Аналитический отчет по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Амурской области (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2010 и 2011 гг.

Аналитический отчет

по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Амурской области (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2010 и 2011 гг.

1. Общие положения

Анализ рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен на основании Приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы» в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Анализ рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определения объема товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определения уровня концентрации товарного рынка, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, а также использования результатов анализа для выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарном рынке.

2. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится по итогам 2010 и 2011 гг.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1 Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара может проводиться на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; условий договора, заключенного в отношении товара; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;  а также иных способов, позволяющих однозначно определить товар. В настоящем исследовании были использованы следующие способы:

1) Предварительное определение товара (услуги) на основании нормативных актов,  на основе разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности:

1.1) На основании нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

- аптека готовых лекарственных форм;

- аптека производственная;

- аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

- аптечный пункт;

- аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

1.2) На основе разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" в перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность  в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения включены хранение, перевозка, отпуск, изготовление препаратов для медицинского применения, а также  оптовая и розничная торговля препаратами для медицинского применения.

Таким образом, на основании нормативных правовых актов и лицензий на осуществление фармацевической деятельности определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

2) Выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению,  потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров - заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами. Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли  состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю. 

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Учитывая, что лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и сопутствующие товары, принадлежащие  к определенной клинико-фармакологической группе,  не могут выступать товаром-заменителем для лекарственных средств другой клинико-фармакологической группы в силу своих фармацевтических характеристик и потребительского назначения, лекарственное средство нельзя заменить никаким другим товаром.

На основании изложенного, а также исходя из целей настоящего анализа, можно сделать вывод о том, что услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются самостоятельным товарным рынком, не имеют заменителей и определяют продуктовые границы исследуемого рынка.

4. Географические границы товарного рынка

Анализ проводится в географических границах муниципальных районов и городских округов (МР И ГО) Амурской области.

Таблица 1. Перечень городских округов и муниципальных районов субъекта РФ

Наименование городского округа или муниципального района

Численность населения, тыс.чел.

2010

2011

Архаринский

18329

17186

Белогорский

22707

20052

Благовещенский

19199

19641

Бурейский

28410

24021

Город Белогорск

67361

68249

Город Благовещенск

206468

214390

Город Зея

26706

24986

Город Райчихинск

22318

20534

Город Свободный

58730

58778

Город Тында

37591

36275

Город Шимановск

21605

19815

Завитинский

17925

15970

Зейский

19893

16847

Ивановский

30583

26509

Константиновский

14666

12986

Магдагачинский

23419

22671

Мазановский

14966

14803

Михайловский

16425

14850

Октябрьский

23094

19679

Поселок Углегорск (ЗАТО)

5375

5892

Прогресс

12932

11156

Ромненский

10351

9401

Свободненский

13253

14315

Селемджинский

11076

11639

Серышевский

27900

25725

Сковородинский

31395

29558

Тамбовский

25372

22671

Тындинский

15786

16065

Шимановский

6910

5956

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Покупателями на данном рынке являются физические лица.

Продавцами на данном рынке являются юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

В 2010 г. в Амурской области осуществляли свою деятельность 78 хозяйствующих субъектов, имеющих 322 аптечных учреждений.

 В 2011 г. в Амурской области осуществляли свою деятельность 85 хозяйствующих субъектов, имеющих 358 аптечных учреждений.

В разрезе городских округов и муниципальных районов информация представлена ниже:

График 1. Изменение соотношения частных и государственных (муниципальных) аптечных учреждений в Амурской области в 2010-2011 гг., %

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Основными данными для расчета объема товарного рынка в географических границах каждого городского округа и муниципального района являются годовые товарообороты одиночных аптечных учреждений, аптечных учреждений, входящих в аптечные сети или в одну группу лиц, в соответствующем городском округе и муниципальном районе в 2010 и 2011 гг. Годовой объем рынка рассчитывается как сумма годовых товарооборотов всех аптечных учреждений соответствующего городского округа и муниципального района в стоимостном выражении.

