• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа товарного рынка погрузочно-разгрузочных работ в речных портах Амурской области

Амурским УФАС России проведен анализ товарного рынка погрузочно-разгрузочных работ в речных портах Амурской области в связи с рассмотрением ФАС России обращения ЗАО «Т...» (далее также ЗАО «Т…», Общество) (675000, Амурская область, г. Благовещенск, <…>) о прекращении государственного регулирования деятельности и исключения из Реестра субъектов естественных монополий.

Исследование состояния конкурентной среды на рынке погрузочно-разгрузочных работ в речных портах Амурской области проводилось в соответствии с Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) по следующим параметрам товарного рынка:

  1. Общие положения.
  2. Временной интервал.
  3. Продуктовые границы товарного рынка.
  4. Географические границы товарного рынка.
  5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
  6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
  7. Определение уровня концентрации товарного рынка.
  8. Определение барьеров входа на товарный рынок.
  9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

  1. Общие положения

Целью проведения исследования является оценка положения хозяйствующих субъектов на рынке погрузочно-разгрузочных работ в портах Амурской области и состояния конкуренции на данных рынках.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке погрузочно-разгрузочных работ проведены в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);
  • Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • Федеральный закон от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»;
  • Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), принят и введен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст (далее - ОК 029-2014);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г.№193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем транспорте»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;

● Приказ Минтранса России от 12.05.2005 № 45 «Об утверждении транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года».

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка использовались:

- сведения территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (вх. № 914 от 29.02.2016);

- сведения Амурского управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (вх. № 481-э от 26.02.2016);

- сведения Министерства транспорта и строительства Амурской области (вх.   № 796 от 20.02.2016);

- информация хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов.

 

  1. Временной интервал

Согласно п.2.2. Порядка, в случае если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Следовательно, в качестве временного интервала исследования рынка погрузки и выгрузки грузов на территории портов Амурской области был выбран период 2013 - 2015 гг.

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с требованиями Порядка, процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает в себя выявление товаров, являющихся взаимозаменяемыми по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам, когда приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

В Кодексе о внутреннем водном транспорте Российской Федерации отражены основные понятия, разъясняющие статус хозяйствующих субъектов – участников рынка погрузочно-разгрузочных работ в речных портах Амурской области, позволяющие сформировать круг продавцов и покупателей на рассматриваемом рынке.

Причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

 материально- техническая база портов разнообразна и включает сооружения, обеспечивающие безопасность стоянки и движения судов в портах (молы, подходные каналы), причалы, на которых производятся погрузо-разгрузочные работы, перегрузочное оборудование (краны, авто- и электропогрузчики), склады (крытые и открытые), железнодорожные пути, портовый флот (буксиры, катера), ремонтные мастерские, бункеровочные базы, средства связи и т.д.

Погрузочно-разгрузочные работы — комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. Традиционно такие работы применяются для погрузки или выгрузки грузов, вручную или при помощи специализированной техники.

Состав погрузочно-разгрузочных работ устанавливается исходя из набора работ, оказываемых продавцами на базе товарной группы - номенклатуры обрабатываемых грузов (насыпные и навалочные грузы, в том числе строительные грузы, уголь, прочие; зерно; генеральные грузы, в том числе лесные грузы в судах, металлы черные и цветные, тарно-штучные грузы; наливные грузы) в портах.

Определение состава работ по погрузке-выгрузке грузов осуществляется по показателям, характеризующим технические и функциональные возможности осуществления по перегрузке грузов и условия предоставления данных услуг потребителям (договор на погрузо-разгрузочные работы).

Состав показателей дифференцируется в зависимости от вида    перерабатываемых грузов.  

Виды перерабатываемых грузов группируются следующим образом: насыпные и навалочные грузы, в том числе: строительные грузы, уголь, прочие; зерно; генеральные грузы, в том числе лесные грузы в судах, металлы черные и цветные, тарно-штучные грузы; наливные грузы.

