Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области.

Аналитический отчет

о состоянии конкурентной среды на розничных рынках

автомобильных бензинов в Амурской области.

 

Амурское УФАС России, во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012               № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» и приказа ФАС России от 06.12.2013                    № 823/13 «О внесении изменений в План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденный приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12», провело анализ состояния конкурентной среды на локальных розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области.

Цель анализа – установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на розничных рынках автомобильных бензинов Амурской области, анализ и оценка состояния конкурентной среды на данных товарных рынках, изучение тенденций их развития и сложившихся характеристик.

Анализ проведен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в ред. Приказов ФАС России от 03.02.2012 № 65, от 12.03.2013 № 143/13).

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России (от 17.02.2014 № ЦА/5378/14) по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов.

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

1.     Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.     Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД).

3.     Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого товарного рынка использовались сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации автомобильных бензинов на территории Амурской области; сведения администраций городов и районов Амурской области, Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области; статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.

Исследование состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области проводилось в соответствии с Порядком и включает в себя следующие этапы:

 

1.     Определение временного интервала исследования товарного рынка.

2.     Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.     Определение географических границ товарного рынка.

4.        Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

5.     Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

6.     Определение уровня концентрации товарного рынка.

7.     Определение барьеров входа на товарный рынок.

8.     Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

1. Временной интервал исследования

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничных рынков автомобильных бензинов, которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничных рынков автомобильных бензинов в Амурской области в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» и Методическими рекомендациями ФАС России определен период с 01.04.2013 по 01.04.2014.

 

2. Продуктовые границы рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура в соответствии с пунктом 3.1 Порядка включает в себя:

-     предварительное определение товара;

-     выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-     определение взаимозаменяемых товаров.

В целях настоящего исследования товар предварительно определен как автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяет область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются четыре основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

На рынке также распространяются бензины иных марок, таких как: Нормаль–80 (ГОСТ Р51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр–91 (ГОСТ Р51105-97), Премиум–95 (ГОСТ Р51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер–98 (ГОСТ Р51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химичекские эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокое значение данного показателя обеспечивает нормальное сгорание топлива на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя. Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля. Например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ и даже разрушение двигателя.

Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число, показывающее содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82).

На практике октановое число топлива является единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины с точки зрения конечного потребителя. По октановому числу автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

1.   Низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль–80 (октановое число 76 по моторному методу и 80 по исследовательскому методу).

2.   Высокооктановые бензины – Регуляр–91, АИ-92, АИ-96, Супер–98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (октановое число 82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

 

Таблица 1

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

 (ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76 по моторному методу, 80 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91,АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Исходя из специфики розничного потребления автомобильных бензинов (не взаимозаменяемость марки автомобильного бензина при потреблении в сторону снижения октанового числа, так как использование моторного топлива с октановым числом ниже заявленного в техническом паспорте (инструкции по эксплуатации) автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности,  износу двигателя и другим негативным последствиям для владельца автотранспортного средства) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.

Реализация брендированных автомобильных бензинов марок Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто на территории Амурской области в период с 01.04.2013 по 01.04.2014 не осуществлялась.

В целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка, что требует дополнительных финансовых затрат. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Также нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях Амурской области возможность заправки данным видом топлива отсутствует.

На основании вышеизложенного, с учетом целей настоящего исследования и специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов, продуктовые границы исследуемого рынка определены по маркам автомобильных бензинов, а именно:

-  автомобильный бензин А-76, АИ-80 (и аналоги);

-  автомобильный бензин АИ-92 (и аналоги);

-  автомобильный бензин АИ-95 (и его аналоги);

-  автомобильный бензин АИ-98.

 

3. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступают автомобильные бензины в разрезе видов (марок).

Процедура определения границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.1 Порядка включает в себя:

-     предварительное определение географических границ товарного рынка;

-     выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями;

-     определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Автозаправочные станции прочно связаны с земельными участками, на которых они расположены, и перемещение реализуемых ими нефтепродуктов потребителям исключено. Данная специфика товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки автомобиля).                С точки зрения экономической возможности (целесообразности) приобретения товара для розничного покупателя учитывается и то, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля требуется затратить определённое количество автомобильного топлива. При этом дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива, а значит денежных средств и времени, что также является существенным фактором, так как в большинстве случаев покупка товара владельцами автомобилей осуществляется на регулярной основе.

