• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Полномочия антимонопольного органа по контролю за ценами на лекарственные средства

Полномочия территориального антимонопольного органа регламентируются статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), пунктом 4 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС от 26.01.2011 № 30.

В соответствии с указанным Положением, территориальные органы осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

Действие Закона «О защите конкуренции» направлено на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» государственному регулированию подлежат цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». Регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственных препараты (далее – ЖНВЛП) осуществляется на федеральном (путем регистрации предельных отпускных цен производителей) и местном (путем установления предельных оптовых и розничных надбавок) уровнях.

В соответствии с пунктом 3.44 Постановления губернатора Амурской области от 22.12.2008 № 491 «Об утверждении Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области устанавливает предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и осуществляет региональный государственный контроль за применением цен на эти лекарственные препараты организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 27.02.2010 № 17-пр/м утверждены предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 2199-р (далее – Перечень ЖНВЛП).

Цены на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛП, являются свободными и формируются продавцами, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Антимонопольный орган в рамках статей 10 и 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции», статьи 13 Закона «О торговле» осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере ценообразования на товары, цены на которые не подлежат государственному регулированию.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться допущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, путем установления и поддержания монопольных цен на товар.

Статьями 11 и 11.1 Закона «О защите конкуренции» введен запрет на соглашения (устные и письменные), согласованные действия хозяйствующих субъектов, направленных на установление поддержание цен на товар.

Сведения о хозяйствующих субъектах, занимающих доминирующие положение на товарном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах муниципальных образований Амурской области, размещены на официальной сайте ФАС России по ссылке - http://reestr.fas.gov.ru/welcome/showreg/131.

Действия хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35 %, по изменению цен на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛС, подлежат проверке на предмет соблюдения требований статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Действия всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации лекарственных средств, подлежат проверке на предмет соблюдения им требований статей 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции». В связи с этим, при наличии у граждан, средств массовой информации сведений о соглашениях о поддержании, изменении цен на лекарственные средства между аптечными учреждениями, о публичных заявлениях должностных лиц аптечных учреждений о совершении действий, направленных на изменение цен, Амурское УФАС России просит направлять имеющиеся сведения в адрес управления.

При этом, учитывая, что в настоящее время наибольшее число заявлений от граждан о фактах повышения цен на лекарственные средства поступает в отношении аптечных учреждений г. Благовещенска, Амурское УФАС России обращает внимание, что товарный рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах г. Благовещенска относится к рынку с развитой конкуренцией.

По результатам проведенного Амурским УФАС России анализа данного рынка не выявлено ни одного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на вышеуказанном рынке. Соответственно, ни один из участников рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах г. Благовещенска не имеет возможности оказывать влияние на обращение товара на данном рынке, влиять на вопросы ценообразования.

Следовательно, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах г. Благовещенска, по установлению цен на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛП, на предмет  их обоснованности не подпадают под запреты, предусмотренные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».