АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке железобетонных изделий по товарной позиции «панели стеновые наружные»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

 

по результатам анализа состояния конкуренции

на товарном рынке железобетонных изделий по товарной позиции

«панели стеновые наружные»

 

Амурским УФАС России проведен анализ рынка железобетонных изделий (далее – ЖБИ) по товарной позиции «панели стеновые наружные». Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), по следующим параметрам товарного рынка:

1. Общие положения.

2. Временной интервал.

3. Продуктовые границы.

4. Географические границы.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

8. Определение барьеров товарного рынка.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

           10. Вывод.

 

1. Общие положения

 

Основанием для исследования состояния конкурентной среды на рынке ЖБИ является поручение заместителя руководителя ФАС России А.Ю. Кинёва от 05.09.2014 №КА/35800/14 «О проведении дополнительного расследования по выявлению причин высокой стоимости железобетонных изделий на территории Амурской области» (далее – Поручение).  

Целью исследования рынка ЖБИ является анализ состояния конкуренции на рынке с целью уточнения продуктовых и географических границ товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов (ООО «Компания «БЛОК», ООО «Амурский завод ЖБК+», ООО «Формовочный завод») на соответствующих товарных рынках в соответствие с Поручением.

В ходе исследования товарного рынка использовалась следующая нормативно-правовая база:

1.   Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.   Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

3.   Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД).

4.   Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст. (далее – ОКПД). 

5.   "ГОСТ 11024-2012. Межгосударственный стандарт. Панели стеновые наружные бетонные и железобетонные для жилых и общественных зданий. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1977-ст).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого товарного рынка использовалась информация, представленная:

- территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Амурской области;

-  администрациями муниципальных районов и городских округов;

- хозяйствующими субъектами, осуществляющими строительство зданий и сооружений с использованием ЖБИ (далее – компании-застройщики) на территории Амурской области;

-  хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и реализацию ЖБИ на территории Амурской области и за ее пределами.

 

2. Временной интервал

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступной информации.

В соответствии с Поручением анализ рынка ЖБИ проводится  с целью  уточнения продуктовых и географических границ товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов, ввиду сложившейся высокой стоимости ЖБИ на территории Амурской области по сравнению с другими регионами Российской Федерации на основании анализа динамики цен за 2 полугодие 2013 года.

Исходя из того, что наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее одного года, временной интервал определен периодом: 2013 год и 1 полугодие 2014 года.

 

3. Продуктовые границы

 

В соответствии с разделом III Порядка определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. 

Процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара проводится на основе условия договора, заключенного в отношении товара, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, и иных способов, позволяющих однозначно определить товар.

В соответствие с  ОКВЭД деятельность по производству ЖБИ принадлежит к следующей классификационной группе:

- РАЗДЕЛ D «ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА»

- Подраздел DI «ПРОИЗВОДСТВО ПРОЧИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ»

- класс 26 «ПРОИЗВОДСТВО ПРОЧИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ»

- подкласс 26.6 «Производство изделий из бетона, гипса и цемента»

- группа 26.61 «Производство изделий из бетона для использования в строительстве».

Эта группировка включает:

- производство строительных изделий из бетона, цемента и искусственного камня: плиток, плит, кирпича, в том числе силикатного, щитов, листов, панелей, труб, шпал, столбов и т.п.

- производство сборных строительных конструкций, включая армированные, из цемента, бетона и искусственного камня для возведения зданий и сооружений, а также сборных строительных конструкций из бетона в виде законченных строений (собранных или несобранных) или незаконченных строений (собранных или несобранных), но обладающих характерными чертами сборных строений.

В соответствие с ОКПД товарная позиция – «панели стеновые наружные», по которой проводится данный анализ, относится к следующей классификационной подкатегории:

- Раздел D «ПРОДУКЦИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ»

- Подраздел DI «ПРОДУКТЫ МИНЕРАЛЬНЫЕ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПРОЧИЕ»;

- класс 26 «Продукты минеральные неметаллические прочие»;

- подкласс 26.6 «Изделия из бетона, гипса и цемента»;

- группа 26.61 «Изделия из бетона, используемые в строительстве»;

- подгруппа 26.61.2 «Конструкции и детали сборные железобетонные»;

 - вид 26.61.20 «Конструкции и детали сборные железобетонные»;

-  категория 26.61.20.130 «Конструкции стен и перегородок сборные железобетонные»;

- подкатегория 26.61.20.131 «Панели стеновые наружные железобетонные»;

При выявлении свойств товара анализируется область применения товара, качественные и технические характеристики, функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и иные характеристики.