Площадь Амурской области составляет 361,9 тыс. кв. км. Территории муниципальных образований в области значительно удалены друг от друга. Большая часть АЗС на территории области располагается вдоль автотрасс, соединяющих населенные пункты. По данным 2013 года, число собственных легковых автомобилей в Амурской области на 1000 человек населения составило 225 штук.

Розничный рынок автомобильных бензинов определен как локальный в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории, где расходы на приобретение топлива не приводят к увеличению его стоимости для потребителя более чем на 10%, и его географические границы определены границами муниципальных районов и городских округов Амурской области. В настоящее время в составе Амурской области находится 20 районов и 9 городских округов.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области являются хозяйствующие субъекты, осуществлявшие в период с 01.04.2013 по 01.04.2014 деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Амурское УФАС России для определения перечня хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, использовало информацию, представленную хозяйствующими субъектами, сведения Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, а также администраций городов и районов Амурской области. В ходе формирования информационной базы для оценки состояния конкуренции на товарном рынке территориальным управлением было сделано более 70 запросов хозяйствующим субъектам.

Согласно полученной информации на территории Амурской области в период с 01.04.2013 по 01.04.2014 насчитывается 54 хозяйствующих субъекта, осуществлявших деятельность на розничном рынке автомобильных бензинов, из них 52 субъекта являются независимыми – 96 АЗС;  2 хозяйствующих субъекта входят в одну группу лиц с вертикально интегрированными нефтяными компаниями.

В разрезе исследуемых локальных рынков численность действующих хозяйствующих субъектов на товарном рынке колеблется от 1 до 14 единиц, наибольшая численность зафиксирована в границах административного центра Амурской области – г. Благовещенска, где осуществляют деятельность 14 хозяйствующих субъектов. Реализация нефтепродуктов по области в целом производилась через 167 автозаправочных станций. В среднем на 1000 жителей в исследуемом периоде пришлось 0,21 АЗС.

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с пунктом 6.1 Порядка определен как сумма объемов продаж автомобильного бензина  марок   А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98 в географических границах локальных рынков и Амурской области в целом. Объем товарных ресурсов, реализованных субъектами розничного рынка нефтепродуктов, оценивался в натуральном выражении в литрах.

Количественные показатели, характеризующие структуру розничного рынка бензина автомобильного (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами, и сведений администраций муниципальных образований Амурской области.

В исследуемом временном интервале более половины объема автомобильных бензинов было реализовано на территории городов Амурской области. Подобное распределение объемов обусловлено развитостью и густозаселенностью городов по сравнению с сельской местностью, а следовательно, более высоким спросом. Также сказывается специфика размещения АЗС по территории области: предприниматели и организации не охотно идут на строительство заправочных станций в удаленных и слабозаселенных районах по причине их экономической нецелесообразности.

 

6. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемых локальных рынков использовался коэффициент рыночной концентрации (CR-3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Исходя из расчетных значений коэффициента рыночной концентрации, рассматриваемый рынок автомобильных бензинов в разрезе локальных рынков Амурской области по всем видам автомобильного топлива следует оценивать как высококонцентрированный, за исключением товарного рынка автомобильного бензина марки А-76 (АИ-80) в географических границах г.Свободного, где уровень концентрации является умеренным.

На 23 товарных рынках коэффициент рыночной концентрации соответствует 100 %, что говорит о действии на товарном рынке трех хозяйствующих субъектов. Имеются локальные рынки, где коэффициент рыночной концентрации определить невозможно, так как на данных рынках действует менее трех хозяйствующих субъектов.

Оценка уровня концентрации по локальным розничным рынкам нефтепродуктов Амурской области в соответствии с индексом рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана не противоречит оценке, которая была сделана на основе коэффициента рыночной концентрации (CR-3). Таким образом, можно сделать вывод, что все исследуемые рынки относятся к высококонцентрированному типу рынков.

 

7. Барьеры входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурское УФАС России в рамках исследования рынка розничной реализации нефтепродуктов в Амурской области провело опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников.  Из 54 участников рынка только 39 указали на наличие барьеров, с которыми им приходится сталкиваться при осуществлении деятельности на розничных рынках нефтепродуктов.

