждого хозяйствующего субъекта определялась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом, к показателю, характеризующему объем товарного рынка в целом.

7. Уровень концентрации товарного рынка

В соответствии с методическими указаниями ФАС России для определения уровня концентрации товарных рынков услуг по техническому обслуживанию и техническому освидетельствованию лифтов, используются:

1) коэффициент рыночной концентрации (CRn) – сумма долей  на товарном рынке (выраженных в  процентах) определенного  числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

2) индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Расчетные значения коэффициента индекса рыночной концентрации (CRn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) представлены в  Таблице 5 Приложения.

На основании этих расчетов произведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов в г.Благовещенске Амурской области.

В результате анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому обслуживанию и техническому освидетельствованию лифтов в               г. Благовещенске Амурской области в 2010-2011 годах установлено, что данные рынки являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

8. Барьеры  входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

При проведении анализа рынка услуг по техническому обслуживанию лифтов в г. Благовещенске Амурской области выявлен ряд барьеров, затрудняющих вход хозяйствующих субъектов на указанный рынок:

- экономические барьеры: для потенциальных участников рынка по техническому обслуживанию лифтов экономическими ограничениями является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а именно необходимы соответствующие средства для осуществления данного вида работ. Лицам, оказывающим данные виды услуг, необходимо пройти соответствующее обучение.

- административные барьеры: вводимые органами государственной власти условия прохождения аттестации и получение соответствующего свидетельства на правоведения аварийных, ремонтных работ по обслуживанию лифтов.

- ограниченный спрос на услуги.

Кроме того, при проведении анализа рынка услуг по техническому обслуживанию лифтов выявлены следующие основные проблемы входа на указанный товарный рынок:

- несвоевременная оплата за предоставление услуги;

- трудности сбора платежей за оказанные услуги;

- затруднен доступ в подъезды домов и в машинные помещения;

- вандализм пользователей лифтами;

- затраты на закупку запасных частей и материалов для производства работ по капитальному ремонту лифтов;

- отсутствие запасных частей на лифты в Амурской области.

Барьером входа на товарный рынок услуг по техническому освидетельствованию лифтов является необходимость аккредитации органов по сертификации, осуществляющих деятельность по оценке соответствия лифтов.

Решение вышеуказанных проблем приведет к дальнейшему развитию конкуренции на анализируемых рынках.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке в результате изучения сложившихся характеристик товарного рынка

Проведенный анализ товарных рынков услуг по техническому обслуживанию лифтов и услуг по техническому освидетельствованию лифтов в 2010-2011 годах показал, что как по количественным, так и по стоимостным показателям данные рынки являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

Перспективами развития конкуренции и снижения уровня концентрации на товарных рынках услуг по техническому обслуживанию лифтов и услуг по техническому освидетельствованию лифтов  г. Благовещенска Амурской области является дальнейшее увеличение количества новых хозяйствующих субъектов, преодоление барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемые рынки.