Железобетонные изделия (железобетон) – композитные строительные материалы, соединяющие стальную арматуру и бетон. Современные ЖБИ классифицируются по нескольким признакам:

- по способу выполнения (монолитные, сборные, сборно-монолитные),

- виду бетона, применяемого для их изготовления (из тяжёлых, лёгких, ячеистых, жаростойких и др. бетонов),

- виду напряжённого состояния (обычные и предварительно напряжённые).

Сборные железобетонные конструкции и изделия — основной вид конструкций и изделий, применяемых в различных отраслях строительства. Сборные конструкции имеют существенные преимущества перед монолитными, они создают широкие возможности для индустриализации строительства: применение крупноразмерных железобетонных элементов позволяет основную часть работ по возведению зданий и сооружений перенести со строительной площадки на завод с высокоорганизованным технологическим процессом производства. Сборные ЖБИ изготовляют преимущественно на механизированных предприятиях и частично на оборудованных полигонах. Это значительно сокращает сроки строительства, обеспечивает более высокое качество изделий при наименьшей их стоимости и затратах труда; использование сборных железобетонных конструкций позволяет широко применять новые эффективные материалы, уменьшает расход лесоматериалов и стали, необходимых в других отраслях народного хозяйства. Сборные конструкции и изделия должны быть технологичны и транспортабельны; они особенно выгодны при минимальном количестве типоразмеров элементов, повторяющихся много раз.

В зависимости от назначения в строительстве различают следующие наиболее распространённые ЖБИ: плиты перекрытий (ПК) и покрытий (ПГ), плиты балконов и лоджий (ПКЛ); перемычки (ПБ) и прогоны (ПРГ); дорожные плиты (ПД); сваи, фундаментные блоки (ФБС), плиты ленточных фундаментов (ФЛ), фундаментные балки (ФБ) и другие ЖБИ.

Панели стеновые наружные, изучение товарного рынка которых лежит в основе данного анализа, изготавливаются в соответствии с ГОСТом 11024-2012 и предназначены для наружных стен жилых и общественных зданий.

ГОСТом 11024-2012 определены типы, размеры, марки панелей, а также материалы, из которых они изготавливаются.

Полносборные ж/б панели могут быть несущими, самонесущими и навесными (ненесущими). В жилых зданиях большей частью применяются несущие стеновые панели, на внутренний слой которых опираются плиты перекрытия. В административных зданиях обычно используется следующие решение наружных стен: навесные панели и несущий каркас.

Стеновые панели ЖБИ используются в сборном строительстве зданий, стены из таких панелей применяется часто для многоэтажного строительства, но и частные дома из них получаются очень эффективными и добротными. Стеновые панели ЖБИ устанавливают достаточно быстро, и они обладают отличной прочностью, теплоизоляция и звукоизоляция у них также хорошая. Это могут быть малоэтажные каркасные и бескаркасные здания, где эти панели обычно являются ограждающими, то есть они несут только свой вес и исполняют только функцию стен. Стеновые панели ограждают помещение и исполняют изоляционные функции, такие стены устанавливаются очень быстро, что делает панельные дома такими популярными и модными. Соединение таких стеновых панелей проводится благодаря наличию в них арматурных стержней, такое крепление достаточно прочное и качественное. Сборные конструкции ЖБИ, то есть дома из панелей эффективны тем, что основная часть работ переносится со стройки на завод. То есть стеновые панели привозятся уже готовые и остается их только монтировать и для этого используется мало времени, что является одним из основных преимуществ сборного строительства. Конечно, для монтажа может потребоваться малый кран, но зато эти сложности компенсируются скоростью строительства.

Стеновые панели могут применяться как для жилого, так и для хозяйственного и общественного строительства как многоэтажного и малоэтажного. Обычно это каркасный тип зданий, где располагаются колонны с определенным шагом, а панели ЖБИ являются только навесными и ограждающими. Такие стены отлично выдерживают любую влажность, и строение будет достаточно стойким к любому агрессивному влиянию, в том числе к ветровым и сейсмическим нагрузкам и к резкой смене климата и температуры. Стеновые современные панели из железобетона это большая долговечность и быстрый срок установки, изящный и отличный внешний вид, а также экономия времени и денежных средств.

Определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В данном анализе использовался один из методов выявления взаимозаменяемости товаров – «тест гипотетического монополиста». Тридцати компаниям-застройщикам было предложено ответить на вопрос: «Какими товарами (услугами) и в каком объеме Вы предпочтете заменить панели стеновые наружные, если цена на них долговременно (на срок более одного года) повысится на 5 – 10 процентов, а цены на остальные товары (услуги) останутся неизменными?».

В 100% ответах компаний-застройщиков, которые использовали данный товар при строительстве, указали на то что, заменять данный товар не предполагали, так как применение панелей стеновых наружных установлено проектом на строительство объекта, а замена материалов требует внесения изменений в проект строительства, что является очень трудоемким процессом.

