• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке товарного бетона

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

 

 

по результатам анализа состояния конкуренции

на товарном рынке товарного бетона

 

Амурским УФАС России проведен анализ рынка товарного бетона. Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), по следующим параметрам товарного рынка:

1. Общие положения.

2. Временной интервал.

3. Продуктовые границы.

4. Географические границы.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

8. Определение барьеров товарного рынка.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

           10. Вывод.

 

1. Общие положения

 

Основанием для исследования состояния конкурентной среды на рынке товарного бетона является поручение заместителя руководителя ФАС России А.Ю. Кинёва от 30.09.2014 № КА/39356/14 «О проведении дополнительного расследования по выявлению причин высокой стоимости товарного бетона и песка на территории Амурской области» (далее – Поручение).  

Целью исследования рынка товарного бетона является анализ состояния конкуренции на рынке с целью уточнения продуктовых и географических границ товарного рынка, а также выявления состава производителей и потребителей товарного бетона в пределах продуктовых границ. Особо выделены в Поручении такие хозяйствующие субъекты как: ЗАО «УКБХ», ОАО «ДЭП № 194», ООО «Компания «БЛОК» и ООО ПКФ «Стройкомплект Плюс».

В ходе исследования товарного рынка использовалась следующая нормативно-правовая база:

1.   Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.   Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

3.   Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД).

4.   Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (далее – ОКПД). 

5.   "ГОСТ 7473-2010 (EN 206-1:2000). Межгосударственный стандарт. Смеси бетонные. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 13.05.2011 № 71-ст).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого товарного рынка использовалась информация, представленная:

- территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Амурской области;

-  администрациями муниципальных районов и городских округов;

- хозяйствующими субъектами, осуществляющими строительство зданий и сооружений с использованием товарного бетона (далее – компании-застройщики) на территории Амурской области;

-  хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и реализацию товарного бетона на территории Амурской области и за ее пределами.

 

2. Временной интервал

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступной информации.

В соответствии с Поручением анализ рынка товарного бетона проводится  с целью  уточнения продуктовых и географических границ товарного рынка, а также выявления состава производителей и потребителей, ввиду сложившейся высокой стоимости товарного бетона на территории Амурской области по сравнению с другими регионами Российской Федерации на основании анализа динамики цен за 2 полугодие 2013 года.

Исходя из того, что наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее одного года, временной интервал определен периодом: 2013 год и 1 полугодие 2014 года.

 

3. Продуктовые границы

 

В соответствии с разделом III Порядка определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. 

Процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара проводится на основе условий договора, заключенного в отношении товара, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, и иных способов, позволяющих однозначно определить товар.

В соответствие с  ОКВЭД деятельность по производству товарного бетона принадлежит к следующей классификационной группе:

- РАЗДЕЛ D «ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА»

- Подраздел DI «ПРОИЗВОДСТВО ПРОЧИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ»

- класс 26 «ПРОИЗВОДСТВО ПРОЧИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ»

- подкласс 26.6 «Производство изделий из бетона, гипса и цемента»

- группа 26.63 «Производство товарного бетона».

Эта группировка включает:

- производство бетона, готового для заливки.

 В соответствие с ОКПД позиция – «товарный бетон», по которой проводится данный анализ, относится к следующей классификационной категории:

- Раздел D «ПРОДУКЦИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ»

- Подраздел DI «ПРОДУКТЫ МИНЕРАЛЬНЫЕ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПРОЧИЕ»;

- класс 26 «Продукты минеральные неметаллические прочие»;

- подкласс 26.6 «Изделия из бетона, гипса и цемента»;

- группа 26.63             Бетон, готовый для заливки (товарный бетон);

- подгруппа 26.63.1           Бетон, готовый для заливки (товарный бетон);

- вид 26.63.10          Бетон, готовый для заливки (товарный бетон);

- категория  26.63.10.000      Бетон, готовый для заливки (товарный бетон).

При выявлении свойств товара анализируется область применения товара, качественные и технические характеристики, функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и иные характеристики.

