Анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в Амурской области.

Амурское УФАС России, во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» и приказа ФАС России от 30.05.2013 № 373/13 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», провело анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в Амурской области.

Цель анализа – установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний  на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива Амурской области, анализ и оценка состояния конкурентной среды на данных товарных рынках, изучение тенденций их развития и сложившихся характеристик.

Анализ проведен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в ред. Приказов ФАС России от 03.02.2012 № 65, от 12.03.2013 № 143/13).

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД);

Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в ред. Приказов ФАС России от 03.02.2012 № 65, от 12.03.2013 № 143/13).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого товарного рынка использовались сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории Амурской области; сведения администраций городов и районов Амурской области, Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области; статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.

Исследование состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в Амурской области проводилось в соответствии с Порядком и включает в себя следующие этапы:

1.      Определение временного интервала исследования товарного рынка.

2.      Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.      Определение географических границ товарного рынка.

4.    Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

5.      Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

6.      Определение уровня концентрации товарного рынка.

7.      Определение барьеров входа на товарный рынок.

8.      Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

1. Временной интервал исследования

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничных рынков автомобильных бензинов, которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничных рынков автомобильных бензинов и дизельного топлива в Амурской области в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» определен 2012 год.

 

2. Продуктовые границы рынка

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля нефтепродуктами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяет область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химичекские эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторного топлива для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: летнее – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О°С и выше; 3 зимнее – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (t застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (t застывания топлива не выше минус 45°С); арктическое – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение - топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей. При переходе с одной марки на другую двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

В целях настоящего исследования, учитывая специфику локальных розничных рынков нефтепродуктов, продуктовые границы исследуемого рынка определены по следующим товарным группам:

-  автомобильный бензин А-76, АИ-80 (и аналоги);

-  автомобильный бензин АИ-92 (и аналоги);

-  автомобильный бензин АИ-95 (и его аналоги);

-  автомобильный бензин АИ-98;

-  дизельное топливо.

 

3. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступают автомобильные бензины в разрезе видов (марок) и дизельное топливо.

Розничный рынок автомобильных бензинов и дизельного топлива определен как локальный в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории, где расходы на приобретение топлива не приводят к увеличению его стоимости для потребителя более чем на 10%, и его географические границы определены границами муниципальных районов и городских округов Амурской области. В составе Амурской области находится 20 районов и 9 городских округов.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничных рынках нефтепродуктов в Амурской области являются хозяйствующие субъекты, осуществлявшие в 2012 году деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами и дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках нефтепродуктов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины и дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с пунктом 6.1 Порядка определен как сумма объемов продаж автомобильного бензина  марок   А-76, АИ-92,  АИ-95, АИ-98 и дизельного топлива в географических границах локальных рынков и Амурской области в целом. Объем товарных ресурсов, реализованных субъектами розничного рынка нефтепродуктов, оценивался в натуральном выражении в литрах.

Количественные показатели, характеризующие структуру розничного рынка бензина автомобильного (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами, и сведений администраций муниципальных образований Амурской области.

В 2012 году на розничных локальных рынках реализации автомобильных бензинов в Амурской области выявлено 5 хозяйствующих субъектов, доля которых на указанных рынках превышала 35 процентов, на рынках реализации дизельного топлива – 3 хозяйствующих субъекта. Лидирующие позиции среди прочих хозяйствующих субъектов занимает ОАО «Амурнефтепродукт», автозаправочные станции которого расположены в большинстве городов и районов Амурской области.

 

6. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемых локальных рынков использовался коэффициент рыночной концентрации (CR-3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Исходя из расчетных значений коэффициента рыночной концентрации, рассматриваемый рынок автомобильных бензинов и дизельного топлива в разрезе локальных рынков оценивается как высококонцентрированный, за исключением товарного рынка автомобильного бензина марки А-76 в географических границах г.Свободного, где уровень концентрации является умеренным.

7. Барьеры входа на товарный рынок

Амурское УФАС России в ходе анализа рынка розничной реализации нефтепродуктов в Амурской области выявило наличие как административных, так и экономических барьеров входа для новых хозяйствующих субъектов на исследуемый товарный рынок.

В особую группу барьеров можно отнести экологические барьеры, связанные со спецификой товара в рамках исследуемых продуктовых границ, а именно его огнеопасность, взрывоопасность, способность наносить вред окружающей среде и здоровью человека. Экологические барьеры тем самым оказывают влияние на размещение АЗС в границах муниципальных образований.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на розничных локальных рынках нефтепродуктов Амурской области показал, что высокий уровень экономической концентрации сохраняется на всей ее территории. Присутствие на рынке вертикально-интегрированных нефтяных компаний, их сложившиеся хозяйственные связи являются факторами, препятствующими развитию эффективного рыночного механизма и ограничивающими развитие конкуренции в данной сфере.

Плотность размещения АЗС на территории Амурской области в границах муниципальных образований различна. В крупных населенных пунктах, особенно в  г.Благовещенске, ощущается избыток АЗС, в то время как в селах области, в ее северных районах и на трассе «Чита-Хабаровск» количество АЗС недостаточно.

Розничный рынок дизельного топлива в Амурской области характеризуется сезонностью спроса на рынке. Так, наибольший объем потребления нефтепродуктов в году приходится на 3 и 4 квартал, что связано с наличием большого числа сезонных потребителей: сельхозпроизводителей, золотодобывающих артелей, лесозаготовительных компаний.

Структура исследуемых рынков характеризуется высокой рыночной долей ОАО «Амурнефтепродукт», которое входит в одну группу лиц с ОАО «НК «Альянс» и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % по товарной группе «автомобильные бензины» на территории Амурской области.