Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области.

Амурское УФАС России, во исполнение приказа ФАС России от 05.12.2016               № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» провело анализ состояния конкурентной среды на локальных розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области.

Цель анализа – установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на розничных рынках автомобильных бензинов Амурской области, анализ и оценка состояния конкурентной среды на данных товарных рынках, изучение тенденций их развития и сложившихся характеристик.

Анализ проведен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России (от 08.02.2017 вх. № 404-э) по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов.

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД);
  3. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в ред. Приказов ФАС России от 03.02.2012 N 65, от 12.03.2013 N 143/13, от 30.01.2015 N 33/15,                        от 23.11.2015 N 1132/15, от 20.07.2016 N 1000/16).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого товарного рынка использовались сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации автомобильных бензинов на территории Амурской области; сведения администраций городов и районов Амурской области, статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.

Исследование состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области проводилось в соответствии с Порядком и включает в себя следующие этапы:

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
  2. Определение продуктовых границ товарного рынка.
  3. Определение географических границ товарного рынка.
  4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.
  5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
  6. Определение уровня концентрации товарного рынка.
  7. Определение барьеров входа на товарный рынок.
  8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

1. Временной интервал исследования

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничных рынков автомобильных бензинов, которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничных рынков автомобильных бензинов в Амурской области в соответствии с приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» определен 2016 год.

 

2. Продуктовые границы рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура в соответствии с пунктом 3.1 Порядка включает в себя:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

В целях настоящего исследования товар предварительно определен как автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001     № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяет область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются четыре основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

На рынке также распространяются бензины иных марок, таких как: Нормаль–80 (ГОСТ Р51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр–91 (ГОСТ Р51105-97), Премиум–95 (ГОСТ Р51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер–98 (ГОСТ Р51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химичекские эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокое значение данного показателя обеспечивает нормальное сгорание топлива на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя. Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля. Например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ и даже разрушение двигателя.

Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число, показывающее содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82).

На практике октановое число топлива является единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины с точки зрения конечного потребителя. По октановому числу автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

  1. Низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль–80 (октановое число 76 по моторному методу и 80 по исследовательскому методу).
  2. Высокооктановые бензины – Регуляр–91, АИ-92, АИ-96, Супер–98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (октановое число 82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

Таблица 1

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

 (ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76 по моторному методу, 80 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91,АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Исходя из специфики розничного потребления автомобильных бензинов (не взаимозаменяемость марки автомобильного бензина при потреблении в сторону снижения октанового числа, так как использование моторного топлива с октановым числом ниже заявленного в техническом паспорте (инструкции по эксплуатации) автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя и другим негативным последствиям для владельца автотранспортного средства) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ следует рассматривать как одну товарную группу.

В целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка, что требует дополнительных финансовых затрат. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Также нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях Амурской области возможность заправки данным видом топлива отсутствует.

На основании вышеизложенного, с учетом целей настоящего исследования и специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов, продуктовые границы исследуемого рынка определены по маркам автомобильных бензинов, а именно:

  • автомобильный бензин А-76, АИ-80 (и аналоги);
  • автомобильный бензин АИ-92 (и аналоги);
  • автомобильный бензин АИ-95 (и его аналоги);
  • автомобильный бензин АИ-98.

 

3. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступают автомобильные бензины в разрезе видов (марок).

Процедура определения границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.1 Порядка включает в себя:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями;
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Автозаправочные станции прочно связаны с земельными участками, на которых они расположены, и перемещение реализуемых ими нефтепродуктов потребителям исключено. Данная специфика товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки автомобиля).                С точки зрения экономической возможности (целесообразности) приобретения товара для розничного покупателя учитывается и то, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля требуется затратить определённое количество автомобильного топлива. При этом дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива, а значит денежных средств и времени, что также является существенным фактором, так как в большинстве случаев покупка товара владельцами автомобилей осуществляется на регулярной основе.