Исходя из вышеизложенного, следует судить о том, что у панелей стеновых наружных отсутствует взаимозаменяемый товар.

Продуктовыми границами в настоящем анализе признается товарная позиция – панели стеновые наружные.

 

4. Географические границы

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой  возможности за ее пределами.

Процедура определения географических границ включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения  товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствие с Поручением в ходе проводимого анализа необходимо определить географические границы товарного рынка панелей стеновых наружных.

При выполнении анализа, у приобретателей панелей стеновых наружных – компаний-застройщиков, была запрошена информация о поставщиках, приобретаемого товара за период 2013 год и 1 полугодие 2014 года. Проанализировав информацию, полученную от компаний-застройщиков, Амурское УФАС России (далее – Управление) выявило, что панели стеновые наружные за указанный временной промежуток приобретались у поставщиков, расположенных исключительно на территории Амурской области.

При выявлении условий обращения данного товара компаниям-застройщикам было предложено ответить на вопрос: «Укажите барьеры «переключения» потребителей на иного продавца с более низкой ценой на панели стеновые наружные, в том числе на продавца, действующего на территории Амурской области?».

Проанализировав информацию, Управление пришло к выводу о том, что основными «барьерами» в отношении фирм-поставщиков, действующих на территории Амурской области, являются отсутствие у данных фирм надлежащей системы контроля качества,  а также цена (система скидок для постоянных клиентов) и способ оплаты (возможность купить товар по договору с отсрочкой платежа). В отношении продавцов, расположенных за пределами рассматриваемой области таким барьером являются расходы, связанные с транспортировкой крупногабаритных грузов: высокими транспортными расходами и железнодорожными тарифами на перевозку.

В ходе проводимого анализа определение географических границ основывалось также на «тесте гипотетического монополиста». На основании данного теста выяснялось мнение потребителей – компаний-застройщиков о географических границах товарного рынка панелей стеновых наружных. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «У каких продавцов, расположенных за пределами населенных пунктов Амурской области, и в каком количестве Вы предпочтете приобрести панели стеновые наружные, если цена на данный товар в географических границах указанных населенных пунктов долговременно (на срок более одного года) повысится на 5 – 10 процентов, а цена за пределами указанных границ останется прежней?». Большинство опрошенных компаний-застройщиков считают нецелесообразным покупать вышеуказанный товар за пределами Амурской области, так как с учетом высоких расходов на транспортировку крупных ЖБИ, фактическая стоимость приобретенных товаров за пределами исследуемой области, будет значительно выше стоимости данного товара на территории Амурской области.

Исходя из вышеизложенного, географическими границами товарного рынка панелей стеновых наружных, выявленными в процессе анализа признаются географические границы Амурской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Управлением в процессе исследования были приняты все исчерпывающие меры для получения полной информации для анализа рынка панелей стеновых наружных.

Количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации, полученной от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области, администраций муниципальных районов и городских округов, компаний-застройщиков, осуществляющих строительство зданий и сооружений с использованием ЖБИ.

 

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что на рынке панелей стеновых наружных в географических границах Амурской области в 2013 году и 1 полугодии 2014 года деятельность осуществлял всего лишь 1 хозяйствующий субъект частной формы собственности. Состав субъектов хозяйствования за анализируемый период не менялся. Хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания  доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по соответствующему рынку не выявлено.

 

6.   Определение объема товарного рынка и  долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке, который может использоваться как в стоимостном, так и натуральном выражении.

Так как в настоящем исследовании проводится анализ рынка по определенной товарной позиции - панелей стеновых наружных, показателем для расчета объема товарного рынка и долей  хозяйствующих субъектов на рынке принят объем продаж в натуральном выражении в кубических метрах (куб.м.). 

Общий объем исследуемого товарного рынка определен как сумма объемов продаж панелей стеновых наружных хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке. 

В соответствии с п. 6.3 Порядка доля  хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.     

Исходя из вышеприведенных расчетов следует, что в 2013 году и 1 полугодии 2014 года на исследуемом рынке в географических границах Амурской области устойчивое доминирующее положение занимает один хозяйствующий сцбъект, так как его доли составляют 100% и он является единственным участником исследуемого рынка.

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

В настоящем анализе коэффициент рыночной концентрации не рассчитывался, так как на данном рынке действует один единственный хозяйствующий субъект, поэтому определить сумму долей крупнейших субъектов хозяйствования на рассматриваемом рынке не представляется возможным.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями индекса рыночной концентрации  Герфиндаля-Гиршмана  выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при HHI < 1000.

Анализ расчетных значений индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что исследуемый локальный товарный рынок относятся к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет 10000. Исходя из полученных значений, можно говорить о том, что на данном конкретном рынке, в географических границах Амурской области, в исследуемом интервале времени, единственный хозяйствующий субъект  –  ООО «КОМПАНИЯ «БЛОК» является монополистом.

