• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в г. Благовещенске Амурской области

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг

по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

в г. Благовещенске Амурской области

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее также – Амурское УФАС России, Управление) во исполнение приказа ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в г. Благовещенске Амурской области в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок). Методическую основу исследования составили методические рекомендации ФАС России по проведению анализа рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (исх. № ВК/92440/16 от 30.12.2016) (далее – Методические рекомендации).

Настоящий анализ включает следующие этапы:

1. Общие положения.

2. Временной интервал исследования товарного рынка.

3. Продуктовые границы товарного рынка.

4. Географические границы товарного рынка.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

7. Определение барьеров товарного рынка.

8. Определение уровня концентрации товарного рынка.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

1. Общие положения

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Особенностью данного анализа является то, что необходимо учитывать последовательный характер услуг по сбору и транспортированию отходов, данные услуги предоставляются одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг).

Необходимо отметить, что сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов I-IV классов опасности осуществляется хозяйствующими субъектами, имеющими лицензии на право осуществления соответствующих видов деятельности, тогда как на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности осуществляется без лицензии.

Нормативные правовые акты используемые при проведении анализа:

1. Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах);

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании);

4. Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее - Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов);

5. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»;

6. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г.       № 641»;

7. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

8. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

9. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);

10. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;

11. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;

12. Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее - Стандарт);

13. Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Источниками информации, используемыми при проведении данной аналитической работы, являются сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области, управления Росприроднадзора по Амурской области, администрации города Благовещенска Амурской области и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке (перечень приведен на странице 18).

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов г. Благовещенска Амурской области в соответствии с Методическими рекомендациями является 2016 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с  пунктом 3.1. Порядка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Предварительное определение товара проводилось на основе условий договора, заключенного в отношении товара; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; а также иных способов, позволяющих однозначно определить товар.

Предварительное определение товара

Законом об отходах, твердые коммунальные отходы (далее также – ТКО) определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбора опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и другие.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, деятельность по сбору отходов отнесена к 38 классу услуг, куда входит сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья.

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходов, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Анализ договоров представленных хозяйствующими субъектами оказывающими услуги на исследуемом рынке показал, что предметом заключаемых договоров, как с юридическими, так и с физическими лицами, являются услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) в которые входит сбор и транспортирование твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Однако следует отметить, что в договорах отсутствует единообразие в единицах измерения. Управляющие компании, заключающие договоры управления многоквартирными домами обязуется выполнять ряд работ, в том числе услуги по санитарной очистке (вывоз ТБО) в которую входит уборка контейнеров (вывоз мусора (отходов)) и содержание контейнерных площадок. Стоимость указанных услуг установлена в рублях за квадратный метр общей площади жилого помещения. Организации, которые специализируются на сборе и транспортировании ТКО до мест размещения отходов, устанавливают стоимость услуг в рублях за 1 кубический метр отходов, 1 тонну, 1 контейнер.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя,

и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми

для данного товара

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению, куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, прочие твердые коммунальные отходы.

Поскольку Законом об отходах и ФККО установлен единый подход к понятию «твердые коммунальные отходы», а Стандартом и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов предусмотрено понятие «твердые бытовые отходы», схожее с понятием «твердые коммунальные отходы», в рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

В соответствие с Законом об отходах, сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

В соответствии со Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) - последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов;

этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту до избавления от них, путем утилизации и/или захоронения, уничтожения.

Появление отходов имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

- I класс - чрезвычайно опасные отходы;

- II класс - высокоопасные отходы;

- III класс - умеренно опасные отходы;

- IV класс - малоопасные отходы;

- V класс - практически неопасные отходы.

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".

По информации управления Росприроднадзора по Амурской области в государственный реестр объектов размещения отходов на территории   г. Благовещенска и Благовещенского района Амурской области включен один объект размещения твердых бытовых отходов: полигон отходов производства и потребления (ТБО, промышленных и строительных отходов) ООО «Полигон», расположенный в районе 10 км Новотроицкого шоссе.

Сбор отходов должен проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Этап транспортирования может быть связан с трансграничной перевозкой паспортизованных отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, при условии, что такая перевозка затрагивает интересы не менее двух государств.

Также необходимо учитывать, что сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

В рамках проведения данного анализа рынка проведена оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов независимо от наличия либо отсутствия лицензий.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также необходимо учесть, что цена услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в значительной степени является для потенциального потребителя определяющим фактором при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

Исходя из вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

 

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка - это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В соответствии с Методическими рекомендациями, в рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъектов Российской Федерации.

