• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Бурейского района Амурской обл. в 2014 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

 

по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории

Бурейского района Амурской области в 2014 году

 

Амурским УФАС России проведен анализ товарного рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Бурейского района Амурской области, в связи с поступившим заявлением ОАО «Амурфармация» (<…>) об исключении общества из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания  доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по соответствующей товарной группе в географических границах Бурейского района Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), по следующим параметрам товарного рынка:

1. Общие положения.

2. Временной интервал.

3. Продуктовые границы.

4. Географические границы.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

6. Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

7. Уровень концентрации товарного рынка.

8. Барьеры входа на товарный рынок.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

10. Вывод.

 

1.      Общие положения

 

Целью данного анализа является определение положения ОАО «Амурфармация»  на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Бурейского района Амурской области для принятия решения о необходимости (либо ее отсутствии) внесения изменений в Реестр.

В ходе исследования товарного рынка использовалась следующая нормативная правовая база:

1.   Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.   Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

3.   Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4.     Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081      «О лицензировании фармацевтической деятельности».

5.   Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865          «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

6.   Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств».

7.   Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД).

8.   Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 (далее – ОКУН).

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России (<…>) по анализу состояния конкуренции на товарном рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (далее – Методические рекомендации).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого товарного рынка использовались:

1.   Информация, представленная администрацией Бурейского района Амурской области (<…>).

2.   Информация, представленная территориальным органом Росздравнадзора по Амурской области (<…>).

3.   Данные хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Бурейского района Амурской области в исследуемом временном интервале.

 

2. Временной интервал

 

Временным интервалом исследования товарного рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Бурейского района Амурской области, исходя из цели исследования и особенностей товарного рынка, в соответствии с пунктом 2.1 Порядка, определен 2014 год.

 

3. Продуктовые границы

 

В соответствие с разделом III Порядка определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. В данном случае в качестве товара (услуги) выступает услуга розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

   Процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

3.1. Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011  № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

–          аптека готовых лекарственных форм;

–          аптека производственная;

–          аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

–          аптечный пункт;

–          аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" в перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность  в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения включены хранение, перевозка, отпуск, изготовление препаратов для медицинского применения, а также  оптовая и розничная торговля препаратами для медицинского применения.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

3.2. При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

–          приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

–          приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

–          приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

При выявлении взаимозаменяемых товаров в соответствии с пунктом 3.8 Порядка использовался метод «теста гипотетического монополиста», заключающийся в выяснении мнения приобретателей товара (услуги) о составе группы взаимозаменяемых товаров (услуг). В данном случае приобретателями услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является население муниципального образования (города или района).

Амурским УФАС России был проведен опрос населения – потребителей услуг изучаемого рынка. Результаты «теста гипотетического монополиста» показали, что практически все респонденты (более 99%) не будут заменять услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, если цена на них долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов.

На основании всего вышеизложенного, с учетом положений пункта 3.9 Порядка, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка признаются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в соответствии с кодом ОКВЭД:

 

РАЗДЕЛ G ОПТОВАЯ И  РОЗНИЧНАЯ  ТОРГОВЛЯ;  РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МОТОЦИКЛОВ, БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПРЕДМЕТОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

 

52   Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

 

52.3 Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами,                  косметическими и парфюмерными товарами

 

4. Географические границы

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной  группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар (услугу) и не имеют такой  возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступают услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций, анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится в географических границах муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.5 Порядка также проводилось с использованием метода «теста гипотетического монополиста», заключающегося в выяснении мнения приобретателей товара (услуги) о географических границах исследуемого товарного рынка.

В результате проведенного «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей услуг изучаемого рынка. Для этого респонденты отвечали на вопросы: «Готовы ли Вы приобретать услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами у продавцов, расположенных за пределами Вашего муниципального образования (города или района), если цена на данные услуги в географических границах Вашего муниципального образования долговременно (дольше одного года) повысится на 5–10 процентов, а цена за пределами указанных границ останется прежней? В случае положительного ответа укажите, у каких продавцов и в каком количестве Вы предпочтете приобрести данные услуги?». Обобщенные ответы респондентов показали, что более 99% опрошенных физических лиц (населения) не готовы приобретать вышеупомянутые услуги у продавцов, расположенных за пределами муниципального образования (города или района), в котором они проживают.

Таким образом, учитывая цели настоящего исследования, положения пункта 3 Методических рекомендаций, географическими границами исследуемого товарного рынка признаются границы Бурейского района Амурской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с Методическими рекомендациями и с учетом целей настоящего исследования продавцами на исследуемом товарном рынке выступают хозяйствующие субъекты всех форм собственности, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и занимающиеся розничной реализацией лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров на территории Бурейского района Амурской области. Покупателями на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются физические лица (население).