Площадь Амурской области составляет 361,9 тыс. кв. км. Территории муниципальных образований в области значительно удалены друг от друга. Большая часть АЗС на территории области располагается вдоль автотрасс, соединяющих населенные пункты. По статистическим данным по состоянию на 01.01.2016 число собственных легковых автомобилей в Амурской области на 1000 человек населения составило 286,4 штук.

Розничный рынок автомобильных бензинов определен как локальный в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории, где расходы на приобретение топлива не приводят к увеличению его стоимости для потребителя более чем на 10%, и его географические границы определены границами муниципальных районов и городских округов Амурской области. В настоящее время в составе Амурской области находится 20 районов и 9 городских округов.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов в Амурской области являются хозяйствующие субъекты, осуществлявшие в 2016 году деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Амурское УФАС России для определения перечня хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, использовало информацию, представленную хозяйствующими субъектами, администрациями городов и районов Амурской области. В ходе формирования информационной базы для оценки состояния конкуренции на товарном рынке территориальным управлением было сделано более 70 запросов хозяйствующим субъектам.

 

 

  Таблица 2

Количество хозяйствующих субъектов в разрезе локальных рынков розничной реализации автомобильных бензинов на территории Амурской области

 

Наименование

Количество хозяйствующих субъектов

Количество АЗС

Численность населения, тыс. человек                    (на 01.01.2016)

Количество АЗС на 1000 человек

Амурская область

34

135

805,8

0,17

Города

    

Благовещенск

11

35

224,2

0,16

Белогорск

6

14

67,2

0,21

Зея

6

10

23,9

0,42

Райчихинск

3

4

17,8

0,22

Свободный

6

10

55,2

0,18

Тында

3

6

33,8

0,18

Шимановск

3

4

18,9

0,21

п.г.т. Прогресс

1

1

12,3

0,08

ЗАТО  Циолковский

1

1

6,2

0,16

Районы

    

Архаринский

1

2

15,5

0,13

Белогорский

1

1

18,3

0,05

Благовещенский

2

3

23,3

0,13

Бурейский

3

6

21,8

0,28

Завитинский

2

3

14,8

0,20

Зейский

0

0

15,7

0,00

Ивановский

3

4

24,4

0,16

Константиновский

2

2

12,6

0,16

Магдагачинский

1

4

20,5

0,20

Мазановский

3

3

13,6

0,22

Михайловский

3

3

14,2

0,21

Октябрьский

3

3

18,7

0,16

Ромненский

1

1

8,6

0,12

Свободненский

1

2

14,8

0,14

Селемджинский

1

2

10,7

0,19

Серышевский

2

2

24,5

0,08

Сковородинский

3

6

27,7

0,22

Тамбовский

1

1

21,8

0,05

Тындинский

1

1

14,2

0,07

Шимановский

1

1

5,6

0,18

 

Согласно полученной информации на территории Амурской области в 2016 году насчитывается 34 хозяйствующих субъекта, осуществлявших деятельность на розничном рынке автомобильных бензинов, из них 32 субъекта являются независимыми – 69 АЗС;  2 хозяйствующих субъекта входят в одну группу лиц с вертикально интегрированными нефтяными компаниями: АО                   «ННК Амурнефтепродукт» (ВИНК АО «Независимая нефтегазовая компания») -  61 АЗС; ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ВИНК ПАО «НК «Роснефть») – 5 АЗС. Автозаправочные станции АО «ННК Амурнефтепродукт» существенно выделяются среди прочих по наличию современного оборудования, внешнему виду, наличию дополнительных услуг, применению различных способов оплаты (наличные средства, карточки оплаты) и, как следствие, значительными объемами реализации нефтепродуктов.

В разрезе исследуемых локальных рынков численность действующих хозяйствующих субъектов на товарном рынке колеблется от 1 до 11 единиц, наибольшая численность зафиксирована в границах административного центра Амурской области – г. Благовещенска, где осуществляют деятельность 11 хозяйствующих субъектов. Реализация нефтепродуктов по области в целом производилась через 135 автозаправочных станции. В среднем на 1000 жителей в 2016 году пришлось 0,17 АЗС.