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, в соответствии с методическими рекомендациями, проведен в административном центре субъекта Российской Федерации – в городе Благовещенске Амурской области с численностью населения 224,335 тыс. чел. (на 01.01.2016). Иных муниципальных образований с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъекта в Амурской области нет.

Исходя из вышеизложенного, географическими границами исследуемого рынка определены границы г. Благовещенска Амурской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие  в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

Также необходимо отметить, что указанные хозяйствующие субъекты могут осуществлять несколько или же весь спектр услуг от сбора и транспортирования до захоронения. В связи, с чем необходимо определять состав хозяйствующих субъектов в разрезе осуществляемых ими услуг.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

Перечень хозяйствующих субъектов, предоставляющих анализируемые услуги, определен в результате анализа сведений из реестра лицензий, представленного территориальным управлением Росприроднадзора, а также информации представленной Амурстатом, администрацией города Благовещенска и информации хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на данном рынке и указавших своих конкурентов.

Следует отметить, что региональный кадастр отходов производства и потребления Амурской области в настоящее время находится в стадии разработки. Разработку осуществляет Министерство природных ресурсов Амурской области, по завершении которой Региональный кадастр отходов будет размещен на сайте Министерства.

В результате анализа ответов на запросы Амурского УФАС России выявлено 8 хозяйствующих субъектов, которые в 2016 году оказывали услуги по сбору и транспортированию ТКО на территории города Благовещенска Амурской области.

Доля управляющих компаний на исследуемом рынке составила <…>% (<…> хозяйствующих субъекта). Тарифы на оказываемые ими услуги составили от <…> руб/ кв.м. до <…> руб/кв.м. занимаемой жилой площади. Следует отметить, что не все хозяйствующие субъекты рассчитывают стоимость одного километра транспортирования отходов.

6. Определение объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm).

Амурским УФАС России при проведении анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию ТКО в географических границах г.Благовещенска Амурской области выявлена проблема, затрудняющая расчет долей в натуральном выражении. Так часть хозяйствующих субъектов учет оказанных услуг ведут не только в тоннах и в кубических метрах, но и в квадратных метрах занимаемого жилого помещения и в мешках.

Таким образом определить в целом объем оказанных услуг в натуральном выражении по городу Благовещенску Амурской области не представляется возможным, так как хозяйствующие субъекты указали несопоставимые единицы измерения, которые указаны в заключенных договорах и государственных контрактах.

В соответствии с Порядком объем исследуемого товарного рынка определен как сумма объемов оказанных услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории г.Благовещенска Амурской области в стоимостном выражении.

В расчет объема в стоимостном выражении принята итоговая стоимость оказанных услуг. Выручку полученная от оказания услуг брать за основу расчета долей нецелесообразно, так как выручка не соответствует объему оказанных услуг в стоимостном выражении из-за образования задолженности потребителей.

Объем оказанных услуг по сбору и транспортированию ТКО в географических границах города Благовещенска Амурской области составил <…> куб.м. и <…> тонн. Управляющие компании, которые объем оказанных услуг в натуральном выражении измеряют в квадратных метрах жилого помещения, указали количество тонн ТКО доставленных на полигон для утилизации (захоронения) ТКО.

В стоимостном выражении объем рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО составил <…>  рублей.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в 2016 году на рынке услуг по сбору и транспортированию ТКО в географических границах административного центра Амурской области деятельность осуществляли восемь хозяйствующих субъектов, три из которых занимают значительную долю рынка, это:

  1. ООО «Икс Эль» с долей <…> %;
  2. ООО «Спецавтохозяйство» - <…> %;
  3. МКП города Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» с долей <…> %.

На оставшиеся пять хозяйствующих субъектов приходится <…> % рынка. Из них управляющие компании занимают долю <…> %.

Для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке определяется также принадлежность к группе лиц. Хозяйствующие субъекты, действующие на данном рынке и составляющие группу лиц, рассматриваются как один хозяйствующий субъект. На рынке услуг по сбору и транспортированию ТКО в географических границах города Благовещенска Амурской области хозяйствующие субъекты составляющие группу лиц не выявлены.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод об отсутствии хозяйствующих субъектов занимающих долю более пятидесяти процентов на рынке по сбору и транспортированию ТКО на территории г.Благовещенска Амурской области.

6. Определение барьеров входа на товарные рынки

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Результаты опроса участников товарного рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории г. Благовещенск Амурской области показали следующее. Четыре участника рынка указали на отсутствие барьеров при осуществлении деятельности в сфере обращения ТКО.