Источник получения данных по товарообороту - информация, представленная хозяйствующими субъектами, а также органами статистики, налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в географических границах каждого городского округа и муниципального района рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных учреждений данного хозяйствующего субъекта, действующих в каждом городском округе и муниципальном районе в стоимостном выражении, к годовому объему рассматриваемого товарного рынка соответствующего городского округа и муниципального района.

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов по каждому муниципальному району и городскому округу. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

Таблица 2. Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Коэффициент рыночной концентрации CR3, %

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI)

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1

Архаринский

99

98

5239,47

5381,24

Высокий

Высокий

2

Белогорский

100

100

8532,82

8714,74

Высокий

Высокий

3

Благовещенский

100

100

7646,12

5135,29

Высокий

Высокий

4

Бурейский

100

88

4403,98

3339,2

Высокий

Высокий

5

Город Белогорск

97

97

3174,76

3150,31

Высокий

Высокий

6

Город Благовещенск

65

56

1783,91

-

Умеренный

Умеренный

7

Город Зея

76

80

2351,54

2504,13

Высокий

Высокий

8

Город Райчихинск

100

94

4194,89

3473,09

Высокий

Высокий

9

Город Свободный

74

73

2014,79

2008,25

Высокий

Высокий

10

Город Тында

68

68

2301,27

2280,59

Умеренно-высокий

Умеренно-высокий

11

Город Шимановск

100

93

3818,86

3372,51

Высокий

Высокий

12

Завитинский

94

94

6752,11

7237,24

Высокий

Высокий

13

Зейский

100

100

7884,23

7950,24

Высокий

Высокий

14

Ивановский

87

90

3056,69

3371,71

Высокий

Высокий

15

Константиновский

100

100

4534,2

4430,28

Высокий

Высокий

16

Магдагачинский

98

94

3551,79

3197,12

Высокий

Высокий

17

Мазановский

100

100

6170,35

5909,24

Высокий

Высокий

18

Михайловский

100

100

4549,09

4457,48

Высокий

Высокий

19

Октябрьский

90

90

3141,13

3392,47

Высокий

Высокий

20

Поселок Углегорск (ЗАТО)

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

21

Прогресс

79

81

2575,68

2641,77

Высокий

Высокий

22

Ромненский

100

100

4553,23

4472,78

Высокий

Высокий

23

Свободненский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

24

Селемджинский

94

97

3149,55

3870,43

Высокий

Высокий

25

Серышевский

100

100

5311,4

5223,99

Высокий

Высокий

26

Сковородинский

93

93

4052,6

3336,22

Высокий

Высокий

27

Тамбовский

96

98

5243,88

6055,59

Высокий

Высокий

28

Тындинский

92

89

3681,08

3434,94

Высокий

Высокий

29

Шимановский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

 

8. Барьеры входа на товарный рынок

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2010-2011 гг. в Амурской области выявлены следующие барьеры входа:

Экономические:

·Необходимость значительных первоначальных вложений (на приобретение товара, аренду помещения, выплату заработной платы и прочие расходы), в то время как банковские учреждения повсеместно отказываются кредитовать первоначальный капитал (в зависимости от банка минимальный срок осуществления деятельности для получения кредита должен составлять от 3 до 6 месяцев).

·Наличие у аптечных сетей значительных преимуществ перед одиночным аптечным учреждением по затратам на единицу продукции и по спросу на товар.

·Высокие размеры арендных платежей, установленных за квадратный метр коммерческой недвижимости. Данный фактор является существенным ограничением для мелких предпринимателей – владельцев одного-двух аптечных учреждений в сравнении с крупными аптечными сетями, имеющими возможность выкупать площади в жилых помещениях густонаселенных районов  и переводить их в статус нежилых.

·В сельских поселениях и районах Амурской области владельцы аптечных учреждений, как правило, сталкиваются с ограниченностью спроса в связи с малочисленностью и низкой платежеспособностью населения, постоянным дефицитом квалифицированного персонала.