Погрузо-разгрузочные работы в портах сегментируются  по вышеуказанным видам перерабатываемых грузов, поскольку при перегрузке грузов различных категорий требуется различная не взаимозаменяемая материально-техническая база.

В качестве основных технических характеристик показателей услуг по погрузке-выгрузке грузов принимаются:

функциональное назначение причала;

технические характеристики услуги;

требуемое технологическое оснащение причала (наличие перегрузочного оборудования, кранов и др.).

Основной экономической характеристикой является цена предоставления  данной услуги.

Услуги по погрузке-выгрузке грузов в порту идентифицируются на основании сведений, содержащихся в идентификационной справке, выданной органами статистики хозяйствующим субъектам, оказывающим данные услуги.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), рассматриваемая услуга относится к разделу Н коду 52.24 «Транспортная обработка грузов». Эта группировка включает погрузку и  разгрузку грузов и багажа пассажиров независимо от вида транспорта, используемого для перевозки.

Предварительное определение товара также проводится на основе разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности. По информации представленной Амурским УГМРН РОСТРАНСНАДЗОРА лицензии на осуществление деятельности по перемещению опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу на территории Амурской области имеют три предприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе оказывающих услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293, в него входят:

-обеспечение безопасности плавания и порядка в порту;

- предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта;

- обеспечение лоцманской проводки судов (внутрипортовая проводка);

- комплексное обслуживание флота;

- услуги буксиров;

- погрузка и выгрузка грузов;

- хранение грузов;

- обслуживание пассажиров.

Амурским УФАС России с целью выявления взаимозаменяемых товаров был проведен «тест гипотетического монополиста». В результате проведения «теста гипотетического монополиста» (для определения продуктовых границ товарного рынка) выяснили мнение потребителей товара о составе группы взаимозаменяемых товаров, который показал, что в случае повышения цены на погрузочно-разгрузочные работы на срок более одного года на 5-10%, заменить эту услугу потребители не смогут, так как замена невозможна. Следовательно, взаимозаменяемые услуги отсутствуют.

С точки зрения потенциального потребителя услуг, хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в портах, такие услуги реализуют единую функцию – перегрузка груза с водных видов транспорта на причалы порта или с причалов порта на водные транспортные средства и не имеют товара – заменителя.

Учитывая вышеизложенное, продуктовыми границами рынка будут являться погрузка и выгрузка грузов в портах Амурской области.

 

  1. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке  определение географических границ товарного рынка заключается в определении территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар  и не имеет такой возможности за ее пределами.

Протяжённость внутренних водных судоходных путей в Амурской области, по которым может осуществляться судоходство, составляет 2 231 километра. Продолжительность навигационного периода – 150 суток на реках Бурея и Селемджа, 165 суток на реке Зея, 176 суток на реке Амур.

По информации, размещенной на официальном сайте министерства транспорта и строительства Амурской области (http://mintrans-amur.ru/sections/48) самым крупным грузоперевозчиком из предприятий внутреннего водного транспорта в области является ЗАО «Т...», относящееся к ОАО «Амур...», которое с 2011 года объединило в себе ЗАО «Торговый порт Поярково», ЗАО «Торговый порт Зея» и «Торговый порт Свободный».

В настоящее время данные порты являются участками ЗАО «Т...». Соответственно и коммерческая деятельность всех портов консолидировано ведется в головном офисе компании в городе Благовещенск по адресу ул. Лазо 1.

Пропускная способность портов – более 5 миллионов тонн грузов в год. Общая территория портов составляет около 360 тыс.кв.м. В портах имеются подъездные пути, позволяющие отгружать груза на железнодорожный состав и отправлять в любом железнодорожном направлении. К услугам клиентов более 15 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 20 тонн.

В связи с разнонаправленностью и многофункциональностью деятельности портов Амурской области существуют следующие направления:

- услуги порта по обработке и доставке груза;

- реализация нерудных строительных материалов;

- аренда офисных, производственных, складских помещений и территории;

- комплексное обслуживание флота.

