• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Недобросовестная конкуренция как вид противоправного поведения

Основополагающим источником правового регулирования конкурентных отношений является Конституция Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой, устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В развитие указанных положений антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающих негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках.

Российская Федерация является участником международных соглашений в области защиты интеллектуальной и промышленной собственности, в том числе Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, согласно статье 10.bis которой всякий акт, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, считается актом недобросовестной конкуренции.

Такое понимание недобросовестной конкуренции нашло отражение в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, согласно определению, содержащемуся в статье 4 указанного закона, недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Включение в определение недобросовестной конкуренции таких морально-оценочных критериев, как соответствие добропорядочности, разумности и справедливости, связано с многообразием форм и методов недобросовестной конкуренции, не все из которых могут прямо противоречить законодательству или обычаям делового оборота.

Из приведенного выше определения следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно: 

-совершаться хозяйствующими субъектами;

-быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

-противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

-причинять или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации. 

Запрет недобросовестной конкуренции установлен статьей 14 Закона «О защите конкуренции». Указанной нормой, в частности, выделяются следующие специальные формы недобросовестной конкуренции:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

 

Указанный перечень не является закрытым, в зависимости от конкретных обстоятельств актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны действия хозяйствующего субъекта, хотя и не поименованные в статье 14 Закона «О защите конкуренции», но содержащие все признаки недобросовестной конкуренции, установленные общими нормами статьи 4 данного закона.

 

Основным способом получения хозяйствующим субъектом преимуществ при недобросовестной конкуренции является воздействие на потребителей недозволенными средствами, следствием чего является перераспределение спроса в пользу такого лица.

 

Например, такие формы недобросовестной конкуренции, как распространение ложных, неточных или искаженных сведений или некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров, направлены на формирование у потребителя искаженного (неверного) восприятия хозяйствующих субъектов или производимых ими товаров.

Вред, причиняемый хозяйствующим субъектам в результате недобросовестной конкуренции, можно разделить на два вида: материальные убытки и ущерб деловой репутации.

Чаще всего ущерб, наступающий в результате недобросовестной конкуренции, заключается в упущенной выгоде. Практически в любом случае совершения акта конкуренции, как нормальной, так и недобросовестной, создаются условия, способствующие перераспределению спроса - приобретению потребителей одними хозяйствующими субъектами и их потере другими.

Особенностью убытков, причиняемых недобросовестной конкуренцией, является то, что они часто причиняются, хотя и в разной степени, неограниченному кругу конкурентов.

Вторым видом вреда, наступающего вследствие недобросовестной конкуренции, является нанесение ущерба деловой репутации конкурента.

В условиях рынка деловая репутация предпринимателя является одним из важнейших элементов коммерческого успеха, поскольку изменение  репутации напрямую влияет на спрос, обращенный к хозяйствующему субъекту.

Под деловой репутацией обычно понимается сложившееся общественное мнение  о профессиональных  достоинствах и недостатках лица. Такое мнение складывается на основе оценки общественно значимых обстоятельств осуществления лицом своей деятельности. Ущербом деловой репутации следует считать негативные изменения в такой оценке, что может выражаться, например, в изменении положительного мнения о лице на отрицательное, ухудшении мнения о деятельности лица, снижении к нему доверия со стороны контрагентов и покупателей.

Особенностями данного вида вреда является, во-первых, то, что ущерб деловой  репутации, в отличие от убытков, наносится конкретному лицу либо нескольким конкретным лицам. Во-вторых, нанесение в результате недобросовестной конкуренции ущерба деловой репутации обычно влечет и наступление убытков для "пострадавшего" хозяйствующего субъекта.

 

Ответственность хозяйствующих субъектов за недобросовестную конкуренцию определена как нормами Закона «О защите конкуренции», так и специальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в рамках полномочий, определенных статьей 23 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган при установлении факта недобросовестной конкуренции выдает предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, незаконно полученного вследствие недобросовестной конкуренции.

 

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

 

Учитывая, что нормы статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" содержат ряд сходных положений, касающихся распространения не соответствующих действительности сведений, введения потребителей в заблуждение, некорректного сравнения, на практике возникает вопрос соотношения указанных норм права и возможности применения тех или иных санкций за их нарушение.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена статьей 14.3 КоАП РФ.

При этом, одни и те же действия хозяйствующего субъекта могут содержать в себе нарушение как статьи 14 Закона «О защите конкуренции», так и законодательства о рекламе.

В то же время, привлечение лица дважды к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения не допускается.

Согласно позиции, изложенной в постановлении пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58, при разграничении сферы применения названных статей КоАП РФ необходимо исходить из того, что если ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами, находящимися в состоянии конкуренции с указанным лицом, а также иная информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, содержатся в рекламе, то применяется административная ответственность, установленная статьей 14.3 КоАП РФ.

Если информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, распространяется не только посредством рекламы, но и другим способом (например, на этикетках товара, в переписке с контрагентами по договорам), лицо подлежит привлечению к административной ответственности на основании статьи 14.33 КоАП РФ.

 

В рамках контроля за недобросовестной конкуренцией Амурским УФАС России в 2014 году и за истекший период 2015 года было возбуждено и рассмотрено 13 дел о нарушении статьи 14 Закона «О защите конкуренции», из которых вынесено 12 решений о нарушении антимонопольного законодательства.

За указанный период по предписаниям Амурского УФАС России хозяйствующими субъектами, признанными в осуществлении недобросовестной конкуренции, в федеральный бюджет был перечислен незаконно полученный доход в размере 16 100 тыс. рублей.

За нарушение статьи 14.33 КоАП РФ на виновных лиц Амурским УФАС России было наложено административных штрафов на сумму 1 685 тыс. рублей.

Наиболее распространенными формами недобросовестной конкуренции, факты которых были установлены Амурским УФАС России, являются введение потребителей в заблуждение относительно свойств и происхождения товара, незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности, а также фирменного наименования юридического лица.

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

и контроля органов власти Амурского УФАС Росии