Административные:

·Фармацевтическая деятельность в соответствии с действующим законодательством относится к лицензируемому виду деятельности. При этом сама процедура лицензирования требует дополнительных трудовых и временных затрат, поскольку обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности является представление ее соискателем документов, подтверждающих право на использование помещений в целях осуществления фармацевтической деятельности, наличие сертификатов у специалистов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил.

·Обязанность аптечных учреждений обеспечивать минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, устанавливаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

·Ограничение законодательством предельной величины торговой надбавки.

·Для индивидуальных предпринимателей существует ограничение на осуществление данного вида деятельности – наличие высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.

·Проведение крыпными хозяйствующими субъектами, действующими на фармацевтическом рынке, интенсивных рекламных компаний, различных акций, предоставление карт скидок.

Наличие этих и других препятствий  вхождения на исследуемый товарный рынок новых участников исключает деятельность на нем случайных продавцов, оставляет преимущество за  крупными хозяйствующими субъектами, владеющими достаточно развитыми аптечными сетями и, тем самым, оказывает влияние на перспективы развития конкуренции на рынке.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на локальных рынках розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Амурской области показал, что высокий уровень экономической концентрации сохраняется на всей ее территории, за исключением товарного рынка в географических границах г. Благовещенска, где уровень экономической концентрации является умеренным.

Состояние снабжения медикаментами населения сельской местности в настоящее время остается неудовлетворительным. Низкая плотность размещения и слабый покупательский спрос сельского населения является одной из основных причин нежелания частных предпринимателей выходить на локальные рынки некоторых муниципальных образований Амурской области.

Принятый 12.04.2010 Закон об обращении лекарственных средств  разрешил розничную торговлю лекарственными препаратами не только аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, медицинским организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, но и обособленным подразделениям медицинских организаций, в том числе и фельдшерско-акушерским пунктам.

Фельдшерско-акушерские пункты являются амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Их создание вызвано особенностями, присущими здравоохранению на селе, а именно  необходимостью приближения медицинской помощи к населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы (амбулатории) по отношению ко всем имеющимся населенным пунктам. Следует отметить, что доля на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, занимаемая   сельскими  фельдшерско-акушерскими  пунктами незначительна.

Исследование товарного рынка позволяет говорить о том, что большая часть из существующих барьеров входа на рынок услуг по розничной продаже лекарственных средств является существенной, прежде всего для небольших субъектов рынка. Они сталкиваются с трудностями как на этапе создания аптечного бизнеса и его регистрации (лицензирование, поиск помещений и кредитных ресурсов, дефицит кадров), так и в процессе своей деятельности и развития (постоянный контроль со стороны государственных органов, доминирование на рынке крупных хозяйствующих субъектов и прочее).

Присутствие на фармацевтическом рынке ОАО «Амурфармация», с его хорошо отлаженными связями с поставщиками и лечебными учреждениями, развитой аптечной сетью с выраженным территориальным преобладанием, широким ассортиментом и удобством обслуживания клиентов играет важнейшую роль в обеспечении населения Амурской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, но в то же время становится фактором, ограничивающим развитие конкуренции в данной сфере. Несмотря на это, предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, действующие на рынке непродолжительный период времени, стараются выстоять и укрепить свои позиции, налаживая  экономические связи с поставщиками и потребителями.

Для успешной работы на рынке фармацевтических товаров в сложившихся условиях и развития конкурентной среды необходимо особое внимание уделять качеству сервиса, расширению перечня предоставляемых услуг, повышению профессионального уровня персонала, а также грамотной политике руководящего звена.

10. Выводы и предложения

По результатам проведенного Амурским УФАС России анализа рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами планируется включить в Реестр девять хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на указанном рынке в г. Райчихинске, г. Шимановске, Архаринском, Белогорском, Благовещенском, Завитинском, Мазановском, Михайловском, Серышевском районах.