Остальные хозяйствующие субъекты указали на следующие барьеры входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, а также проблемы с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности на исследуемом рынке.

Основные барьеры входа на рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории г. Благовещенска Амурской области:

  1. Экономические ограничения.

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. Труднопреодолимый, так как требуется приобретение специальной техники – мусоровозов (стоимость одного мусоровоза составляет от <…> до <…> рублей), соответствующих ГОСТам и требованиям СанПиН, затраты на получение лицензии на сбор и транспортирование отходов. Требуется значительное количество времени для окупаемости указанных затрат;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства). Хозяйствующие субъекты отмечают данный барьер, как труднопреодолимый, в связи с тем, что до достижения экономической эффективности, необходимо иметь достаточную клиентскую базу, чтобы транспорт был задействован в течение всего дня;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями. Данный барьер также отмечен труднопреодолимым. Для снижения затрат на единицу продукции необходимо увеличение общего объема выполняемых работ, наличие возможности оптимизации маршрута с целью сокращения затрат времени и связанных с этим ресурсов (трудовых, материальных) на транспортирование единицы продукции.

2. Административные ограничения.

- условия лицензирования отдельных видов деятельности. Барьер преодолимый. Требуются затраты на получение лицензии на сбор и транспортирование отходов, а также заключение договора с организацией, имеющей лицензию на размещение отходов на полигоне;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд. В рамках 44-ФЗ проведение тендеров для определения победителей на право оказания услуг;

- стандарты и предъявляемые к качеству требования. Наличие специальной техники – мусоровозов, соответствующих ГОСТам и требованиям СанПиН, размещение ТКО на специализированном полигоне.

Учитывая, что в 2016 году вышел на рынок новый хозяйствующий субъект, которые не указал ни одного барьера входа на рынок, можно предположить, что существенные барьеры входа на рынок сбора и транспортирования ТКО отсутствуют.

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах – СR3.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана  выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Полученные значения индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что исследуемый товарный рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО относится к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку коэффициент рыночной концентрации составил <…> %, значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет <…> единиц.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

При проведении анализа рынка, были выявлены следующие особенности рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО. В первую очередь, это оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО управляющими организациями, которые заключают с собственниками жилья договоры управления многоквартирными домами, в которых устанавливают тариф на услуги по санитарной очистке (вывоз ТБО) в рублях за квадратный метр жилого помещения.

Также необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация. Обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 24.6 Закона  об отходах).

При этом согласно части 3 статьи 29.1 Закона об отходах (введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ) соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года. В настоящее время соглашение между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и региональным оператором не заключено. Министерством жилищно-коммунального хозяйства области разрабатывается проект порядка определения регионального оператора.

Согласно статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Учитывая изложенное и то, что на рынке услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории г.Благовещенска Амурской области хозяйствующие субъекты доля которых превышает <…> % отсутствуют, можно предварительно сделать вывод, что хозяйствующие субъекты занимающие доминирующее положение на исследуемом рынке отсутствуют.

Следует учесть, что часть 3 статьи 5 гласит, что доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Совокупная доля трех крупных хозяйствующих субъектов на указанном рынке превысила <…> % и составила <…>%. Однако за исследуемый временной интервал (2016 год) невозможно определить была ли доля хозяйствующих субъектов неизменна или подвержена незначительным изменениям.

Также необходимо учесть, что новые хозяйствующие субъекты выходят на данный товарный рынок, так например ООО «УК Прогресс» в декабре 2016 года начало оказывать услуги по сбору и транспортированию ТКО на территории административного центра Амурской области.

Барьеры вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов в первую очередь связаны со значительными первоначальными капитальными вложениями в приобретение специализированной техники при длительных сроках окупаемости.

На основании изложенного, Амурское УФАС России приходит к выводу, что на рынке услуг по сбору и транспортированию ТКО в географических границах Амурской области присутствует хозяйствующий субъект <…> с долей более <…>% (<…>%). Так как в задачи анализа товарного рынка не входило исследование положения хозяйствующих субъектов в динамике за несколько лет, основания для признания хозяйствующего субъекта доминирующим отсутствуют.

Результаты проведенного Амурским УФАС России исследования свидетельствуют о том, что товарный рынок по сбору и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов на территории города Благовещенска Амурской области в 2016 году характеризуется высокой степенью концентрации и относится к типу рынков с неразвитой конкуренцией.