Товарным бетоном принято считать бетонные смеси, изготовленные на заводах для дальнейшего его распространения по строительным объектам, и продажи в целом.
Применять готовый бетон для возведения монолитных конструкций (ленточного фундамента, стен, перекрытий, дорог и других монолитных изделий) намного выгоднее, чем сухие смеси, приготовленные непосредственно на площадке. По цене эти два вида растворов практически одинаковы, но качество товарного бетона намного выше. При изготовлении бетонных растворов в заводских условиях тщательно соблюдаются пропорции и технологические процессы, каждая смесь проходит лабораторные исследования на прочность и другие важные характеристики.

В соответствие с ГОСТом 7473-2010 бетонные смеси характеризуют следующими технологическими показателями качества:

- удобоукладываемость;

- средняя плотность;

- расслаиваемость;

- пористость;

- температура;

- сохраняемость свойств во времени;

- объем вовлеченного воздуха.

Производство бетона происходит в строгом контроле, не допускаются присутствие грязных смесей в составе заполнителя. Контроль также производится при выборе марки наполнителя, гранулометрического состава песка, цемента. Тщательно подбирают качественную и очищенную от вредителей воду, контролируют влажность и температуру материалов. Строго соблюдают пропорциональный состав бетонного раствора и последовательность операций при смешивании. Для качественного приготовления товарного бетона необходимо контролировать время смешивания, и соблюдать добавление необходимых добавок, без которых качество бетона будет ниже положенного.

По типу бетона бетонные смеси подразделяют на бетонные смеси тяжелого бетона, бетонные смеси мелкозернистого бетона, бетонные смеси легкого бетона.

ГОСТ 7473-2010 содержит требования к технологическим характеристикам бетонных смесей, процедурам контроля их приготовления, оценке соответствия показателей их качества, а также количеству бетонной смеси, отпускаемой потребителю и устанавливает распределение технической ответственности между заказчиком, производителем (поставщиком) и потребителем бетонной смеси в части получения бетонных и железобетонных конструкций и изделий, соответствующих всем предъявляемым к ним требованиям.

Определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В данном исследовании использовался один из методов выявления взаимозаменяемости товаров – «тест гипотетического монополиста». Тридцати компаниям-застройщикам было предложено ответить на вопрос: «Какими товарами (услугами) и в каком объеме Вы предпочтете заменить товарный бетон, если цена на него долговременно (на срок более одного года) повысится на 5 – 10 процентов, а цены на остальные товары (услуги) останутся неизменными?».

В большинстве ответов (96,7%) компании-застройщики указали на то что, нет возможности заменить данный товар, так как у товарного бетона нет товара-заменителя и применение товарного бетона установлено проектом на строительство объекта, а замена материалов требует внесения изменений в проект строительства, что является очень трудоемким процессом. Всего лишь 3,33% (одна компания) из опрашиваемых высказали возможность в некоторых случаях заменить данный товар на бетон, изготавливаемый непосредственно на строительных площадках, но в очень малом количестве, так как в большом объеме и надлежащего качества производить бетон не представляется возможным.

Исходя из вышеизложенного, у товарного бетона отсутствует взаимозаменяемый товар.

Продуктовыми границами в настоящем анализе признается товарная позиция – товарный бетон.

 

4. Географические границы

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой  возможности за ее пределами.

Процедура определения географических границ включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения  товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В ходе исследования, у приобретателей товарного бетона – компаний-застройщиков, была запрошена информация о поставщиках, приобретаемого товара за период 2013 год и 1 полугодие 2014 года. Проанализировав информацию, полученную от компаний-застройщиков, Амурское УФАС России (далее – Управление) выявило, что товарный бетон за указанный временной промежуток приобретался у поставщиков, расположенных исключительно на территории Амурской области.

При выявлении условий обращения данного товара компаниям-застройщикам было предложено ответить на вопрос: «Укажите барьеры «переключения» потребителей на иного продавца с более низкой ценой на товарный бетон, в том числе на продавца, действующего на территории Амурской области?».

