Штраф за рекламу лечебных свойств БАД обойдется рекламодателям и рекламораспространителям в сумму до полумиллиона рублей!

Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни и вольно или невольно мы вынуждены слушать и созерцать то, что нам предлагают рекламодатели. Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://fp.crc.ru/gosregfr), по состоянию на 10.04.2013 зарегистрировано более 9600 наименований биологически активных добавок.  В настоящее время большинство рекламных объявлений о биологически активных добавках (БАД) в эфире теле- и радиоканалов создают у потребителей заблуждение об их потребительских свойствах. Для достижения экономической выгоды рекламодатели используют различные уловки, чтобы заманить потенциального покупателя в свои сети.  Каждое рекламное сообщение рассчитано на свою аудиторию, в основном, интерес к БАД возникает у людей преклонного возраста.  Под воздействием соответствующей рекламы потребитель полагает, что применяя биологически активные добавки можно вылечиться от заболевания. В результате, ошибочное представление потребителя о свойствах БАД как о лекарстве приводит к тому, что заболевание  продолжает прогрессировать. 

На сегодняшний день Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (п.1 ст. 25) установлено, что реклама БАД не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами. Однако рекламодатели прибегают к различным способам донесения информации, вводящей потребителей в заблуждение.

Для обеспечения прав потребителей на достоверную рекламу БАД и усиление ответственности за нарушение законодательства о рекламе Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «О рекламе» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.  Документ разработан Федеральной антимонопольной службой России во исполнение поручение Президента РФ.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О рекламе» в части обязательного указания в рекламе БАД информации о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.  В рекламе БАД, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, при этом указанному предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Законопроектом ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части рекламы БАД возлагается не только на рекламодателя, но и на рекламораспространителя.    

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 5, согласно которой нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок   выделяется в качестве самостоятельного состава правонарушения,   за которое устанавливается  административная ответственность на граждан в  размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Н.Н. Бережнова, ведущий специалист-эксперт Амурского УФАС России

 

Источник информации:   Официальный сайт Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru