• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Изучение состояния конкуренции на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых Амурской области

Изучение состояния конкуренции на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых Амурской области

Амурским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых, во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14.

Амурская область обладает значительными ресурсами поверхностных и подземных вод. Общая длина рек превышает 77 тысяч километров. Крупнейшие реки области: Амур, Зея, Бурея, Селемджа, Гилюй, Олекма, Нюкжа. По разнообразию ихтиофауны река Амур занимает одно из ведущих мест. В ней водятся более 130 видов и подвидов рыб.

Водные объекты области используются главным образом для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, выработки электроэнергии, добычи полезных ископаемых, водного транспорта и сброса сточных вод. Несмотря на существующий потенциал, товарное рыбоводство в Амурской области не развито.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Росрыболовства, на территории Амурской области зарегистрированы три хозяйства товарного рыбоводства.

Проанализировав информацию, представленную данными хозяйствующими субъектами в Амурское УФАС России, можно сделать вывод о том, что на территории Амурской области два хозяйствующих субъекта  не осуществляли закуп и реализацию рыбоводной продукции лососевых, объяснив это неблагоприятными климатическими условиями. Указанные хозяйствующие субъекты занимаются разведением и реализацией рыбы семейства карповых.

Одним индивидуальным предпринимателем в 2012 году было приобретено 2 тонны рыбопосадочного материала лососевых (мальки форели радужной), поставщиком являлось ФГБУ «Амуррыбвод» (Хабаровский край). Индивидуальный предприниматель указал на то, что на территории Дальнего Востока другие поставщики рыбопосадочного материала лососевых видов рыб, в частности форели, отсутствуют. Реализация форели радужной в 2014 году осуществлялась в розницу, частным лицам (населению) без заключения договоров купли-продажи.

Из вышеизложенного следует, что на территории Амурской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых.

 

К барьерам входа на рынок оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых относятся:

•     экономические – значительные капиталовложения и сроки окупаемости капитальных вложений, высокая стоимость качественных специализированных кормов;

•  административные – ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов из-за проблемы оформления рыбоводных участков в аренду или пользование. Проблемы в получении разрешительных документов, в частности получение в право пользования рыбоводного участка, а также с переводом земель из одной категории в другую;

•    стратегические и организационные – наличие долгосрочных договоров с потребителями рыбоводной продукции лососевых и отсутствие платежеспособного спроса со стороны потребителей продукции лососевых.

Указанные барьеры относятся к труднопреодолимым. Правительством Амурской области, в связи с незначительными объемами производства товарной рыбы, в целях стимулирования и увеличения ее производства в рамках мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013-2020 годы» была предусмотрена господдержка «Возмещение части затрат на закуп комбикормов для рыбоводства». Государственная поддержка в 2013-2015 годы осуществлялась в форме субсидии на возмещение части затрат на закуп комбикормов для рыбоводства, а ранее в 2011 и 2012 годы на возмещение части затрат еще и на приобретение рыбопосадочного материала.

В настоящее время в связи с ограниченным бюджетным финансированием указанных выше мероприятий программы, данное направление государственной поддержки не осуществляется, соответственно действующие рыбоводные предприятия не имеют достаточно оборотных средств на приобретение малька (форели) и комбикормов. Также данная причина тормозит процесс включения в это производство дополнительных участников. Кроме того, сказывается недостаток квалифицированных специалистов в этой области.

К существенной проблеме нужно отнести отсутствие производства комбикормов на территории региона. Приобретение комбикорма для форели в западных странах очень затратное, порядка 80 рублей за килограмм. В   перспективе в нашей области в Белогорском районе планируется строительство современного комбикормового завода, на котором будет организовано производство гранулированных кормов для рыб в товарных рыбоводческих хозяйствах, включая комбикорм для форели.

Кроме вышеуказанных факторов также сдерживает процесс развития рыбоводства на территории области отсутствие информации о водоемах, в границах которых возможно осуществление товарного рыбоводства. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 № 1183 «Об утверждении правил определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками» и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.03.2015№ 94 «Об утверждении порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков», в целях определения границ рыбоводных участков принято решение о создании соответствующей межведомственной комиссии. Проект постановления Правительства Амурской области о создании комиссии проходит визирование заинтересованными должностными лицами.

Наряду с этим, в настоящее время министерство сельского хозяйства Амурской области ведет активную работу по программам грантовой поддержки «Начинающий фермер» и «Создание семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерских хозяйств». По указанным программам государственная поддержка идет сразу после прохождения конкурсного отбора, в том числе гранты для рыборазведения.