АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам анализа состояния конкуренции на рынке мяса кур (оптовая реализация мяса кур хозяйствующими субъектами, осуществляющими его производство на территории Амурской области за 2012-2014 годы)

1.      Введение

Амурским УФАС России (далее – Управление) во исполнение реализации Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14, было проведено исследование рынка мяса домашней птицы.

Основу исследования товарного рынка составили методические рекомендации ФАС России по проведению анализа конкуренции на рынке мяса домашней птицы (исх. № ЦА/3301/15 от 29.01.2015) (далее – Методические рекомендации).

Целью данного исследования, согласно Методических рекомендаций, является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство мяса кур на территории Амурской области, определение географических границ товарного рынка, барьеров входа на товарный рынок.

2.      Определение временного интервала

В соответствии с Методическими рекомендациями все характеристики товарного рынка определены в пределах временного интервала 2012-2014 годы.

3.   Определение продуктовых границ товарного рынка.

Предварительно, товар подлежащий исследованию, определен как мясо домашней птицы.

Следует отметить, что по информации, представленной Министерством сельского хозяйства Амурской области, в структуре объема производства мяса птицы в Амурской области наибольший удельный вес занимает мясо курицы (до 98,5%). Производство других видов мяса птицы составляет незначительную часть от общего объема и не оказывает решающего влияния на развитие конкуренции и условия обращения товара на рынке мяса птицы.

В Амурской области спрос на мясо птицы местных производителей является стабильным на протяжении ряда лет. В 2014 и 2015 годах, в связи с кризисной ситуацией в стране и запретом на ввоз ряда импортных продовольственных товаров, спрос на мясо птицы резко вырос, поэтому амурская продукция была и остается востребованной не только в Амурской области и в Дальневосточном  федеральном округе, но и в Сибирском и Центральном федеральных округах. Данный сегмент рынка стабильно развивается, импорт мяса кур сокращается.

Мясо птицы – это ценный диетический продукт, уникальный источник белка и важных аминокислот, витаминов, минералов и микроэлементов. По химическому составу мясо птицы отличается от мяса убойных животных повышенным содержанием биологически ценных белков и легкоплавкого жира. Мясо птицы содержит: воды – 50-70 %, белков – 16-22 %, жиров – 16-45%, минеральные вещества и витамины. Мясо и жир птицы хорошо усваиваются организмом человека. По мнению ученых, мясо птицы обеспечивает полноценный баланс белка в организме и является незаменимым материалом для роста и жизнедеятельности.

Мясо кур должно соответствовать требованиям ГОСТа 31962-2013  и вырабатываться по технологической инструкции по производству мяса птицы с соблюдением санитарных и ветеринарных норм и правил. ГОСТ 31962-2013  распространяется на мясо кур - тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части (далее - мясо кур), предназначенные для реализации и производства продуктов питания.

Мясо кур выпускают в виде целых тушек и их частей (кроме цыплят): полутушки, четвертины передние и задние, грудки, окорочка, крылья, голени и бедра.

В зависимости от температуры в толще мышц мясо кур по термическому состоянию подразделяют:

- на остывшее, полученное непосредственно после убоя птицы с температурой не выше 25 °C;

- охлажденное с температурой от минус 2 °C до плюс 4 °C включительно;

- замороженное с температурой не выше минус 12 °C;

- глубокозамороженное с температурой не выше минус 18 °C.

В зависимости от упитанности и качества обработки тушки кур, цыплят-бройлеров подразделяют на 1-й и 2-й сорта.

Тушки и их части должны соответствовать следующим минимальным требованиям:

- быть хорошо обескровленными, чистыми;

не иметь:

- посторонних включений (например, стекла, резины, металла);

- посторонних запахов;

- загрязнений продуктами жизнедеятельности птицы;

- видимых кровяных сгустков;

- остатков частей внутренних органов;

- холодильных ожогов, пятен от разлитой желчи.

Тушки кур выпускают в потрошеном и потрошеном с комплектом потрохов и шеей виде.

Потрошеные - тушки, у которых удалены все внутренние органы, голова (между вторым и третьим шейными позвонками), шея (без кожи) на уровне плечевых суставов, ноги по заплюсневый сустав или ниже его, но не более чем на 20 мм.

Допускается выпускать потрошеные тушки с легкими и почками.

Потрошеные тушки с комплектом потрохов и шеей - потрошеные тушки, в полость которых вложен комплект обработанных потрохов (печень, сердце, мышечный желудок) и шея, упакованные в полимерную пленку, разрешенную для контакта с аналогичными пищевыми продуктами.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, мясо кур классифицируется следующими кодами:

- 10.12.10.110 «Мясо кур охлажденное»,

- 10.12.20.110 «Мясо кур замороженное (подмороженное).