Амурское УФАС России для определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, основывалось на сведениях, указанных в заявлении ОАО «Амурфармация», на информации, представленной администрацией Бурейского района Амурской области и территориальным органом Росздравнадзора по Амурской области.

Согласно полученным данным, на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Бурейского района Амурской области в 2014 году деятельность осуществляли следующие хозяйствующие субъекты (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Состав хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах

Бурейского района Амурской области в 2014 году

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта (ИНН)

Юридический адрес

1

ОАО "Амурфармация" <…>

<…>

2

ООО "Аптека Айболит" <…>

<…>

3

ГБУЗ АО "Бурейская больница" <…>

<…>

4

БУМП "Фарматон" <…>

<…>

5

ИП <…>

<…>

 

Таким образом, установлено, что на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Бурейского района Амурской области в 2014 году деятельность осуществляли 5 хозяйствующих субъектов. Основываясь на результатах аналитического отчета, выполненного за 2012-2013 годы по соответствующему товарному рынку в исследуемых географических границах, можно говорить о том, что на рынке появился один новый хозяйствующий субъект - ИП <…>. ООО «Будь здоров» <…>, имеющее лицензию на осуществление фармацевтической деятельности на территории Бурейского района Амурской области, состоящую в реестре лицензий Росздравнвдзора, розничную торговлю лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Бурейского района Амурской области не осуществляет, по причине ликвидации юридического лица в 2014 году, о чем имеются сведения в едином государственном реестре юридических лиц. ООО «А-Медио», имеющее лицензию,  состоящую в реестре лицензий Росздравнвдзора, фармацевтическую деятельность на территории вышеназванного района начала осуществлять только в 2015 году.

ОАО «Амурфармация» включено в Реестр на основании приказа Амурского УФАС России от 19.12.1994 № 79-в (с изменениями, внесенными приказами Амурского УФАС России от 13.04.2009 № 117, от 29.10.2012 № 497/28, от 29.10.2014 № 241/28).

 

6. Определение объема товарного рынка и  долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет объема товарного рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Бурейского района Амурской области, а также определение долей хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, произведено на основании данных о товарообороте аптечных учреждений, представленных по запросу Амурского УФАС России хозяйствующими субъектами, оказывавшими рассматриваемый вид услуг в установленных географических границах в исследуемом периоде.

В соответствии с разделом VI Порядка общий объем товарного рынка определен как сумма товарооборотов аптечных учреждений хозяйствующих субъектов, действующих в географических границах Бурейского района Амурской области на рассматриваемом товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах рассчитывается как выраженное в процентах отношение общего (годового) суммарного товарооборота всех аптечных организаций хозяйствующего субъекта или группы лиц, действующих на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала в стоимостном выражении к годовому объему рассматриваемого товарного рынка.

В рамках настоящего исследования помимо общего объема товарного рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Бурейского района Амурской области дополнительно рассчитывался объем товарного рынка розничной торговли лекарственными препаратами.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов рассчитаны и представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, в географических границах Бурейского района Амурской области в 2014 году

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество аптечных организаций

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций), тыс. руб.

Доля, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

1

ОАО "Амурфармация"

<…>

<…>

> 50%

2

ООО "Аптека Айболит"

<…>

<…>

<…>

3

ГБУЗ АО "Бурейская больница"

<…>

<…>

<…>

4

БУМП "Фарматон"

<…>

<…>

<…>

5

ИП <…>

<…>

<…>

<…>

ИТОГО:

<…>

<…>

100,00

 

Удельный вес товарооборота от реализации лекарственных препаратов в общем объеме продаж отличается незначительно и не изменил интервальные границы рыночной доли ОАО "Амурфармация" на товарном рынке в географических границах Бурейского района Амурской области.

Объем исследуемого товарного рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Бурейского района Амурской области в 2014 году составил <…>тыс. рублей. Рост объема товарного рынка, в сравнении с данными анализа за 2013 год по соответствующему рынку, составил 110,42%.

Из вышеприведенных расчетов следует, что в 2014 году на исследуемом товарном рынке в географических границах Бурейского района Амурской области доминирующее положение продолжает занимать ОАО «Амурфармация», так как его доля превышает 50% и составляет  <…>%.

Справочно: доля ОАО «Амурфармация» по данным аналитического отчета по соответствующему товарному рынку в исследуемых географических границах в 2012 году составляла <…>%, в 2013 году – <…>%.