Амурское УФАС России проанализировав сведения из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, сделало вывод о том, что в ЗАО «Торговый порт Зея» 15.11.2011 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ЗАО «Т...», а ЗАО «Торговый порт Свободный» 25.04.2006 прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

По информации представленной ЗАО «Т...», в настоящее время Общество оказывает погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов в порту Благовещенск и Свободный, а также комплексное обслуживание флота.

Географические границы рынка погрузо-разгрузочных работ в портах Амурской области, предварительно определяются как локальные рынки в границах портов Амурской области.

Амурским УФАС России проведен «тест гипотетического монополиста» с целью выявления мнения потребителей о замене услуги по погрузке и выгрузке грузов за пределами порта, в котором хозяйствующий субъект приобрел указанные услуги, в случае если цена на данную услугу долговременно (на срок более одного года) повысится на 5-10%, а цена за пределами границы указанного порта, останется прежней. Потребители услуг по погрузке и выгрузке грузов не намеренны заменить продавца указанной услуги, даже в случае повышения цены.

Заменить услуги по погрузке и выгрузке грузов в порту одного населенного пункта на порт в другом населенном является нецелесообразным, учитывая расстояние между портами и как следствие дополнительные расходы на перевозку грузов.

На территории Амурской области находятся три порта, это порт в городе Благовещенске, порт в городе Свободном и порт в селе Поярково Михайловского района Амурской области. Расстояние между указанными населенными пунктами составляет Благовещенск - Свободный 150 км, Благовещенск – Поярково 160 км и Свободный – Поярково 300 км.

Таким образом, в соответствии с целью проведения данного анализа, географическими границами исследуемого рынка признаются локальные рынки портов города Благовещенска, города Свободного и села Поярково Михайловского района Амурской области.

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В целях настоящего анализа в состав поставщиков услуг по погрузке и выгрузке грузов в речных портах Амурской области, включаются хозяйствующие субъекта, оказывавшие такие услуги в анализируемый период времени.

Для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке определяется также принадлежность к группе лиц. Хозяйствующие субъекты, действующие на данном рынке и составляющие группу лиц, рассматриваются как один хозяйствующий субъект.

Амурским УФАС России для определения полного состава хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, было направлено 59 запросов в адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, которые, по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области, министерства транспорта и строительства Амурской области и хозяйствующих субъектов (указавших своих конкурентов),  могли оказывать услуги по погрузке и выгрузке грузов на территории речных портов Амурской области  в 2013, 2014 и 2015 годах.

Амурским УФАС России предприняты все исчерпывающие меры для получения полного объема информации от всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке погрузо-разгрузочных работ в портах Амурской области.

Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, на территории Амурской области показал, что деятельность по погрузке и разгрузке грузов ведется только на территории двух речных портов, находящихся на территории города Благовещенска и города Свободный. В указанных речных портах, осуществляет деятельность по погрузке-выгрузке грузов ЗАО «Т...».

ЗАО «Т...» 27.06.2001 включен в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Тарифы на погрузочно – разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ЗАО «Т...», утверждены приказом ФСТ России от 14.12.2004 №270-т/2, а также установлен предельный максимальный уровень повышения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы (за исключением экспортно – импортных) и связанные с ними услуги, установлены для субъектов естественных монополий в речных портах приказом ФСТ России от 04.03.2008 №33-т/2. В связи с тем, что ЗАО «Т...» не обращалось в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области по вопросу пересмотра установленных приказами ФСТ России предельных уровней тарифов на регулируемые виды услуг, Управлением не осуществлялось государственное регулирование и государственный региональный контроль за ценами на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ЗАО «Т...» в речных портах Амурской области.