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с пунктом 6.1 Порядка определен как сумма объемов продаж автомобильного бензина  марок   А-76, АИ-92,   АИ-95, АИ-98 в географических границах локальных рынков и Амурской области в целом. Объем товарных ресурсов, реализованных субъектами розничного рынка нефтепродуктов, оценивался в натуральном выражении в литрах.

Количественные показатели, характеризующие структуру розничного рынка бензина автомобильного (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами, и сведений администраций муниципальных образований Амурской области.

 

   Таблица 3

 

Объем реализации автомобильных бензинов через розничную сеть

в разрезе локальных рынков Амурской области за 2016 год

 

Наименование

Всего

Нефтепродукты, в литрах

А-76

(АИ-80)

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

Города

 

 

 

 

 

Благовещенск

74 214 263

1 640 612

48 248 710

22 181 596

2 143 345

Белогорск

23 357 151

1 657 108

15 539 702

5 892 660

267 681

Зея

8 156 275

693 094

6 335 964

1 127 217

0

Райчихинск

4 959 191

394 255

3 357 489

1 207 447

0

Свободный

19 602 072

1 170 486

14 706 169

3 585 336

140 081

Тында

8 944 541

704 069

6 086 616

2 128 856

25 000

Шимановск

5 926 588

971 228

4 040 366

914 994

0

пгт. Прогресс

2 360 206

208 073

1 609 348

542 785

0

ЗАТО Циолковский

4 214 492

39 638

2 944 588

1 230 266

0

Районы

 

 

 

 

 

Архаринский район

4 063 261

517 770

2 742 467

803 024

0

Белогорский район

1 861 799

159 650

1 259 646

442 503

0

Благовещенский район

9 855 380

172 725

6 174 076

3 508 579

0

Бурейский район

6 363 125

461 927

4 223 479

1 677 719

0

Завитинский район

3 127 035

267 942

2 012 559

846 534

0

Зейский район

0

0

0

0

0

Ивановский район

7 684 568

597 468

5 102 606

1 921 507

62 987

Константиновский район

1 762 696

178 532

1 204 270

379 894

0

Магдагачинский район

7 158 483

1 054 826

4 613 430

1 490 227

0

Мазановский район

2 656 903

568 504

1 817 147

271 252

0

Михайловский район

2 483 849

368 103

1 623 003

492 743

0

Октябрьский район

2 736 264

253 012

1 961 073

522 179

0

Ромненский район

1 578 906

462 191

971 277

145 438

0

Свободненский район

2 777 447

0

1 914 404

863 043

0

Селемджинский район

524 900

65 000

424 900

35 000

0

Серышевский район

4 208 441

502 812

3 025 540

680 089

0

Сковородинский район

8 456 572

799 485

6 008 189

1 648 898

0

Тамбовский район

5 959 293

473 460

3 633 364

1 695 117

157 352

Тындинский район

500 929

95 405

329 592

75 932

0

 

Амурская область

227 110 424

14 477 375

153 004 302

56 832 301

2 796 446

 

В 2016 году объем реализации нефтепродуктов через сеть автозаправочных станций на территории Амурской области составил 227 110 424 литра, в том числе по видам топлива: АИ-76 (АИ-80) – 14 477 375 литров, АИ-92  (АИ-91, АИ-93) –          153 004 302 литра, АИ-95 (АИ-96) –  56 832 301 литр, АИ-98 – 2 796 446 литров. Среди локальных рынков Амурской области наибольшим объемом продаж выделяется рынок в географических границах г. Благовещенска, удельный вес которого к общему объему по Амурской области составил 32,7%, в том числе по видам нефтепродуктов:   АИ-76 (АИ-80) – 11,3%, АИ-92 (АИ-91, АИ-93) –31,5%, АИ-95 (АИ-96) – 39,0%,    АИ-98 – 76,6%.

