Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений в городе Благовещенске Амурской области

Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений в городе Благовещенске Амурской области

Методическую основу исследования составили Порядок и Методические рекомендации ФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений от 25.06.2012 № ЦА/19980 (далее – Методические рекомендации).

Целью анализа является выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений, выявления наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок  услуг охраны жилых помещений.

2.Временной интервал

В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы и Методическими рекомендациями, временной интервал определен периодом 2010, 2011 годы.

3.Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовыми границами товарного рынка услуг охраны жилых помещений признаны  два отдельных сегмента:

1.Услуги по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения (код ОКВЭД 74.60).

2.Услуги  по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений (код ОКВЭД 45.31).

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке  определение географических границ товарного рынка заключается в определении территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную  возможность приобрести товар  и не имеет такой возможности за ее пределами.

Особенностью предоставления услуг охраны жилых помещений является то, что данные услуги в большинстве случаев приобретаются по месту жительства заказчика или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, так как жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд полиции, пожарную охрану, аварийную и/или другую службу в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар, то есть охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той организацией, которая работает в конкретном муниципальном образовании Российской Федерации, выбор заказчика услуг ограничивается в указанных географических границах.                

Таким образом, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений являются границы поселений, районов, округов - муниципальных образований Российской Федерации.

На основании методических рекомендаций географические границы товарного рынка определены в пределах территориальных границ г. Благовещенска Амурской области. Город Благовещенск является административным центром и единственным городом на территории Амурской области с населением более 100 тыс. жителей.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1. Закона об охранной деятельности частная охранная организация (далее также - охранная организация) - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

 В соответствии с указанным законом предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

В соответствии  с Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», действовавшем до 01.01.2012, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (далее - вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Последовательность действий по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам подразделениями полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации установлена Порядком обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденным Приказом МВД РФ от 31.08.2007               № 772 (далее - Порядок обеспечения охраны имущества по договорам).

В соответствии с типовым положением об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД РФ от 02.09.2005 № 716 (утратил свою силу с 10.04.2012) управление (отдел) является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде. Управление (отдел) вневедомственной охраны осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц, в том числе при его транспортировке, охрану объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Порядка обеспечения охраны имущества по договорам в обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц принимают участие ФГУП «Охрана» МВД России.

ФГУП «Охрана» МВД России имеет филиалы, перечень которых определен уставом ФГУП «Охрана» МВД России, утвержденном  Приказом МВД РФ от 16.03.2007 № 267.

В соответствии с методическими рекомендациями  продавцами на рынке услуг охраны жилых помещений являются:

- управление (отдел) вневедомственной охраны;

- филиал ФГУП «Охрана»;

- частные охранные организации. 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Объем рынка считается как количество всех жилых помещений, в которых были оказаны услуги по охране жилых помещений всеми участниками рынка в соответствующих географических границах. Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема оказанных услуг, выраженного в количестве жилых помещений взятых под охрану охранными организациями.    

В связи с тем, что продуктовыми границами товарного рынка услуг охраны жилых помещений признаны два отдельных сегмента: услуги по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения и услуги  по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, объем рынка рассчитан в отношении каждой услуги.

Количественные показатели, характеризующие структуру рынка услуг охраны жилых помещений (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами.

Исследование показало, что значительную долю на рынке услуг  по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения  (97,9% в 2010 году и 95,6% в 2011 году)  занимает   Благовещенский филиал ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области.

На рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений значительную долю (99,9% в 2010 году и 97,3% в 2011 году) занимает   ФГУП «Охрана» МВД России по Амурской области.

7. Уровень концентрации товарного рынка

В соответствии с разделом 7 Порядка для определения уровня концентрации рынка услуг по теплоснабжению используется коэффициент рыночной концентрации (CR3) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах), рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов,  действующих  на рынке, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. 

Анализ показал, что структура исследуемого рынка услуг  по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений определяет принадлежность его к высококонцентрированному типу рынка, индекс рыночной концентрации  Герфиндаля - Гиршмана (HHI) равен  9981,2676 в 2010 году и  9475,9048  в  2011 году.

Товарный рынок услуг  по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения относится к высококонцентрированному типу рынка, коэффициент рыночной концентрации CR-3 составил в 2010 году 99,9%, в 2011 году – 99,92%; индекс рыночной концентрации  Герфиндаля - Гиршмана (HHI) равен  9588,0079 в 2010 году и  9148,3983  в  2011 году.

8. Барьеры  входа на товарный рынок

Амурским УФАС России, в рамках исследования товарного рынка услуг охраны жилых помещений, проведен  опрос хозяйствующих субъектов, предоставляющих данный вид услуг на территории города Благовещенска,  на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников. Обобщив полученную  информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что на исследуемом товарном рынке присутствуют труднопреодолимые барьеры как административного, так и экономического характера. 

Экономические:
 - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (оборудование пульта  централизованной охраны,  приобретение транспорта  для выезда на охраняемые объекты). Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлены минимальные размеры уставного капитала для частных охранных организаций: не менее 250 000 рублей для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) услуги по вооруженной охране имущества и не менее 100 000 рублей  для остальных частных охранных организаций;

- необходимость обучения специалистов  установке охранной аппаратуры.
Административные:
-  получение лицензии на осуществление охранной деятельности;

- жесткий контроль со стороны государственных органов;

- недостаток квалифицированных кадров.

Таким образом,  барьеры входа на рассматриваемый рынок существуют, но являются преодолимыми. Острую конкуренцию частным охранным организациям составляют ФГУП «Охрана» МВД России по Амурской области и Благовещенский филиал ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области,  имеющие  более профессиональные кадры. Все вышеперечисленные барьеры входа на товарный  рынок оказывают существенное влияние на перспективы развития конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений в городе Благовещенске.  

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Проведенный анализ рынка услуг охраны жилых помещений в городе Благовещенске показал, что  рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Присутствие на рынке ФГУП «Охрана» МВД России по Амурской области  и Благовещенского филиала ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области является фактором, ограничивающим развитие конкуренции в данной сфере.

Исследование товарного рынка позволяет говорить о том, что большая часть из существующих барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений в городе Благовещенске является существенной, прежде всего для небольших субъектов рынка. Они сталкиваются с трудностями как на этапе создания частной охранной организации (лицензирование, наличие финансовых средств, дефицит квалифицированных кадров), так и в процессе своей деятельности и развития (доминирование на рынке крупных хозяйствующих субъектов).