Анализируемый вид деятельности - оптовая реализация мяса кур охлажденного и замороженного (подмороженного) независимым покупателям хозяйствующими субъектами, осуществляющими его производство, и/или иными хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с производителем (I-ый уровень оптовых продаж).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДС Ред. 2), утвержденному приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность по производству мяса домашней птицы классифицируется кодом 01.47.11 «Выращивание сельскохозяйственной птицы на мясо».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения», куры (кроме куриных окорочков) отнесены к социально значимым продовольственным товарам первой необходимости.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"» определен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, в том числе мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или замороженные.

В состав продуктов питания потребительской корзины, мясо птицы (в том числе полуфабрикаты) входит в раздел мясопродукты. Общий объем потребления мясопродуктов составляет, в среднем, 52,2 кг на одного человека в год. В соответствии с рекомендованными рациональными нормами потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, доля птицы в потреблении мясопродуктов должна составлять 41%, то есть 21,4 кг в год. Учитывая  объем производства куриного мяса и продукции из него в области, самообеспечение потребительской корзины в регионе в данном продукте составляет  103,7%.

Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями, продуктовые границы товарного рынка определяются как мясо кур охлажденное и замороженное (подмороженное).

4.      Определение географических границ товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка проводится в соответствии с информацией о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы).

По информации Министерства сельского хозяйства Амурской области, в структуре вывоза мяса птицы за пределы Амурской области, куриное мясо занимает 100%. Доля мяса кур в структуре ввоза занимает 90%, что составляет около 20% областных ресурсов.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем необходимо учитывать требование к условиям транспортировке товара, обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара, организационно транспортные схемы приобретения товара, условия, правила и обычаи делового оборота.

В соответствии с ГОСТом 31962-2013 мясо кур транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, действующими на данном виде транспорта при соблюдении гигиенических требований. Также ГОСТом установлены рекомендованные сроки годности мяса кур.

Рекомендуемые сроки годности охлажденного мяса кур при температуре воздуха в холодильной камере от минус 2 °C до плюс 2 °C включительно: тушек - не более 5 суток, частей тушек - не более 2 суток со дня выработки.

Рекомендуемые сроки годности замороженного мяса кур со дня выработки при температуре воздуха в холодильной камере, обеспечивающей поддержание температуры в толще продукта:

- не выше минус 12 °C - тушек в потребительской таре - не более 8 мес., в групповой упаковке - не более 4 мес.; частей тушек - не более 1 мес.;

- не выше минус 18 °C - тушек в потребительской таре - не более 12 мес., в групповой упаковке - не более 8 мес.; частей тушек - не более 3 мес.;

- не выше минус 25 °C - тушек в потребительской таре - не более 14 мес., в групповой упаковке - не более 11 мес.

Для определения географических границ товарного рынка необходимо установить схему товародвижения, определяющую фактические районы реализации товара (месторасположение независимых покупателей).

Управлением проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство мяса кур на территории Амурской области о фактических регионах реализации продукции. Производители мяса кур представили информацию о реализации продукции независимым покупателям (I-ый уровень оптовых продаж) как самостоятельно, так и через иных хозяйствующих субъектов, входящих с ним в одну группу лиц, с указанием схемы товародвижения продукции.

Структура товаропотоков куриного мяса в разрезе анализируемых периодов показывает, что более 40% произведенного мяса кур реализуется в Амурской области, 36%-45% в Хабаровский край и 14%-17% в Приморский край.

Географические границы исследуемого рынка мяса кур, а именно оптовая реализация куриного мяса независимым покупателям хозяйствующими субъектами – производителями,  определены Управлением как межрегиональные, так как они охватывают территорию трех субъектов (регионов) Российской Федерации, таких как Амурская область, Хабаровский и Приморский края.

5.      Состав хозяйствующих субъектов, схемы реализации продукции, скидок и льгот отдельным приобретателям

В соответствии с Методическими рекомендациями и с учетом целей настоящего исследования участниками анализируемого товарного рынка выступают хозяйствующие субъекты всех форм собственности, осуществляющие производство мяса кур на территории Амурской области.

Информация об участниках рынка – производителях куриного мяса представлена Министерством сельского хозяйства Амурской области и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.

Таким образом, производителями мяса кур на территории Амурской области в 2012-2014 годах являются три хозяйствующих субъекта. Состав участников исследуемого рынка за анализируемый период не менялся. Субъектов хозяйствования, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания  доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по соответствующему рынку на территории Амурской области нет.

6.      Барьеры входа на товарный рынок

            Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

            Результаты опроса производителей мяса кур на территории Амурской области, свидетельствуют о существовании целого ряда факторов (барьеров), с которыми они сталкиваются при осуществлении деятельности и которые способны затруднить вхождение новых хозяйствующих субъектов на рынок.