В 2016 году более половины объема автомобильных бензинов (66,8%) было реализовано на территории городов Амурской области. Подобное распределение объемов обусловлено развитостью и густозаселенностью городов по сравнению с сельской местностью, а, следовательно, более высоким спросом. Также сказывается специфика размещения АЗС по территории области: предприниматели и организации не охотно идут на строительство заправочных станций в удаленных и слабозаселенных районах по причине их экономической нецелесообразности.

 

 

 

В 2016 году на розничных локальных рынках реализации автомобильных бензинов в Амурской области выявлено 4 хозяйствующих субъекта, доля которых на указанных рынках превышала 35 процентов (таблица 4).

  

 Таблица 4

Перечень хозяйствующих субъектов, имеющих долю

на локальном рынке более 35 процентов

Наименование хозяйствующего субъекта

Городские округа

Благовещенск

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

Белогорск

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

Зея

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

Райчихинск

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

Свободный

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

Тында

ООО «Тындинская нефтяная компания»

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

Шимановск

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

пгт. Прогресс

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

ЗАТО Циолковский

ООО «РН-Востокнефтепродукт»

Районы

Архаринский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Белогорский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Благовещенский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

ООО "РН-Востокнефтепродукт"

Бурейский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Завитинский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Ивановский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Константиновский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Магдагачинский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Мазановский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Михайловский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Октябрьский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Ромненский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Свободненский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Селемджинский район

ИП Палий Ф.Н.

Серышевский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Сковородинский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Тамбовский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Тындинский район

ООО "Фантом"

Шимановский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лидирующие позиции среди прочих хозяйствующих субъектов занимает                 АО «ННК-Амурнефтепродукт». Расчет долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке показал, что общество обладает признаками доминирования как в целом по объему реализованного автомобильного бензина в Амурской области, так и в разрезе их видов (таблица 5).

 

  Таблица 5

Доля АО «ННК-Амурнефтепродукт» на товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов на территории Амурской области в 2016 году

 

 

 

Всего

в том числе, %

А-76

(АИ-80)

АИ-92

(АИ-91,

АИ-93)

АИ-95

(АИ-96)

АИ-98

АО «ННК-Амурнефтепродукт»

68

77

65

74

70

 

АО «ННК-Амурнефтепродукт» помимо налаженных хозяйственных связей в сфере поставок нефтепродуктов обладает необходимой материальной базой: обществу принадлежит абсолютное большинство ёмкостей, предназначенных для хранения нефтепродуктов в регионе. Автозаправочные станции общества расположены в большинстве городов и районов Амурской области, исключение составляют ЗАТО Циолковский, Селемджинский, Зейский  и Тындинский районы.

 

6. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемых локальных рынков использовался коэффициент рыночной концентрации (CR-3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

  Таблица 6

Коэффициент рыночной концентрации розничных рынков

автомобильных бензинов  Амурской области в 2016 году

 

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR-3)

Уровень концентрации товарного рынка

Название муниципального образования

 

А-76

(АИ-80)

 

АИ- 92

 (АИ-91,

 АИ-93)

АИ - 95

(АИ-96)

АИ-98

Амурская область

 

 

 

 

 

Городские округа

 

 

 

 

 

Благовещенск

93

91

93

100

высокий

Белогорск

97

89

95

-

высокий

Зея

67

80

94

-

высокий

Райчихинск

100

100

100

-

высокий

Свободный

94

83

93

-

высокий

Тында

-

100

100

-

высокий

Шимановск

100

100

-

-

высокий

пгт. Прогресс

-

-

-

-

 

ЗАТО Циолковский

-

-

-

-

 

Районы

 

 

 

 

 

Архаринский район

-

-

-

-

 

Белогорский район

-

-

-

-

 

Благовещенский район

-

-

-

-

 

Бурейский район

100

100

-

-

высокий

Завитинский район

-

-

-

-

 

Зейский район

-

-

-

-

 

Ивановский район

-

100

-

-

высокий

Константиновский район

-

-

-

-

 

Магдагачинский район

-

-

-

-

 