Обобщив полученную информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что большинство хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке сталкивается с труднопреодолимыми барьерами административного, экономического и прочего характера, а именно:

-     необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений  при длительных сроках окупаемости этих вложений;

-     присутствие на рынке вертикально интегрированных нефтяных компаний, обладающих значительным рыночным потенциалом и способных оказывать влияние на ценообразование независимых компаний;

-     трудности в отведении и оформлении земельного участка под строительство АЗС, выражающееся в большом объеме запрашиваемого пакета документов и продолжительности рассмотрения заявок;

-     экологические барьеры, связанные со спецификой товара в рамках исследуемых продуктовых границ, а именно его огнеопасность, взрывоопасность, способность наносить вред окружающей среде и здоровью человека. Экологические барьеры тем самым оказывают влияние на размещение АЗС в границах муниципальных образований;

-     получение лицензии, условия лицензирования;

-     стандарты, предъявляемые к качеству нефтепродуктов.

Среди прочих барьеров можно выделить наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности; а также неразвитость объектов инфраструктуры, заставляющая мелких розничных продавцов  в связи с отсутствием у них собственных нефтехранилищ приобретать топливо на нефтебазах более крупных продавцов по установленным ими ценам.

Существенное влияние на развитие конкуренции в отдельных районах Амурской области оказывает низкая  плотность населения и отсутствие железной дороги, а также дорог с асфальтовым покрытием для беспрепятственной доставки нефтепродуктов на АЗС в северных районах, что влечет за собой дефицит АЗС.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на розничных локальных рынках автомобильных бензинов Амурской области показал, что высокий уровень экономической концентрации сохраняется на всей ее территории. Присутствие на рынке вертикально-интегрированных нефтяных компаний, сложившиеся хозяйственные связи являются факторами, препятствующими развитию эффективного рыночного механизма и ограничивающими развитие конкуренции в данной сфере.

Главной особенностью рынка нефтепродуктов Амурской области является отсутствие на ее территории первичного рынка, где в качестве продавцов выступали бы нефтеперерабатывающие заводы и предприятия, а так же их сбытовые структуры. Отсутствие хозяйствующих субъектов (производителей) в данном секторе экономики Амурской области на первичном товарном рынке обусловлено высокими входными барьерами. Для организации бизнеса в области нефтепереработки требуются большие капитальные вложения. В настоящее время формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию Амурской области из других регионов. Данный факт является определяющим как для формирования розничного рынка автомобильных бензинов Амурской области, так и для локальных рынков. Основные поставки нефтепродуктов осуществляются из наиболее близко расположенных регионов к территории Амурской области, на которых действуют нефтеперерабатывающие предприятия, а именно из Хабаровского края и Иркутской области.

Плотность размещения АЗС на территории Амурской области в границах муниципальных образований различна. В крупных населенных пунктах, особенно в  г. Благовещенске, ощущается избыток АЗС, в то время как в селах области, в ее северных районах и на трассе «Чита-Хабаровск» количество АЗС недостаточно.

Независимым участникам розничного рынка реализации нефтепродуктов приходится на постоянной основе проводить различные  мероприятия для повышения своей конкурентоспособности и стимулирования повышения объемов продаж, в том числе: использовать гибкую ценовую политику (снижение цен, системы скидок), улучшать качество обслуживания на АЗС, приобретать оборудование для обслуживания с помощью пластиковых карт, устанавливать на АЗС банковские терминалы, приобретать собственные подъездные пути в целях снижения затрат на перевозку нефтепродуктов и прочее.

Таким образом, в настоящее время на исследуемом товарном рынке происходит смещение акцентов в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов за потребителя. Если раньше упор делался преимущественно на количественную составляющую (развитие сети, увеличение числа розничных точек), то теперь все большее значение приобретает качественная сторона (соответствие топлива современным стандартам качества, набор дополнительных услуг и уровень сервиса на заправочных станциях). При этом по мере роста конкуренции и развитии дополнительного сервиса на АЗС доля услуг в общей сумме чистого дохода, получаемого от станции, постепенно увеличивается.

Создание благоприятных условий для развития конкуренции на рынке розничной реализации автомобильных бензинов в Амурской области, ограничение недобросовестной ценовой конкуренции и пресечение монополистической деятельности находится на постоянном контроле Амурского УФАС России.