АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, во исполнение пункта 2 приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12                «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», провело анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2013 году, утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков (далее - Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

1.  Общие положения.

2.  Временной интервал исследования товарного рынка.

3.  Продуктовые границы товарного рынка.

4.  Географические границы товарного рынка.

5.  Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6.  Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

7.  Уровень концентрации товарного рынка.

8.  Барьеры входа на товарный рынок.

9.  Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

1.     Общие положения

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области, установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)) на данном товарном рынке, актуализация Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по результатам настоящего исследования.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области использовались следующие нормативные правовые акты:

1.  Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

3.  Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

4.  Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии).

5.  Общероссийский классификатор видов экономической деятельности                 ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст.

6.  Приказы Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.10.2006 № 82-пр/э «О присвоении статуса гарантирующего поставщика субъектам розничного рынка электрической энергии в Амурской области» (в редакциях от 16.10.2009, от 27.11.2009, от 16.07.2010, от 02.08.2011, от 02.08.2011, от 08.05.2013), от 10.08.2012 № 130-пр/э, от 26.04.2013 № 69-пр/э, от 08.05.2013 № 74-пр/э.

Источником исходной информации являются сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, а также данные о результатах хозяйственной деятельности субъектов розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области, представленные по запросу Амурского УФАС России.

Основные термины, используемые в аналитическом отчете:

Розничные рынки электрической энергии  - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

Субъекты розничных рынков электрической энергии - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии к таким субъектам относятся:

потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

гарантирующие поставщики электрической энергии (далее - гарантирующие поставщики) - коммерческие организации, обязанные в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ                                  «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ним потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии;

производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке - собственники или иные законные владельцы объекта по производству электрической энергии (мощности), которые входят в Единую энергетическую систему России, в отношении которых на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) не зарегистрированы группы точек поставки и установленная генерирующая мощность которых составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт и на которых не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, с использованием которого осуществляется производство электрической энергии (мощности) с целью ее продажи на розничном рынке, а также собственники или иные законные владельцы объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

исполнители коммунальных услуг;

сетевые организации;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках.

Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

2.     Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области в соответствии с Методическими рекомендациями является 2013 год.

 

3.     Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В данном случае в качестве товара выступает электрическая энергия. Производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, поэтому невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) является единым.

Электроэнергия используется во всех сферах жизнедеятельности человека, непосредственно участвует в процессе создания других видов продукции, но при этом обладает совокупностью специфических свойств, отличающих ее от других товаров.

Во-первых, электрическую энергию невозможно визуально обнаружить как вещь, так как момент ее производства и потребления практически совпадают по времени, также ее нельзя накопить и сохранить в значительных количествах подобно другим товарам на складах или в специальных ёмкостях, поскольку в сети она присутствует лишь до того мгновения, пока сеть находится под напряжением, то есть пока энергия подаётся в сеть и потребляется. Во-вторых, полезные свойства электрической энергии реализуются в процессе её потребления, результатом её использования может быть выполненная работа, какая-то другая технологическая операция, но сама электрическая энергия при этом исчезает, она не материализуется в продукции или в иной форме. В-третьих, передача электрической энергии как товара потребителю возможна только с использованием специальных технических средств - сети электропроводов, по которым электрическая энергия поступает в сеть потребителя.

Таким образом, электрическая энергия как товарная продукция отличается тем, что само  её существование проявляется в потреблении, расходовании. По своим функциональным назначениям электроэнергия не может быть сравнима с другими товарами, что свидетельствует об отсутствии товара-заменителя на исследуемом товарном рынке.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности                 ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (далее – ОКВЭД), установлен Раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2).

Продуктовыми границами рынка является «купля-продажа (поставка) электроэнергии».

 

4.     Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», товарный рынок  является сферой обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Выбор потребителем гарантирующего поставщика ограничен нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми порядок перехода к другому гарантирующему поставщику или энергосбытовой организации ограничен определенными условиями, и также связан с расположением сетей, к которым подключен потребитель. Согласно пункту 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Географические границы исследуемого товарного рынка, в соответствии с Методическими рекомендациями,  должны  соответствовать  границам  зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

Географические границы исследования рынка совпадают с зонами деятельности гарантирующих поставщиков Амурской области, а именно:

-           административные границы Амурской области (за исключением: зоны деятельности ООО «Энергокомфорт» Единая Амурская сбытовая компания» в г. Благовещенске по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Амурские коммунальные системы»; зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» (в лице Амурского отделения филиала «Дальневосточный»); с. Осежено и с. Игнашино Сковородинского района; с. Бысса Селемджинского района;  п. Снежногорский Зейского района;  п. Апрельский и с. Пионер Магдагачинского района);

-           территории перечисленных выше населенных пунктов Амурской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевых организаций, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, подлежащих обслуживанию соответствующими энергоснабжающими организациями.

 

5.     Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала.

Покупателями являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (в том числе промышленные предприятия, коммерческие  и некоммерческие организации, сельхозпроизводители, население и другие).

В 2013 году на территории Амурской области осуществляли деятельность 8 энергосбытовых организаций, 7 гарантирующих поставщиков (из 8, которым присвоен данный статус), 18 сетевых организаций, 5 производителей электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями.

 

6.     Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема розничного рынка электрической энергии (мощности) за 2013 год в установленных продуктовых и географических границах исследования, в соответствии с Методическими рекомендациями, проводился на основании данных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, и сведений Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об объемах продаж (поставок) электроэнергии в натуральном выражении (в кВт.ч).

Объем исследуемого розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), производителями электрической энергии (мощности) на розничном рынке, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 

ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт») занимает лидирующее положение по объемам продаж на розничном рынке электрической энергии (мощности) конечным потребителям Амурской области.

На так называемых локальных рынках купли-продажи (поставки) электроэнергии Амурской области сохраняется монопольная структура рынка, где функционирует по одной энергосбытовой организации (гарантирующему поставщику), доля каждой из которых в соответствующих географических границах составляет 100 %.

 

7.     Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Для розничного рынка электрической энергии (мощности) в административных границах Амурской области в 2013 году значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70 %, что свидетельствует о высокой степени экономической концентрации.

 

8.     Барьеры входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурское УФАС России в рамках исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области провело опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников.

Обобщив полученную информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что большинство хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке сталкивается с труднопреодолимыми барьерами прежде всего административного и экономического характера.

9.     Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В целом ситуация на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области в 2013 году по сравнению с предыдущим годом существенно не изменилась. Рынок продолжает оставаться в условиях неразвитой конкуренции и характеризуется высокой степенью экономической концентрации. Потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности). В этой связи в области сформировались локальные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности), географические границы которых определяются протяженностью сетей, принадлежащих сетевой организации, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с соответствующей энергосбытовой компанией. Каждая из таких энергосбытовых компаний занимает доминирующее положение на своем локальном рынке с долей 100 %.

Стоит также отметить, что в исследуемом периоде на территориально удаленных и изолированных локальных рынках Амурской области, как и в 2012 году, сохраняется проблема ежегодной смены состава участников рынка по причине отказа от осуществления данного вида деятельности, а также банкротства хозяйствующих субъектов, вырабатывающих электрическую энергию на дизельных электростанциях.