Изучив представленные ответы, Управление пришло к выводу о том, что основными «барьерами» в отношении фирм-поставщиков, действующих на территории Амурской области, являются отсутствие у данных фирм надлежащей системы контроля качества,  а также цена (система скидок для постоянных клиентов) и способ оплаты (возможность купить товар по договору с отсрочкой платежа). В отношении продавцов, расположенных за пределами рассматриваемой области таким барьером являются расходы, связанные с транспортировкой грузов: высокими транспортными расходами и железнодорожными тарифами на перевозку,  а также длительные сроки поставки, что исключает поставку товарного бетона из регионов, находящихся за пределами Амурской области, ввиду специфичности данного товара, то есть небольшим промежутком времени «схватывания» (застывания) бетона.

В ходе проводимого анализа определение географических границ основывалось также на «тесте гипотетического монополиста». На основании данного теста выяснялось мнение потребителей – компаний-застройщиков о географических границах товарного рынка товарного бетона. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «У каких продавцов, расположенных за пределами населенных пунктов Амурской области, и в каком количестве Вы предпочтете приобрести товарный бетон, если цена на данный товар в географических границах указанных населенных пунктов долговременно (на срок более одного года) повысится на 5 – 10 процентов, а цена за пределами указанных границ останется прежней?».

Все 100% компаний-застройщиков, участвовавших в опросе, считают нецелесообразным покупать вышеуказанный товар за пределами Амурской области, так как с учетом расходов на транспортировку товарного бетона, фактическая его стоимость за пределами исследуемой области, будет значительно выше стоимости на территории Амурской области. При чем, исходя из специфики производства (изготовления) товарного бетона (ограниченное время «схватывания»/застывания) покупать данный товар за пределами Амурской области не представляется возможным ввиду долговременной доставки,  ухудшающей качество товарного бетона.

Исходя из вышеизложенного, географическими границами товарного рынка товарного бетона, выявленными в процессе анализа, признаются географические границы Амурской области.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Управлением в процессе исследования были приняты все исчерпывающие меры для получения полной информации для анализа рынка товарного бетона.

Количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации, полученной от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области, администраций муниципальных районов и городских округов, компаний-застройщиков, осуществляющих строительство зданий и сооружений с использованием товарного бетона.

В ходе исследования было установлено, что на товарном рынке товарного бетона в географических границах Амурской области в 2013 году деятельность осуществляли 19 хозяйствующих субъектов. На основании данных можно судить о том, что в 1 полугодии 2014 года численность субъектов хозяйствования увеличилась на 3 хозяйствующих субъекта и составила 22 организации. Субъектов хозяйствования, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания  доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по соответствующему рынку не выявлено.

 

6.   Определение объема товарного рынка и  долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке, который может использоваться как в стоимостном, так и натуральном выражении.

Так как в настоящем исследовании проводится анализ рынка по определенной товарной позиции – товарный бетон, показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке принят объем продаж в натуральном выражении в кубических метрах (куб.м., м3). 

Общий объем исследуемого товарного рынка определен как сумма объемов продаж товарного бетона хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке. 

В соответствии с п. 6.3 Порядка доля  хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.     

Из 22 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке  товарного бетона, всего две организации за исследуемый временной период реализовывали товарный бетон за пределами Амурской области в Приморский край и г. Хабаровск.

За анализируемый период на исследуемом рынке товарного бетона в географических границах Амурской области доминирующее положение занимают два хозяйствующих субъекта.

 

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах – СR3.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации  Герфиндаля-Гиршмана  выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Анализ расчетных значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что исследуемый локальный товарный рынок относятся к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70 %.

 

8. Барьеры входа на товарный рынок

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Источником получения данных о барьерах входа на товарный рынок товарного бетона является информация, представленная хозяйствующими субъектами, производящими и реализующими товарный бетон на территории Амурской области и за ее пределами.

Результаты опроса организаций-производителей/поставщиков товарного бетона, проведенного Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка, свидетельствуют о существовании целого ряда факторов (барьеров), с которыми они сталкиваются при осуществлении деятельности и которые способны затруднить вхождение новых хозяйствующих субъектов на исследуемый рынок, как экономического, так и административного характера (таблица 4).