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

                                                                                                          n   

CR=SUM   D,

                                                                                                              i=1         i

где:

D – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах – СR3.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

                                                                                                                  N             2

HHI=SUM   D,

                                                                                                                i=1         i

где:

D – выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее число хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Расчетные значения коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Показатели уровня концентрации товарного рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Бурейского района Амурской области

 

Временной интервал, год

Показатели концентрации рынка

Уровень концентрации товарного рынка

Коэффициент рыночной концентрации (CR-3), %

Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

2014

99,62

4535,77

Высокий

 

 

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации  Герфиндаля-Гиршмана  выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Анализ расчетных значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что исследуемые локальные товарные рынки относятся к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70%.

Сравнительный анализ данных, полученных в результате изучения соответствующего товарного рынка за 2012-2013 годы, показал, что уровень концентрации изучаемого товарного рынка не изменился.

 

8. Барьеры входа на товарный рынок

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Результаты опроса аптечных учреждений Бурейского района Амурской области, проведенного Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка, свидетельствуют о существовании целого ряда факторов (барьеров), с которыми они сталкиваются при осуществлении деятельности и которые способны затруднить вхождение новых хозяйствующих субъектов в розничный сектор фармацевтического рынка, как административного, так и экономического характера.

Одним из главных барьеров на исследуемом рынке, по мнению хозяйствующих субъектов участвовавших в опросе, является высокий уровень конкуренции, а также низкая платежеспособность населения, получение лицензии, высокие арендные платежи. Все вышеназванные барьеры являются труднопреодолимыми с точки зрения возможности потенциальных продавцов стать участниками рассматриваемого рынка.

Наличие этих и других препятствий  вхождения на исследуемый товарный рынок новых участников исключает деятельность на нем случайных продавцов, оставляет преимущество за  крупными хозяйствующими субъектами, владеющими достаточно развитыми аптечными сетями и, тем самым, оказывает влияние на перспективы развития конкуренции на рынке.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Характеризуя товарный рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Бурейского района Амурской области, можно отметить, что данный товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынков с неразвитой конкуренцией.

Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами относится к социально-значимым рынкам, так как лекарства напрямую влияют на жизнь и здоровье людей, однако их качество, эффективность и безопасность не может быть определены самими потребителями, при этом формирование спроса на лекарственные препараты осуществляют не их конечные потребители, а врачи и фармацевты.

В ходе проведенного исследования были выявлены факторы (барьеры), с которыми сталкиваются участники товарного рынка и которые затрудняют вхождение новых хозяйствующих субъектов. Основываясь на результатах аналитического отчета соответствующего товарного рынка в тех же географических границах за 2012-2013 годы, можно судить о том, что в 2014 году на исследуемом рынке появился только один новый участник – индивидуальный предприниматель, который занимает незначительную долю на рынке <…>.

Присутствие на фармацевтическом рынке ОАО «Амурфармация», с его хорошо отлаженными связями с поставщиками и лечебными учреждениями, развитой аптечной сетью с выраженным территориальным преобладанием, широким ассортиментом и удобством обслуживания клиентов играет важнейшую роль в обеспечении населения Амурской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, но в то же время становится фактором, ограничивающим развитие конкуренции в данной сфере. Несмотря на это, предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, действующие на рынке непродолжительный период времени, стараются выстоять и укрепить свои позиции, налаживая  экономические связи с поставщиками и потребителями.

Учитывая социальную значимость данного рынка, необходимо отметить, что для успешной работы на рынке фармацевтических товаров в сложившихся условиях и развития конкурентной среды необходимо особое внимание уделять качеству сервиса, расширению перечня предоставляемых услуг, повышению профессионального уровня персонала, а также грамотной политике руководящего звена.

 

10. Вывод

 

В результате проведенного Амурским УФАС России исследования на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Бурейского района Амурской области в 2014 году определено положение хозяйствующего субъекта - ОАО «Амурфармация». Общество продолжает занимать доминирующее положение, и его доля превышает 50% (таблица 4).

 

            Таблица 4

 

Сведения о доминирующем положении хозяйствующего субъекта в пределах географических границ исследуемого товарного рынка

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Юридический адрес, ИНН

Географические границы рынка

Доля, %

2012 год*

2013 год*

2014 год

ОАО "Амурфармация"

<…>

Бурейский район

Амурской области

> 50%

> 50%

> 50%

 

 

ОАО «Амурфармация» является одной из наиболее развитых аптечных сетей Амурской области с выраженным территориальным преобладанием. Общество занимает устойчивые лидирующие позиции в общем объеме регионального фармацевтического рынка, играет важнейшую роль в обеспечении населения области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

По результатам исследования других хозяйствующих субъектов, с рыночной долей  превышающей 35%, не установлено.     

Исследованный товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынков с неразвитой конкуренцией.

 

 


* - сведения из аналитического отчета за 2012-2013 годы по соответствующему товарному рынку.