Мазановский район

100

100

-

-

высокий

Михайловский район

-

100

100

-

высокий

Октябрьский район

-

100

100

-

высокий

Ромненский район

-

-

-

-

 

Свободненский район

-

-

-

-

 

Селемджинский район

-

-

-

-

 

Серышевский район

-

-

-

-

 

Сковородинский район

-

100

-

-

высокий

Тамбовский район

-

-

-

-

 

Тындинский район

-

-

-

-

 

Шимановский район

-

-

-

-

 

 

 

Исходя из расчетных значений коэффициента рыночной концентрации             (Таблица 6), рассматриваемый рынок автомобильных бензинов в целом по Амурской области и в разрезе локальных рынков по всем видам автомобильного топлива следует оценивать как высококонцентрированный.

На 18 товарных рынках коэффициент рыночной концентрации соответствует 100 %, что говорит о действии на товарном рынке трех хозяйствующих субъектов. Имеются локальные рынки, где коэффициент рыночной концентрации определить невозможно, так как на данных рынках действует менее трех хозяйствующих субъектов.

   Таблица 7

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

на розничных рынках автомобильных бензинов в разрезе локальных рынков Амурской области в 2016 году

 

Название муниципального образования

Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

Уровень концентрации товарного рынка

 

А-76

(АИ-80)

 

АИ- 92 (АИ-91, АИ-93)

АИ - 95 (АИ-96)

АИ-98

Амурская область

 

 

 

 

 

Городские округа

 

 

 

 

 

Благовещенск

4 743

3 950

5 678

4 574

высокий

Белогорск

6 196

4 490

5 165

9 612

высокий

Зея

2 098

2 674

5 032

-

высокий

Райчихинск

7 112

7 674

7 919

-

высокий

Свободный

4 740

2 800

4 565

9 839

высокий

Тында

5 048

5 360

5 114

10 000

высокий

Шимановск

5 254

6 544

8 174

-

высокий

пгт. Прогресс

10 000

10 000

10 000

-

высокий

ЗАТО Циолковский

10 000

10 000

10 000

-

высокий

Районы

 

 

 

 

 

Архаринский район

10 000

10 000

10 000

-

высокий

Белогорский район

10 000

10 000

10 000

-

высокий

Благовещенский район

10 000

5 411

5 629

-

высокий

Бурейский район

7 561

9 450

9 194

-

высокий

Завитинский район

8 905

9 664

10 000

-

высокий

Зейский район

-

-

-

-

высокий

Ивановский район

7 187

7 984

8 913

10 000

высокий

Константиновский район

5 972

6 319

6 595

-

высокий

Магдагачинский район

10 000

10 000

10 000

-

высокий

Мазановский район

5 962

6 992

10 000

-

высокий

Михайловский район

9 290

7 647

7 839

-

высокий

Октябрьский район

5 998

6 972

6 802

-

высокий

Ромненский район

10 000

10 000

10 000

-

высокий

Свободненский район

-

10 000

10 000

-

высокий

Селемджинский район

10 000

10 000

10 000

-

высокий

Серышевский район

7 161

5 867

7 056

-

высокий

Сковородинский район

9 418

7 598

9 802

-

высокий

Тамбовский район

10 000

10 000

10 000

10 000

высокий

Тындинский район

10 000

10 000

10 000

-

высокий

Шимановский район

-

10 000

10 000

-

высокий

 

* - расчет индекса Герфиндаля-Гиршмана в географических границах Амурской области не проводился, поскольку количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, превышает 15 единиц.

 

Оценка уровня концентрации по локальным розничным рынкам нефтепродуктов Амурской области в соответствии с индексом рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (таблица 7) не противоречит оценке, которая была сделана на основе коэффициента рыночной концентрации (CR-3). Таким образом, можно сделать вывод, что все исследуемые рынки относятся к высококонцентрированному типу рынков. В географических границах Архаринского, Белогорского, Магдагачинского, Ромненского, Свободненского, Селемджинского, Тамбовского, Тындинского, Шимановского районов, п.г.т. Прогресс, ЗАТО Циолковский выявлена высокая концентрация рынка (HHI=10000), так как указанные локальные рынки являются монополизированными и на них действует по одному хозяйствующему субъекту.