 

8. Барьеры входа на товарный рынок

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Источником получения данных о барьерах входа на товарный рынок панелей стеновых наружных является информация, представленная хозяйствующими субъектами, производящими и реализующими ЖБИ на территории Амурской области и за ее пределами.

Результаты опроса организаций-производителей/поставщиков ЖБИ, проведенного Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка, свидетельствуют о существовании целого ряда факторов (барьеров), с которыми они сталкиваются при осуществлении деятельности и которые способны затруднить вхождение новых хозяйствующих субъектов на исследуемый рынок, как административного, так и экономического характера (таблица 4).

 

 

 

 

 


Таблица 4

 

Барьеры входа на товарный рынок

 

Перечень барьеров

Подробное описание сути барьеров

Оценка преодолимости выявленных барьеров

Пути преодоления барьеров

Экономические ограничения

Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений

Закупка оборудования, материалов, собственных транспортных средств, источников ископаемых ресурсов.

преодолимый

Поиск поставщиков с выгодной ценой с учетом соответствия цены и качества. Заимствование средств в кредитных организациях.

Издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности

При консервировании предприятия возникают потери: компенсации, выплачиваемые работникам, потеря первоначальных капитальных вложений, затраты на налоги, охрану.

труднопреодолимый

Издержки сокращаются/отсутствуют только при реализации имущества. Перевод части основных средств на другое предприятие с целью выпуска аналогичной продукции.

Транспортные ограничения

Ограничения веса перевозимых грузов по городу. Вынужденное приобретение малогрузных автомобилей, что ведет к увеличению затрат. Большую часть сырья и материалов приходится возить из других регионов. Нет разветвленной сети доставки ж/д и автомобильным транспортом.

труднопреодолимый

Устройство объездных дорог, повышенной проходимости для перевозки техники и строительных материалов. Построить производства в «шаговой» доступности. Построить необходимую инфраструктуру.

Отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке

Нет доступа к ресурсам.

труднопреодолимый

Участие в торгах по приобретению источников ресурсов.

Наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства)

Наличие определенного объема производства, обеспечивающего точку безубыточности.

преодолимый

Обеспечение конкурентоспособности по цене/качеству. Поиск новых покупателей.

Преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями

Наличие высокоэффективных средств производства.

труднопреодолимый

 

Административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству)

Ограничения ввоза-вывоза товаров

Ограничение весовой нагрузки на дорожное покрытие при транспортировке груза.

преодолимый

Оплата транспортного контроля

Препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений

Отсутствие свободных участков, высокая цена.

труднопреодолимый

Заимствование средств в кредитных организациях.

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок

Проведение интенсивных рекламных кампаний

Неоправданно высокие издержки финансирования в рекламную продукцию при продвижении своего товара.

преодолимый

Бесплатное размещение в интернете, саморекламирование.

Другие ограничения входа на товарный рынок

Повышение стоимости иностранной валюты, увеличение уровня инфляции

Приводит к увеличению стоимости приобретаемого материала (сырья), арендной платы за занимаемые площади.

труднопреодолимый

Приводит к увеличению стоимости товаров.

 

 

 


9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

            Проведенный анализ рынка панелей стеновых наружных в географических границах Амурской области свидетельствует о том, что данный товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынков с неразвитой конкуренцией.

В ходе проведенного исследования были выявлены факторы (барьеры), с которыми сталкиваются участники товарного рынка и которые затрудняют вхождение новых хозяйствующих субъектов. Основными барьерами являются такие, как необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, а также о наличии издержек при выходе с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.

В ходе анализа выявлено, что на рынке присутствует единственный хозяйствующий субъект, реализующий панели стеновые наружные. Исходя из этого можно судить о том, что единственный хозяйствующий субъект является монополистом на исследуемом рынке на территории Амурской области в анализируемом периоде времени.

Наличие препятствий (барьеров) вхождения на исследуемый товарный рынок новых участников исключает деятельность на нем случайных продавцов, оставляет преимущество за крупными хозяйствующими субъектами, владеющими достаточно развитыми производственными мощностями и, тем самым, оказывает влияние на перспективы развития конкуренции на рынке.

 

10. Вывод

В результате проведенного Амурским УФАС России исследования установлено, что за период исследования 2013 года и 1 полугодия 2014 года на товарном рынке панелей стеновых наружных в географических границах Амурской области устойчивое доминирующее положение занимает единственный хозяйствующий субъект с долей, равной 100%.

По итогам исследования других хозяйствующих субъектов, с рыночной долей  превышающей 35%, не установлено.     

Исследуемый товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынков с неразвитой конкуренцией.