Аналитический отчет по результатам анализа оптового рынка углей энергетических на территории Амурской области в 2010, 2011г.г.

Аналитический отчет

по результатам анализа оптового рынка углей энергетических на территории Амурской области в 2010, 2011г.г. 

1. Общие положения

Методическую основу исследования составили Порядок и Методические указания  ФАС России по проведению обследования оптового рынка углей энергетических от 30.03.2012  № АГ/9519.

Целью исследования является:

– оценка состояния конкурентной среды на рынке углей энергетических;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

– сравнительный анализ динамики стоимостных показателей (основной статьи затрат в структуре себестоимости единицы продукции, полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен) предприятий – производителей углей энергетических, а также анализ их ценовой и сбытовой политики, в том числе в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства.

2.   Временной интервал

В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы и Методическими указаниями, временной интервал определен периодом 2010, 2011 годы.

Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с разделом III  Порядка определение продуктовых границ рынка представляет  собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке. 

Уголь – твердая горючая осадочная порода, образовавшаяся преимущественно из отмерших растений путем их биохимических, физико-химических и физических изменений, является невосполнимым, ограниченным природным ресурсом.

Бурые угли — одна из разновидностей углей ископаемых — имеют широкое распространение. Неглубокое залегание и большая мощность угольных пластов позволяют широко применять открытый способ разработки, экономические и технические преимущества которого во многом компенсируют относительно низкое качество сырья.

В результате длительного воздействия повышенных температур и давления бурые угли преобразуются в каменные угли, а последние — в антрациты. Необратимый процесс постепенного изменения химического состава (прежде всего в направлении обуглероживания), физические и технологические свойств органического вещества в преобразованиях от торфа до антрацита называются углефикацией.

Углефикация на стадиях превращения бурых углей в каменные и последних в антрациты, обусловленная происходящими в земной коре процессами, носит название метаморфизма углей (превращения).

Структурно-молекулярная перестройка органического вещества при метаморфизме углей сопровождается последовательным повышением в них относительного содержания углерода, снижением содержания кислорода, выхода летучих веществ. В определённых закономерностях на средних стадиях углефикации изменяются содержание водорода, теплота сгорания, твёрдость, плотность, хрупкость, оптические, электрические и другие физические свойства углей.

Показателями углефикации (метаморфизма) угля является выход летучих веществ, элементный состав, теплота сгорания, спекаемость, а в низких его стадиях – влажность. В зависимости от степени метаморфизма угли подразделяются на бурые угли, каменные угли и антрациты. Самая низкая теплота сгорания у бурых углей, а самая высокая – у антрацитов.

Бурые угли разделяются по рабочей влажности на три марки: Б1- больше 40%; Б2- от 30 до 40%; БЗ - меньше 30%.

Характеристики каменного угля различны и зависят от места добычи. Каменные угли разделяются по выходу летучих веществ и спекаемости на следующие марки: Г (газовый), ГЖ (газовый жирный). ГЖО (газовый жирный отощенный), Д (длиннопламенный), ДГ (длиннопламенный газовый), Ж (жирный), КСН (коксовый слабоспекающийся, низкометаморфизованный), СС (слабоспекающийся), Т (тощий), ТС (тощий спекающийся).

Отдельной маркой каменного угля является антрацит (А), ископаемый гумусовый уголь высшей степени метаморфизма.

Угли марок Д, Г и антрациты находят свое применение, как правило, в котельных, так как они могут гореть без поддува. Угли марок СС, ОС, Т применяются для получения электрической энергии, так как они имеют большую теплоту сгорания, но сжигание данного вида углей связано с технологическими трудностями, которые оправданы лишь в случае необходимости большого количества угля. В черной металлургии для производства сталей и чугуна обычно используются марки Г, Ж.

Угли разных видов значительно отличаются друг от друга по характеристикам. Более того, угли одинаковой марки часто имеют разные показатели качества. Характеристики зависят от условий в которых формировался уголь, они необходимы для выбора вида и марки угля соответствующего условиям применения.

В зависимости от степени обогащения угли делятся на концентраты, промпродукты и шламы. Концентраты, как правило, используются в котельных и для получения электроэнергии. Промпродукты обычно идут на нужды металлургии. Шламы используются для изготовления брикетов с целью розничной продажи населению для личного использования.

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1 Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара может проводиться на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; условий договора, заключенного в отношении товара; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;  а также иных способов, позволяющих однозначно определить товар. В настоящем исследовании были использованы следующие способы:

1) Предварительное определение товара (услуги) на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Амурское УФАС России при определении классификационной группы исследуемого товара руководствовалось действующим Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным  Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 и методическими указаниями.