 

7. Барьеры входа на товарный рынок

Амурское УФАС России в ходе анализа рынка розничной реализации нефтепродуктов в Амурской области выявило наличие как административных, так и экономических барьеров входа для новых хозяйствующих субъектов на исследуемый товарный рынок.

К числу экономических барьеров входа на товарный рынок розничной реализации автомобильных бензинов относятся:

  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений  при длительных сроках окупаемости этих вложений;
  • издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
  • присутствие на рынке вертикально интегрированных нефтяных компаний                    АО «Независимая нефтегазовая компания» и ПАО «НК «Роснефть», обладающих значительным рыночным потенциалом и способных оказывать влияние на ценообразование независимых компаний;
  • наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
  • неразвитость объектов инфраструктуры, заставляющая мелких розничных продавцов  в связи с отсутствием у них собственных нефтехранилищ приобретать топливо на нефтебазах более крупных продавцов по установленным ими ценам.

Административными барьерами входа на рынок являются:

- жесткие требования земельного и природоохранного законодательства;

- трудности в отведении и оформлении земельного участка под строительство АЗС, выражающееся в большом объеме запрашиваемого пакета документов и продолжительности рассмотрения заявок;

- стандарты, предъявляемые к качеству нефтепродуктов.

В особую группу барьеров можно отнести экологические барьеры, связанные со спецификой товара в рамках исследуемых продуктовых границ, а именно его огнеопасность, взрывоопасность, способность наносить вред окружающей среде и здоровью человека. Экологические барьеры тем самым оказывают влияние на размещение АЗС в границах муниципальных образований.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Главной особенностью рынка нефтепродуктов Амурской области является отсутствие на ее территории первичного рынка, где в качестве продавцов выступали бы нефтеперерабатывающие заводы и предприятия, а так же их сбытовые структуры. Отсутствие хозяйствующих субъектов (производителей) в данном секторе экономики Амурской области на первичном товарном рынке обусловлено высокими входными барьерами. Для организации бизнеса в области нефтепереработки требуются большие капитальные вложения. В настоящее время формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию Амурской области из других регионов. Данный факт является определяющим как для формирования розничного рынка автомобильных бензинов Амурской области, так и для локальных рынков. Основные поставки нефтепродуктов осуществляются из наиболее близко расположенных регионов к территории Амурской области, на которых действуют нефтеперерабатывающие предприятия, а именно из Хабаровского края и Иркутской области. В настоящее время идет строительство комплекса по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов «Амурский нефтеперерабатывающий завод», которое завершится, согласно проекту, в 2023 году.  Поставка сырья для переработки на комплексе предусматривается с якутских и иркутских месторождений. На российском рынке будет реализовываться 21,8% продукции (дизельное топливо, бензин Евро-5, нефтекокс), 78,2% - на рынке КНР через проектируемый нефтепровод.

 Для повышения своей конкурентоспособности на рынке розничной реализации нефтепродуктов наиболее крупные хозяйствующие субъекты ведут работу по улучшению качества предоставляемых услуг и сервиса, обновляют внешнее и техническое состояние АЗС, проводят мероприятия, стимулирующие повышение объемов продаж: расширяют сферу обслуживания и привлечения клиентов путем открытия при АЗС минимаркетов, организуют рекламные компании и акции, внедряют стандарты обслуживания потребителей.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на розничных локальных рынках автомобильных бензинов Амурской области показал, что высокий уровень экономической концентрации сохраняется на всей ее территории. Присутствие на рынке вертикально-интегрированных нефтяных компаний                АО «ННК-Амурнефтепродукт»  (АО «Независимая нефтегазовая компания») и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ПАО «НК «Роснефть»), сложившиеся хозяйственные связи являются факторами, препятствующими развитию эффективного рыночного механизма и ограничивающими развитие конкуренции в данной сфере.