ЗАО «Т...» в порту Благовещенск оказывает услуги по погрузке-выгрузке насыпных, навалочных и генеральных грузов широкому кругу потребителей. На территории порта города Свободный осуществляются погрузо-разгрузочные работы насыпных грузов (песчано – гравийная смесь). Также в составе ЗАО «Т...» имеются производственные участки Поярково и Зея на которых Общество не осуществляет регулируемые виды деятельности с 2012 года (Поярково), 2009 года (Зея).

ЗАО «П…» и ОАО «А …» не смотря на то, что имеют лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, не осуществляли деятельность по погрузке и выгрузке грузов на территории речных портов Амурской области в период с 2013 по 2015 год.

Таким образом, на рынке погрузочно-разгрузочных работ в речных портах Амурской области  в период с 2013 по 2015 год, действовал один хозяйствующий субъект – ЗАО «Т...», который осуществлял деятельность на территории порта Благовещенск и порта Свободный.

 Состав потребителей рассматриваемых услуг определен на основании реестра заключенных договоров на комплексное обслуживание грузов, с хозяйствующими субъектами осуществляющими данную деятельность в речных портах Амурской области. Потребителями рассматриваемых услуг на территории речных портов Амурской области являются – юридические лица и индивидуальные предприниматели. Потребителям услуг были направлены запросы информации (34 запроса) с целью проведения «теста гипотетического монополиста».

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

 

В соответствии с п. 6.1 Порядка основным показателем для расчета товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке, который может использоваться как в  натуральном, так и в стоимостном выражении.

Расчет объема каждого сегмента товарного рынка услуг по погрузке-выгрузке грузов в портах и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется отдельно (насыпные и навалочные грузы; зерно; генеральные грузы; наливные грузы) на основании показателя грузооборота, исчисляемого в натуральном выражении.

Количественные показатели, характеризующие структуру данного рынка (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами.

Расчет объема локальных рынков погрузочно-разгрузочных работ на территории речных портов Амурской области в натуральном выражении представлен в приложении №1.

На товарном рынке погрузочно-разгрузочных работ на территории речных портов Амурской области в период с 2013 по 2015 годы, действовал один хозяйствующий субъект ЗАО «Т...», доля которого на локальном рынке порта Благовещенск составила 100% и на локальном рынке погрузочно-разгрузочных работ в речном порту Свободный также составила 100%.

Как показал анализ, с каждым годом, объем услуг по погрузке и выгрузке грузов, как насыпных и навалочных, так и генеральных грузов сокращается.

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

                                                                                                             n   

CR=SUM   D,

                                                                                                            i=1         i

где:

D – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

                                                                                                                N          2

HHI=SUM   D,

                                                                                                               i=1         i

где:

D – выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее число хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В связи с тем, что на рынке погрузочно-разгрузочных работ на территории порта Благовещенск и порта города Свободный Амурской области, действует один хозяйствующий субъект с долей 100%, расчет коэффициента рыночной концентрации является нецелесообразным. Значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составляет 10 000, что свидетельствует о высокой степени концентрации в условиях неразвитой конкуренции.

 

  1. Барьеры  входа на товарный рынок

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка погрузочно-разгрузочных работ на территории речных портов Амурской области проведен опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке на территории Амурской области, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок, новых участников. Опрос хозяйствующих субъектов показал, что на рассматриваемом рынке присутствуют следующие барьеры:

  1. Экономические:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- большой экономический потенциал существующих организаций в сфере погрузо-разгрузочных работ, способных при наличии спроса без особых затрат значительно увеличить объемы производства (эффект масштаба производства);

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.

2. Административные:

- необходимость получения лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

- препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

- экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

- стандарты и предъявляемые к качеству требования.

Обобщив полученную информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что при осуществлении деятельности на исследуемом рынке, а также при входе на него, хозяйствующие субъекты сталкиваются с барьерами экономического и административного характера, которые являются труднопреодолимыми, так как затраты на их решение, в приемлемые сроки экономически не оправдываются.