            Основными экономическими барьерами, на которые указали производители, являются значительные капиталовложения при осуществлении деятельности и расширении производства, а также отсутствие эффективной поддержки отрасли. По мнению хозяйственников данные барьеры является труднопреодолимыми.          

            К административным барьерам относятся ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов, наличие ветеринарно-санитарных требований, а также тарифная политика при осуществлении внутренних перевозок. Все вышеперечисленные барьеры, по мнению производителей, являются труднопреодолимыми. Производители указывают на то, что для осуществления деятельности у них недостаточно собственных средств и отсутствует возможность возврата в срок взятых на себя финансовых обязательств. Поэтому субъекты хозяйствования вынуждены заимствовать денежные средства у кредитных организаций.

            Производители сталкиваются с различными трудностями при ведении своей деятельности,  в частности некоторые указывают на отсутствие капитала на техническое переоснащение производства, собственной кормовой базы и квалифицированных специалистов среднего и низшего звена. Также производители отмечают значительный рост затрат на приобретение ветеринарных препаратов, зерновых культур и сои, кормовых добавок и тары (упаковки).

            Наличие этих и других препятствий вхождения на исследуемый товарный рынок исключает деятельность на нем случайных участников, оставляет преимущество за крупными хозяйствующими субъектами, владеющими достаточно развитым производством.

            Подтверждением наличия барьеров является и тот факт, что за исследуемый период на рынке не появилось ни одного нового хозяйствующего субъекта.

7.      Вывод

            В результате проведения анализа выявлено три хозяйствующих субъекта, осуществляющих производство и реализацию мяса птицы на территории Амурской области:

1.      ООО «Амурский бройлер»

2.      ФГУП «Амурское» ФСИН России

3.      ООО «СПК «Амурптицепром»

При этом, ООО «СПК «Амурптицепром» является специализированным предприятием по производству куриных яиц. Годовой объем поставки куриного мяса обществом на рынок независимым покупателям за исследуемый период является незначительным и составляет <…> от общего объема годовой поставки куриного мяса амурскими производителями в субъекты Российской Федерации.

Основной функцией ФГУП «Амурское» ФСИН России является поставка произведенной предприятием продукции, в том числе куриного мяса, в территориальные органы уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний России на основании государственных контрактов. Реализация мяса кур независимым покупателям является ничтожно малой и составляет <…> от общего объема годовой поставки куриного мяса амурскими производителями в субъекты Российской Федерации.    

ООО «Амурский бройлер» является крупнейшим производителем мяса кур на территории Амурской области. Годовой объем поставки куриного мяса предприятием на рынок независимым покупателям составляет <…> от общего объема годовой поставки куриного мяса амурскими производителями в субъекты Российской Федерации.

В целях развития птицеводства на территории Амурской области Министерством сельского хозяйства Амурской области и Министерством внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области оказывается государственная поддержка:

- предоставление поддержки (грантов) на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

-  предоставление поддержки (грантов) начинающим фермерам (предпринимателям).

Например, с 2012 по 2014 годы господдержка по птицеводству была оказана шести начинающим предпринимателям.

Для развития конкуренции на рынке производства и реализации мяса кур в Амурской области и вхождения на него новых хозяйствующих субъектов необходимо привлечение инвестиционных ресурсов, так как ведение деятельности на данном товарном рынке требует значительных капиталовложений как при расширении деятельности, так и при организации нового производства. Также необходима разработка системы государственной поддержки, которая бы предусматривала компенсацию затрат на реконструкцию старых и строительство новых птицефабрик и мясоперерабатывающих комплексов, обновления материально-технической базы, внедрения новых технологий, повышения уровня качества кадровых ресурсов.

Необходимо государственное субсидирование в приобретении кормовой базы для выращивания птицы на мясо, так как производители куриного мяса в Амурской области, как правило, не имеют своих зерноперерабатывающих предприятий, а закуп кормов становится более затратным на фоне удорожания иностранной валюты.

Для развития конкуренции на рынке производства мяса кур необходимо привлечение новых субъектов хозяйствования, в том числе малого и среднего предпринимательства и оказание вновь вошедшим на рынок производителям государственной поддержки в виде, например, так называемых «налоговых каникул» или снижения налога на прибыль на определенное время для укрепления и наращивания производства.

Расширение ассортимента, повышение качества и снижение себестоимости продукции за счет внедрения современных инновационных технологий в систему производства, хранения и переработки продукции, возможность максимальной загрузки производственных мощностей, обеспечит выпуск конкурентоспособной продукции и послужит развитию конкуренции на рынке производства и реализации мяса кур не только на территории Амурской области, но и на межрегиональных рынках сбыта.