• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа товарного рынка услуг грузовых перевозок по внутренним водным путям в Амурской области

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

 ПО  РЕЗУЛЬТАТАМ  АНАЛИЗА  ТОВАРНОГО РЫНКА УСЛУГ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ  В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ   

 

1.Общие положения

Методическую основу исследования составили Порядок и Методические рекомендаций ФАС России по анализу и оценке состояния конкурентной среды и доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке услуг грузовых перевозок по внутренним водным путям (далее – Методические рекомендации).

Целью анализа рынка услуг грузовых перевозок по внутренним водным путям является определение позиционирования хозяйствующих субъектов на рынке грузовых перевозок по внутренним водным путям в пределах товарных границ рынка.

В целях проведения анализа товарного рынка услуг грузовых перевозок по внутренним водным путям, используются следующие понятия:

грузовые перевозки по внутренним водным путям – услуги по доставке судами грузов и сопутствующие им услуги, оказываемые по договору и на возмездной основе;

маршрут – направление движения транспортного средства (судна) при транспортировки груза;

транспортировка – перемещение продукции (груза) транспортным средством.

2.Временной интервал

В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, временным периодом исследования является 2011 год.

3.Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии со статьей 3 Кодекса  внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее - Кодекс  внутреннего водного транспорта) внутренний водный транспорт Российской Федерации - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации; а внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.

По внутренним водным путям плавание судов осуществляется под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 23.1 Кодекса  внутреннего водного транспорта.

В соответствии со статьей 66 Кодекса  внутреннего водного транспорта перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок.

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1 Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара может проводиться на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; условий договора, заключенного в отношении товара; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;  а также иных способов, позволяющих однозначно определить товар. В настоящем исследовании были использованы следующие способы:

1) Предварительное определение товара (услуги) на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Амурское УФАС России при определении классификационной группы исследуемого товара (услуги) в соответствии с действующим классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг руководствовалось  Методическими  рекомендациями.

В соответствии с  Методическими  рекомендациями в целях проведения данного анализа рассматриваются услуги грузовых перевозок по внутренним водным путям, которые в соответствии с ОКВЭД № 454-ст, относятся к коду 61.20.2 «Деятельность внутреннего водного  грузового транспорта», в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 - к коду 61.20.2 «Услуги по грузовым перевозкам транспортными средствами по внутренним водным путям».    

2) Выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

С точки зрения потенциального потребителя услуг хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке  грузовых перевозок по внутренним водным путям, такие услуги реализуют единую функцию - грузовые перевозки по внутренним водным путям.

Особенностью услуг грузовых перевозок по внутренним водным путям на территории Амурской области является их ограничение во  времени периодом судоходной навигации.

Специфика рассматриваемой услуги грузовых перевозок по внутренним водным путям, а также ее функциональное назначение исключают возможность ее замены потребителями на другие услуги. 

Таким образом, выявленные в ходе настоящего исследования свойства товара (услуги), в том числе его функциональное назначение, подтверждают выбранные на предварительном этапе исследования продуктовые границы рынка. Следовательно, продуктовыми границами товарного рынка признаются услуги по коду 61.20.2 «Деятельность внутреннего водного  грузового транспорта»

4.Географические границы товарного рынка

В соответствии с Порядком проведения анализа  состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка определяются как границы территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Учитывая цели и задачи анализа, географическими границами данного рынка являются маршруты транспортировки, с исходными пунктами отправления грузов расположенных на территории Амурской области, до пунктов доставки грузов внутренним водным транспортом, относящимся к водным объектам Российской Федерации.   

5.Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

В соответствии со статьей 7 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

В состав поставщиков услуг по грузовым перевозкам по внутренним водным путям, включены хозяйствующие субъекты, оказывавшие такие услуги на постоянной основе в течение 2011 года. Хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, определены на основании информации, полученной при установлении продуктовых границ рынка.

6.Расчет объема  товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на товарных рынках

В соответствии с п. 6.1 Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке, который может использоваться как в стоимостном, так и натуральном выражении.

Общий объем услуг предоставляемых на рынке грузовых перевозок по внутренним водным путям определяется как сумма грузооборота хозяйствующих субъектов, осуществляющих в географических границах рынка грузовые перевозки по внутренним водным путям.

Согласно методическим рекомендациям  доля  хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке грузовых перевозок по внутренним водным путям определяется как отношение объема реализованных им услуг на данном рынке к общему грузообороту.

7.Уровень концентрации товарного рынка

Расчетное значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого товарного рынка услуг превышает значение 2000, это свидетельствует о том, что  товарный рынок услуг грузовых перевозок по внутренним водным путям на территории Амурской области относится к высококонцентрированному типу рынков с неразвитой конкуренцией.

8.Барьеры  входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Анализ товарного рынка услуг грузовых перевозок по внутренним водным путям выявил экономические барьеры  входа на рынок потенциальных продавцов, а именно:

- значительные первоначальные капитальные вложения при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования по сравнению с хозяйствующими субъектами, уже действующими на рассматриваемом рынке;

- издержки, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

Обладая такими преимуществами перед другими видами транспорта, как низкая себестоимость перевозок, наличие созданных природой путей, экологическая чистота, внутренний водный транспорт, тем не менее, проигрывает в конкурентной борьбе автомобильному и железнодорожному транспорту. Значительно уступает водный транспорт, прежде всего, в гибкости и скорости доставки грузов. Но, именно эти аспекты в настоящее время являются определяющими для грузоотправителей при выборе вида транспорта.

Кроме того, климатические условия Амурской области диктуют непродолжительный период навигации, что напрямую отражается на степени доходности   предприятия, осуществляющего перевозки по внутренним водным путям. 

Анализ товарного рынка услуг грузовых перевозок по внутренним водным путям показал, что барьеры для входа на рынок новых участников являются труднопреодолимыми как на этапе создания предприятия, так и на этапе осуществления деятельности.

9.Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Наличие барьеров вхождения на исследуемый товарный рынок для новых участников оставляет преимущество за  крупными хозяйствующими субъектами, имеющими в своем распоряжении финансовые и технические ресурсы, и, тем самым, оказывает влияние на перспективы развития конкуренции на рынке.