Анализ состояния конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в Амурской области.

Амурское УФАС России, во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» и приказа ФАС России от 30.05.2013 № 373/13 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», провело анализ состояния конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в Амурской области.

Цель анализа – установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива Амурской области, анализ и оценка состояния конкурентной среды на данных товарных рынках, изучение тенденций их развития и сложившихся характеристик.

Анализ проведен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в ред. Приказов ФАС России от 03.02.2012 № 65, от 12.03.2013 № 143/13).

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД);

Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в ред. Приказов ФАС России от 03.02.2012 № 65, от 12.03.2013 № 143/13).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого товарного рынка использовались: сведения хозяйствующих субъектов, действующих на мелкооптовых рынках нефтепродуктов Амурской области; сведения Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Амурской области; данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.

Исследование состояния конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в Амурской области проводилось в соответствии с Порядком и включает в себя следующие этапы:

1.      Определение временного интервала исследования товарного рынка.

2.      Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.      Определение географических границ товарного рынка.

4.  Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

5.      Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

6.      Определение уровня концентрации товарного рынка.

7.      Определение барьеров входа на товарный рынок.

8.      Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

1. Временной интервал исследования

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик мелкооптовых рынков автомобильных бензинов и дизельного топлива, которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования мелкооптовых рынков нефтепродуктов в Амурской области в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» определен 2012 год.

 

2. Продуктовые границы рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, мелкооптовая торговля нефтепродуктами классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяет область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химичекские эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторного топлива для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: летнее – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О°С и выше; зимнее – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (t застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (t застывания топлива не выше минус 45°С); арктическое – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение - топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей. При переходе с одной марки на другую двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

В целях настоящего исследования, учитывая специфику мелкооптовых рынков нефтепродуктов, продуктовые границы исследуемого рынка определены по следующим товарным группам:

-  мелкооптовая реализация автомобильного бензина А-76 (АИ-80);

-  мелкооптовая реализация автомобильного бензина АИ-92;

-  мелкооптовая реализация автомобильного бензина АИ-95;

-  мелкооптовая реализация автомобильного бензина АИ-98;

-  мелкооптовая реализация дизельного топлива.

 

3. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступают автомобильные бензины в разрезе видов (марок) и дизельное топливо.

По результатам выборочного опроса розничных продавцов нефтепродуктов было установлено, что при выборе оптового продавца они отдают предпочтение, в первую очередь, ценовой категории, качеству продукции, территориальному расположению.

Оптовая реализация нефтепродуктов осуществляется по двум направлениям:

-        оптовые поставки из других регионов на нефтебазы (хранилища нефтепродуктов), расположенные на территории Амурской области (первичный рынок);

-        мелкооптовые поставки нефтепродуктов с нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов), расположенных на территории Амурской области, потребителям Амурской области (вторичный рынок).

Специфика рынка мелкооптовой реализации нефтепродуктов в Амурской области, анализ состава продавцов и покупателей свидетельствуют о региональном характере рынка.

Таким образом, географические границы мелкооптового рынка автомобильных бензинов и дизельного топлива определены в территориальных границах Амурской области.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Поставщиками на мелкооптовом рынке нефтепродуктов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке автомобильных бензинов и дизельного топлива в мелкооптовом сегменте товарного рынка, в том числе хозяйствующие субъекты, закупающие товар преимущественно для целей последующей перепродажи.

Покупателями на указанном рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию автомобильного бензина и дизельного топлива, крупные промышленные предприятия, приобретающие нефтепродукты преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.

Поставки нефтепродуктов на территорию Амурской области осуществляются железнодорожным транспортом. Мелкооптовые поставки нефтепродуктов потребителям на данном уровне рынка осуществляются автомобильным транспортом.

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с пунктом 6.1 Порядка определен как сумма объемов продаж автомобильного бензина  марок   А-76, АИ-92,  АИ-95, АИ-98 и дизельного топлива в географических границах Амурской области. Объем товарных ресурсов, реализованных субъектами мелкооптового рынка нефтепродуктов, оценивался в натуральном выражении в тоннах.

Первичный оптовый рынок реализации автомобильных бензинов в Амурской области из-за отсутствия собственных нефтеперерабатывающих предприятий формируется за счет поставок нефтепродуктов из других регионов страны.

В связи с удаленностью Амурской области от центральных регионов Российской Федерации, система обеспечения потребителей Амурской области бензином представлена в большей степени нефтеперерабатывающими заводами Хабаровского края и Иркутской области. Поставки нефтепродуктов в Амурскую область осуществляются железнодорожным транспортом.

ОАО «Амурнефтепродукт», принадлежащее к группе лиц ВИНК ОАО «НК «Альянс», в 2012 году занимало лидирующее положение на региональном товарном рынке мелкооптовой реализации дизельного топлива и автомобильных бензинов марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95, АИ-98 с размером рыночной доли более 35 процентов.

 

6. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемого рынка использовался коэффициент рыночной концентрации (CR-3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Результаты проведенного исследования показали, что первичный  и вторичный оптовые рынки реализации автомобильных бензинов на территории Амурской области в разрезе марок бензина относятся к высококонцентрированному типу с неразвитой конкуренцией.

Первичный оптовый рынок реализации дизельного топлива на территории Амурской области относится к умеренно концентрированному типу рынка, на вторичном же рынке конкуренция не развита, уровень экономической концентрации оценивается как высокий.

 

7. Барьеры входа на товарный рынок

Амурское УФАС России в ходе анализа мелкооптовых рынков автомобильных бензинов и дизельного топлива в Амурской области выявило наличие как административных, так и экономических барьеров входа для новых хозяйствующих субъектов на исследуемый товарный рынок.

В особую группу барьеров можно отнести экологические барьеры, связанные со спецификой товара в рамках исследуемых продуктовых границ, а именно его огнеопасность, взрывоопасность, способность наносить вред окружающей среде и здоровью человека.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Главной особенностью рынка нефтепродуктов Амурской области является отсутствие на ее территории первичного рынка, где в качестве продавцов выступали бы нефтеперерабатывающие заводы и предприятия, а так же их сбытовые структуры. Отсутствие хозяйствующих субъектов (производителей) в данном секторе экономики Амурской области на первичном товарном рынке обусловлено высокими входными барьерами. Для организации бизнеса в области нефтепереработки требуются большие капитальные вложения. В настоящее время формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию Амурской области из других регионов.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов в Амурской области показал, что мелкооптовые рынки бензина марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95, АИ-98 обладают высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.

На мелкооптовом рынке дизельного топлива уровень экономической концентрации является умеренным, конкуренция здесь более развита, чем на рынке мелкооптовой реализации автомобильных бензинов.

Структура исследуемых рынков характеризуется высокой рыночной долей                             ОАО «Амурнефтепродукт», которое входит в одну группу лиц с ОАО «НК «Альянс» и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % по товарной группе «автомобильные бензины» на территории Амурской области.

В Амурской области создание благоприятных условий для развития конкуренции на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов, ограничение недобросовестной ценовой конкуренции и пресечение монополистической деятельности находится на постоянном контроле Амурского УФАС России.