Таблица 4

 

Барьеры входа на товарный рынок

 

Перечень барьеров

Подробное описание сути барьеров

Оценка преодолимости выявленных барьеров

Пути преодоления барьеров

1

2

3

4

Экономические ограничения

Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений

Закупка оборудования, материалов, собственных транспортных средств, источников ископаемых ресурсов.

преодолимый

Поиск поставщиков с выгодной ценой с учетом соответствия цены и качества. Заимствование средств в кредитных организациях.

Издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности

При консервировании предприятия возникают потери: компенсации, выплачиваемые работникам, потеря первоначальных капитальных вложений, затраты на налоги, охрану.

труднопреодолимый

Издержки сокращаются/отсутствуют только при реализации имущества. Перевод части основных средств на другое предприятие с целью выпуска аналогичной продукции.

Транспортные ограничения

Ограничения веса перевозимых грузов по городу. Вынужденное приобретение малогрузных автомобилей, что ведет к увеличению затрат. Большую часть сырья и материалов приходится возить из других регионов. Нет разветвленной сети доставки ж/д и автомобильным транспортом.

труднопреодолимый

Устройство объездных дорог, повышенной проходимости для перевозки техники и строительных материалов. Построить производства в «шаговой» доступности. Построить необходимую инфраструктуру.

Наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства)

Наличие определенного объема производства, обеспечивающего точку безубыточности.

преодолимый

Обеспечение конкурентоспособности по цене/качеству. Поиск новых покупателей.

1

2

3

4

Преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями

Наличие высокоэффективных средств производства.

труднопреодолимый

 

Административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству)

Ограничения ввоза-вывоза товаров

Ограничение весовой нагрузки на дорожное покрытие при транспортировке груза.

преодолимый

Оплата транспортного контроля.

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок

Проведение интенсивных рекламных кампаний

Неоправданно высокие издержки финансирования в рекламную продукцию при продвижении своего товара.

преодолимый

Бесплатное размещение в интернете, саморекламирование.

Другие ограничения входа на товарный рынок

Повышение стоимости иностранной валюты, увеличение уровня инфляции

Приводит к увеличению стоимости приобретаемого материала (сырья), арендной платы за занимаемые площади.

труднопреодолимый

Приводит к увеличению стоимости товаров.

 


9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

            Проведенный анализ рынка товарного бетона в географических границах Амурской области свидетельствует о том, что данный товарный рынок относится к типу рынков с высокой степенью концентрации с неразвитой конкуренцией.

В ходе проведенного исследования были выявлены факторы (барьеры), с которыми сталкиваются участники товарного рынка и которые затрудняют вхождение новых хозяйствующих субъектов. Анализируя барьеры, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты при осуществлении деятельности на товарном рынке, можно судить о том, что основными препятствиями, затрудняющими вхождение новых субъектов хозяйствования на рынок, являются экономические ограничения. Большинство опрашиваемых респондентов указали на несколько из основных барьеров, такие как: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, наличие издержек при выходе с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности, а также транспортные ограничения, связанные с доставкой грузов по территории городов. Но, несмотря на выявленные ограничения, за период 2013 года и 1 полугодия 2014 года на исследуемом рынке появилось три новых  хозяйствующих субъектов, которые с приходом на рынок заняли несущественные доли объема реализации не более 0,14%.

Наличие препятствий (барьеров) вхождения на исследуемый товарный рынок новых участников исключает деятельность на нем случайных продавцов, оставляет преимущество за крупными хозяйствующими субъектами, владеющими достаточно развитыми производственными мощностями и, тем самым, оказывает влияние на перспективы развития конкуренции на рынке.

 

10. Вывод

 

Хозяйствующие субъекты, выделенные в Поручении, не имеют доминирующего положения на рынке товарного бетона в географических границах Амурской области за исследуемый период времени 2013 год и 1 полугодие 2014 года.

По итогам исследования других хозяйствующих субъектов, с рыночной долей  превышающей 35%, не установлено.     

Исследуемый товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынков с неразвитой конкуренцией.