• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области

АНАЛИЗ  РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, во исполнение пункта 2 приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12    «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», провело анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2013 году, утвержденными 30.01.2013 Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков (далее - Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

Общие положения.

Временной интервал исследования товарного рынка.

Продуктовые границы товарного рынка.

Географические границы товарного рынка.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Уровень концентрации товарного рынка.

Барьеры входа на товарный рынок.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

Общие положения

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области, установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)) на данном товарном рынке.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области использовались следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (утратили силу 12.06.2012).

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности                 ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст.

Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.10.2006  № 82-пр/э «О присвоении статуса гарантирующего поставщика субъектам розничного рынка электрической энергии в Амурской области» (в редакциях от 16.10.2009, от 27.11.2009, от 16.07.2010, от 02.08.2011, от 12.08.2011).

Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 10.08.2012 № 130-пр/э «О присвоении статуса гарантирующего поставщика субъектам розничного рынка электрической энергии в Амурской области».

Источником исходной информации являются сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, а также данные о результатах хозяйственной деятельности субъектов розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области, представленные по запросу Амурского УФАС России.

Основные термины, используемые в аналитическом отчете:

Розничные рынки электрической энергии  - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

Субъекты розничных рынков электрической энергии - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии к таким субъектам относятся:

потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

гарантирующие поставщики электрической энергии (далее - гарантирующие поставщики) - коммерческие организации, обязанные в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ                                  «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ним потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии;

исполнители коммунальных услуг;

сетевые организации;

производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках.

Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области в соответствии с Методическими рекомендациями является 2012 год.

Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В данном случае в качестве товара выступает электрическая энергия. Производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, поэтому невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) является единым.

Электрическая энергия как товарная продукция отличается тем, что само  её существование проявляется в потреблении, расходовании. По своим функциональным назначениям электроэнергия не может быть сравнима с другими товарами, что свидетельствует об отсутствии товара-заменителя на исследуемом товарном рынке.

Продуктовыми границами рынка является «купля-продажа (поставка) электроэнергии».

Географические границы товарного рынка

Географические границы исследуемого товарного рынка, в соответствии с Методическими рекомендациями,  соответствуют  границам  зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в порядке, установленном Основными положениям функционирования розничных рынков электрической энергии

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала.

Покупателями являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (в том числе промышленные предприятия, коммерческие  и некоммерческие организации, сельхозпроизводители, население и другие).

В 2012 году на территории Амурской области осуществляли деятельность 7 энергосбытовых организаций, 8 гарантирующих поставщиков, 19 сетевых организаций, 5 производителей электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема розничного рынка электрической энергии (мощности) за 2012 год в установленных продуктовых и географических границах исследования, в соответствии с Методическими рекомендациями, проводился на основании данных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, и сведений Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об объемах продаж (поставок) электроэнергии в натуральном выражении (в тыс. кВт.ч).

Объем исследуемого розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Для розничного рынка электрической энергии (мощности) в административных границах Амурской области в 2012 году значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70 %, что свидетельствует о высокой степени экономической концентрации.

Барьеры входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурское УФАС России в рамках исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области пришло к выводу, что большинство хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке сталкивается с труднопреодолимыми барьерами прежде всего административного и экономического характера.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В целом ситуация на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области в 2012 году по сравнению с предыдущим годом существенно не изменилась. Рынок продолжает оставаться в условиях неразвитой конкуренции и характеризуется высокой степенью экономической концентрации. Стоит также отметить, что на территориально удаленных и изолированных локальных рынках Амурской области ежегодно происходит смена состава участников рынка по причине банкротства хозяйствующих субъектов, вырабатывающих электрическую энергию на дизельных электростанциях.