Плотность размещения АЗС на территории Амурской области в границах муниципальных образований различна. В крупных населенных пунктах, особенно в  г. Благовещенске, ощущается избыток АЗС, в то время как в селах области, в ее северных районах и на трассе «Чита-Хабаровск» количество АЗС недостаточно. Многие из АЗС не соответствуют современным мировым стандартам. Например, на некоторых АЗС все еще имеются резервуары наземного типа, что создает угрозу для окружающей среды и безопасности жизнедеятельности человека в случае утечки топлива.

В настоящее время на исследуемом товарном рынке происходит смещение акцентов в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов за потребителя. Если раньше упор делался преимущественно на количественную составляющую (развитие сети, увеличение числа розничных точек), то теперь все большее значение приобретает качественная сторона (соответствие топлива современным стандартам качества, набор дополнительных услуг и уровень сервиса на заправочных станциях). При этом по мере роста конкуренции и развитии дополнительного сервиса на АЗС доля услуг в общей сумме чистого дохода, получаемого от станции, постепенно увеличивается. В дальнейшем при возможном повышении оптовых цен на топливо это позволит снизить размер получаемой маржи, сохранив при этом уровень дохода.

Структура исследуемых рынков характеризуется высокой рыночной долей                             АО «ННК-Амурнефтепродукт», которое входит в одну группу лиц с АО «Независимая нефтегазовая компания».  АО «Независимая нефтегазовая компания» — это вертикально-интегрированная компания, бизнес которой охватывает все виды профильной деятельности: от поиска, разведки и разработки месторождений, добычи нефти и газа, их переработки и до сбыта произведенных нефтепродуктов как оптом, так и конечному потребителю, в том числе через собственную сеть АЗС. АО «Независимая нефтегазовая компания» нацелена на развитие и внедрение новых технологий в области трудноизвлекаемых запасов нефти.

АО «ННК-Амурнефтепродукт» реализует нефтепродукты производства Хабаровского НПЗ через собственную сеть АЗС под товарным знаком «Альянс». Сеть состоит из 61 АЗС, расположенных на территории Амурской области. АЗС также предлагают товары сопутствующей торговли, свежесваренный кофе, горячую выпечку по доступной цене, необходимые в дороге товары, дополнительные услуги по самостоятельной подкачке шин, чистке салона автомобиля пылесосом. Специально для сети АЗС под товарным знаком «Альянс» специалистами Хабаровского НПЗ было разработано топливо с улучшенными эксплуатационными свойствами GreenEco NEO. Рецептура топлива разработана с учетом климатических условий Дальнего Востока и пожеланий автомобилистов. Предприятие имеет пять нефтебаз, парк бензовозов для доставки топлива на АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт» и партнерам. Для контроля качества у АО «ННК-Амурнефтепродукт»  имеются стационарная и мобильная лаборатории контроля качества топлива. Для клиентов за наличный расчет и по банковской карте предлагается возможность принимать участие в накопительной программе «Всегда по пути», копить баллы за купленное топливо и затем обменивать их на призы или получать скидки партнеров.

Следует отметить, что кроме прочных связей с поставщиком нефтепродуктов, АО «ННК-Амурнефтепродукт» обладает необходимой материальной базой. Ему принадлежит абсолютное большинство емкостей, предназначенных для хранения нефтепродуктов в Амурской области. Автозаправочные станции АО «ННК-Амурнефтепродукт» расположены почти во всех городах и районах. Структуризация данного предприятия осуществляется по географическому признаку и максимально ориентирована на потребителя. Таким образом,  АО «ННК-Амурнефтепродукт» имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения нефтепродуктов в области, в том числе на уровень цен. АО «ННК-Амурнефтепродукт» не обладает иммунитетом,  для определенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» хозяйствующих субъектов.

В Амурской области создание благоприятных условий для развития конкуренции на рынке розничной реализации автомобильных бензинов, ограничение недобросовестной ценовой конкуренции и пресечение монополистической деятельности находится на постоянном контроле Амурского УФАС России.