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Отправка грузов внутренним водным транспортом на территории области развита незначительно. Постепенно происходит снижение степени использования реки для этих целей. Это связано во многом с развитием железнодорожных и автомобильных перевозок. Большинство грузовладельцев отправляет относительно небольшие грузы, поэтому выбирают наиболее подходящую альтернативу водному транспорту.

По данным Министерства транспорта и строительства Амурской области, перевозками по рекам в регионе занимаются ЗАО «Т...» и ЗАО «П...»

Пассажирский порт «А…» специализируется на перевозке пассажиров, в основном это прогулочные рейсы по рекам Амур и Зея. Также суда компании задействованы на международной линии Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР). Организация осуществляет и грузовые отправления как в международном (КНР), так и внутреннем направлениях.

Порты Амурской области имеют выгодное географическое положение, располагаясь на берегах рек Амур и Зея в зоне Транссиба и непосредственной близости от китайских портов Хэйхэ, Сюньхэ, Миншань и Тунцзян. В населенных пунктах Благовещенск и Поярково, где расположены речные порты, действуют международные пункты пропуска. К тому же, географическое положение области благоприятствует развитию сотрудничества с КНР.

В Министерстве транспорта и строительства области отмечают, что внешнеэкономические отношения с КНР играют важную роль для экономики области. Их активное развитие неразрывно связано с развитием портов, через которые проходит основной грузопоток.

Во многом состояние инфраструктуры портов Амурской области связано с реализацией программ, направленных на развитие золотодобывающей, лесозаготовительной и горно-металлургической отраслей, а также со строительством космодрома «Восточный».

На территории области реализуется инвестиционный проект «Создание горно-металлургического кластера «Приамурье», в рамках которого планируется освоение месторождений железа, золота, цветных и редких металлов, угля, нерудных полезных ископаемых, лесосырьевых ресурсов. Одним из оптимальных способов доставки вышеперечисленных грузов может служить водный транспорт.

Проблемным вопросом развития перевозок грузов внутренним водным транспортом является высокая степень износа судов. Так, например, несмотря на значительное количество единиц флота, в ЗАО «Т...» существует потребность в строительстве новых судов для обеспечения рабочего процесса и обновления имеющихся судов. В связи с этим необходима разработка программ регионального и федерального уровня, направленных на субсидирование предприятий внутреннего водного транспорта с целью приобретения современных судов.

Кроме того, дальнейшее развитие речных перевозок затруднено неудовлетворительным состоянием водных путей, таких, как отсутствие судоходной обстановки на реке Селемджа и Зейском водохранилище. Также серьезной проблемой является обмеление рек. Чтобы решить ее требуется провести комплекс мероприятий по поддержанию своевременной судоходной обстановки и по дноуглублению.

Правительством Амурской области разработана и утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой планируется решать транспортные проблемы, в том числе и в сфере внутреннего водного транспорта. Развитие перевозок водным транспортом повлечет за собой развитие рынка услуг связанных с перевозкой - это погрузочно - разгрузочные работы, хранение грузов, комплексное обслуживание флота и так далее.

Проведенный анализ товарного рынка погрузочно-разгрузочных работ на территории речных портов Амурской области свидетельствует о том, что данный товарный рынок относится к типу рынка с неразвитой конкуренцией, что связано с преимущественным положением крупного хозяйствующего субъекта.

Монопольное положение на рынке погрузо-разгрузочных работ в портах Амурской области занимает ЗАО «Т...», которое располагает конкурентными преимуществами в виде наличия в собственности объектов недвижимого имущества (подкрановые и железнодорожные пути, грузовые площадки, склады), перегрузочного оборудования, квалифицированных кадров и так далее.

Исследование товарного рынка позволяет говорить о том, что большая часть из существующих барьеров входа на рынок является существенной, прежде всего для небольших субъектов рынка. Они сталкиваются с трудностями как на этапе создания организации (лицензирование, наличие значительных финансовых средств), так и в процессе своей деятельности и развития (доминирование крупных хозяйствующих субъектов на рынке).