ОТЧЕТ по результатам исследования состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям (включая услуги авиатопливообеспечения воздушных судов)

ОТЧЕТ

по результатам исследования состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям (включая услуги авиатопливообеспечения воздушных судов)

 

Общие положения

Амурским УФАС России, во исполнение приказа ФАС России от 18.12.2014   № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы», проведено исследование состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов).

Целью настоящего исследования является анализ и оценка конкуренции на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) и определение взаимосвязи между состоянием конкуренции и поведением участников рынка.

Настоящее исследование проводилось в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок). Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России, согласно которым данная аналитическая работа состоит из двух разделов.

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ – анализ и оценка конкуренции на  рынках аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям за исключением услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов,  и определение взаимосвязи между состоянием конкуренции и поведением участников рынка.

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – анализ и оценка конкурентной среды на  рынках услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов, оказываемых в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям, и определение взаимосвязи между состоянием конкуренции и поведением участников рынка.

 

Временной интервал исследования

Временным интервалом исследования рынка аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) в соответствии с Методическими рекомендациями определен период  2012-2014 годов.

 

Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В настоящем исследовании под товаром понимаются аэропортовые услуги (услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию) воздушных перевозок в аэропортах, то есть аэропортовая деятельность.

В соответствии с пунктом 1.3.5 приказа ФСВТ Российской Федерации от 24.04.2000 № 98 аэропортовая деятельность (аэропортовые услуги) – это деятельность, осуществляемая юридическими лицами, по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

Перечень видов аэропортовой деятельности установлен пунктом                       1.5 вышеназванного приказа и включает в себя:

- авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

- осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

- аэродромное обеспечение;

- электросветотехническое обеспечение;

- штурманское обеспечение;

- радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь;

- обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения;

- инженерно-авиационное обеспечение;

- обеспечение авиационной безопасности;

- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;

- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

- метрологическое обеспечение;

- метеорологическое обеспечение.

Перечень работ в рамках аэропортовых услуг (аэропортовой деятельности) также установлен приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241.

Каждый из перечня сборов и тарифов установлен за определенный оказываемый комплекс услуг.

Товарные границы рынка определяются также исходя из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийскими классификаторами – продукции по видам экономической деятельности (ОКПД)  и видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Так, в соответствии с ОКПД исследуемый товар определяется по группе «услуги вспомогательные транспортные прочие воздушного транспорта» (код 6236000) как «услуги аэропортов, связанные с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, включая услуги по эксплуатации взлетно-посадочных полос» (код 6326010).

Согласно ОКВЭД услуги по аэропортовому обслуживанию могут быть исследованы по группе «транспорт и связь», включающую в себя «эксплуатацию взлетно-посадочных полос и т.п.» (код 63.23.3) и «деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» (код. 63.23.4).

На первом этапе исследования (ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ отчета) рассматривается аэропортовая деятельность за исключением деятельности по обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.

Поэтому под товаром надлежит понимать работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов (аэропортовые услуги).

Продуктовыми границами товарного рынка в данном случае являются работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов в аэропорту (аэропортовые услуги).

На втором этапе исследования (ВТОРОЙ РАЗДЕЛ отчета) рассматривается только аэропортовая деятельность по обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями ВС (деятельность по авиатопливообеспечению).

Пунктом 1.3.6 приказа ФСВТ от 24.04.2000 № 98 определено, что авиатопливообеспечение воздушных перевозок – комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).

В качестве товара в данном случае выступают работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок. При этом организации, обеспечивающие авиатопливообеспечение воздушных перевозок, могут выполнять как весь комплекс указанных работ (услуг), так и только их часть.

Продуктовыми границами товарного рынка на втором этапе исследования являются работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорту.

При этом в соответствии с приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 услуга по авиатопливообеспечению разбита на две услуги: хранение авиационного топлива и обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна.

Следовательно, при исследовании рынка авиатопливообеспечения надлежит исследовать два товарных рынка:

1) рынок услуг по хранению авиационного топлива. Продуктовые границы товарного рынка являются услуги по хранению авиационного топлива. Мероприятия (работы), образующие услуги по хранению авиатоплива установлены также пунктом 4.14.1 приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241;

2) рынок услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов. Продуктовые границы товарного рынка являются услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом. Мероприятия (работы), образующие услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом установлены также пунктом 4.14.2 приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241.

 

Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность  приобрести рассматриваемый товар и не имеет такой  возможности за ее пределами.

Рынки  аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание) воздушных перевозок, то есть деятельность по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов рассматриваются как локальные, поэтому географическими границами товарного рынка принимаются границы аэропорта.

Пунктами 1.3.2 и 1.3.3 приказа ФСВТ от 24.04.200 № 98 определены понятия «аэродром» и «аэропорт».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599, объекты инфраструктуры аэропорта включают в себя сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту.

С учетом вышеизложенного, географическими границами исследования товарных рынков  аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропортах Амурской области авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов), в данном анализе признаются границы аэропорта Благовещенск (Игнатьево).

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

Участниками товарного рынка  аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов), выступают продавцы - главные операторы и операторы аэропортов, и потребители - авиакомпании, поставщики авиационного топлива и/или нефтяные компании.

Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599, закрепляют перечень лиц, относящихся к продавцам и потребителям услуг аэропортов: главный оператор, оператор, потребители – авиаперевозчики.

В ходе исследования установлено, что в период с 2012 по 2014 годы аэропортовую деятельность (за исключением деятельности по авиатопливообеспечению) в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) осуществляли пять хозяйствующих субъектов, в том числе главный оператор аэропорта. Услуги по авиатопливообеспечению оказывали два оператора ТЗК. Количество авиаперевозчиков, осуществлявших регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатантов ВС, а также иных лиц, за исключением пассажиров, которые в рассматриваемом периоде обслуживались в аэропорту Благовещенск (Игнатьево) составило более тридцати.

 

Оценка конкурентной среды на товарном рынке

В целом анализ рынка аэропортовых услуг, оказываемых в аэропорту Благовещенск (Игнатьево), включая услуги по авиатопливообеспечению, как в общем объеме, так и в отдельности по каждому виду услуг, свидетельствует о  высокой степени концентрации и неразвитой конкуренции на рынке. Каждый вид деятельности в системе аэропортового обслуживания осуществляется одним хозяйствующим субъектом (главным оператором/оператором аэропорта), за исключением услуг по авиатопливообеспечению, которые оказывают два оператора ТЗК. Потребители услуг (авиакомпании) не имеют возможности выбора альтернативного оператора.

Для развития рынка аэропортовых услуг в аэропорту Благовещенск (Игнатьево), в целях поддержания эксплуатационной годности аэропортовой сети необходимо осуществить реконструкцию аэропортовых комплексов, повысить уровень технической оснащенности, осуществить модернизацию материально-технической базы. В результате указанных мер обеспечивается  возможность приема и обслуживания новых современных воздушных судов отечественного и зарубежного производства, устанавливается высокий уровень регулярности и безопасности полетов, увеличиваются объемы авиаперевозок и расширяется география полетов, что оказывает непосредственное влияние на повышение конкурентоспособности предприятий на рынке аэропортовых услуг и позволяет обеспечивать связанность национальной аэропортовой сети.