В соответствии с указанным классификатором используются следующие коды: 

03 2031     0     Уголь каменный

03 2035     2     Уголь бурый

2) Выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Товарами-заменителями энергетического угля могут являться в зависимости от целей использования альтернативные виды топлива – природный газ, продукты переработки нефти, в том числе мазут, горючие ископаемые (сланцы, торф).

Уголь отдельных марок может быть в отдельных случаях быть заменен углями других марок, которые имеют теплотехнические характеристики, соответствующие технологическим параметрам оборудования, что позволяет без проведения реконструктивных работ использовать их без существенного снижения эффективности производства энергии и нанесения ущерба оборудованию.

Вместе с тем, общая оценка взаимозаменяемости может характеризоваться как низкая, что обусловлено уникальностью теплотехнических характеристик разных марок угля, на сжигание которых запроектировано котельное оборудование, т.е. потенциально взаимозаменяемые угли подходят не для всех потребителей.

3) Определение взаимозаменяемых товаров.

При выявлении  взаимозаменяемых товаров использовался «тест гипотетического монополиста». На основании опроса, проведенного Амурским УФАС России среди потребителей угля энергетического, заменители данного товара не выявлены.  

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать услуги по оптовой торговле энергетическим углем. В соответствии с "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", услуги по оптовой торговле энергетическим углем принадлежат к разделу G, подразделу GA, группировке 51.51.11.110 «Услуги по оптовой торговле углем и продуктами его переработки». Эта группировка включает услуги по оптовой торговле каменным и бурым углем, каменноугольным концентратом, угольными брикетами и т.п.

4. Географические границы товарного рынка

Учитывая параметры исследуемого рынка - товарные границы, продавцов и покупателей, сложившийся учет показателей исследуемого вида деятельности географические границы товарного рынка определены в рамках административных границ Амурской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

Амурское УФАС России для определения состава хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом рынке в исследуемом временном интервале, основывалось на информации, представленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, администрациями городских округов и муниципальных  районов Амурской области, собственными исследованиями товарного рынка.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

В соответствии с п. 6.1 Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке, который может использоваться как в стоимостном, так и натуральном выражении.

Оценка объема товарного рынка в данном исследовании осуществлялась на основании объема реализации угля энергетического, выраженного в тоннах.   

Количественные показатели, характеризующие структуру оптового рынка угля энергетического (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами. 

Уровень концентрации товарного рынка

В соответствии с разделом 7 Порядка для определения уровня концентрации рынка услуг по теплоснабжению используется коэффициент рыночной концентрации (CR3) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах), рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов,  действующих  на рынке, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.  

Анализ расчетных значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана показал, что товарный рынок характеризуется высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70%.

Барьеры  входа на товарный рынок

Амурским УФАС России при проведении обследования товарного рынка выявлены следующие барьеры входа хозяйствующих субъектов на рынок энергетического угля:

- ограниченность ресурсов, имеющиеся запасы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами;

- экономические барьеры: значительный размер начального капитала, необходимый для создания угледобывающего предприятия и большие сроки окупаемости капитальных вложений в строительство новых угледобывающих предприятий;

-  административные ограничения: необходимость получения лицензии на пользование недрами.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Исследование показало, что оптовый рынок угля энергетического в Амурской области в исследуемый период относится к типу рынков с высоким уровнем экономической концентрации.

Основным производителем угля энергетического на территории Амурской области является угледобывающее предприятие ЗАО «Амурский уголь» на разрезах буроугольных месторождений Северо - Восточный, Ерковецкий и месторождении каменных углей Огоджинский.

Учитывая, что уголь определенных марок может быть в отдельных случаях заменен углями других марок, которые имеют теплотехнические характеристики, соответствующие технологическим параметрам оборудования, потребители имеют возможность приобретать его у поставщиков, находящихся в других  регионах, с различных угольных разрезов.

География поставок угля добытого ЗАО «Амурский уголь» не ограничивается территорией Амурской области. Уголь, добытый ЗАО «Амурский уголь» поставляется в Хабаровский край, Еврейский АО, Новосибирскую область, Приморский край.

Потребители Амурской области кроме угля, добытого на территории Амурской области, используют уголь, добытый в других регионах: Читинской  области, Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия).  

Сдерживающим фактором для потребителей, влияющим на выбор поставщиков, находящихся в других регионах, является высокая стоимость доставки угля железнодорожным транспортом.