• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива в Амурской области.

Амурское УФАС России, во исполнение приказа ФАС России от 05.12.2016               № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы»  провело анализ состояния конкурентной среды на локальных розничных рынках дизельного топлива в Амурской области.

Цель анализа – установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на розничных рынках дизельного топлива Амурской области, анализ и оценка состояния конкурентной среды на данных товарных рынках, изучение тенденций их развития и сложившихся характеристик.

Анализ проведен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в ред. Приказов ФАС России от 03.02.2012 № 65, от 12.03.2013 № 143/13).

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России (от 08.02.2017 вх. № 404-э) по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива.

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД);
  3. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого товарного рынка использовались сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации дизельного топлива на территории Амурской области, сведения администраций городов и районов Амурской области, статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.

Исследование состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива в Амурской области проводилось в соответствии с Порядком и включает в себя следующие этапы:

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
  2. Определение продуктовых границ товарного рынка.
  3. Определение географических границ товарного рынка.
  4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.
  5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
  6. Определение уровня концентрации товарного рынка.
  7. Определение барьеров входа на товарный рынок.
  8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

1. Временной интервал исследования

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничных рынков дизельного топлива, которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничных рынков дизельного топлива в Амурской области в соответствии с приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» и Методическими рекомендациями ФАС России определен 2016 год.

 

2. Продуктовые границы рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура в соответствии с пунктом 3.1 Порядка включает в себя:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

В целях настоящего исследования товар предварительно определен как дизельное топливо.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторного топлива для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О°С и выше; 3 (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (t застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (t застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение - топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей. При переходе с одной марки на другую двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений климатических условий потребления, представляет собой один товар.

В целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка, что требует дополнительных финансовых затрат. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Также нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях Амурской области возможность заправки данным видом топлива отсутствует.

На основании вышеизложенного, с учетом целей настоящего исследования, продуктовыми границами исследуемого рынка будет являться дизельное топливо.

 

3. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами. В качестве товара в данном случае выступает дизельное топливо.

Процедура определения границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.1 Порядка включает в себя:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями;
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Автозаправочные станции прочно связаны с земельными участками, на которых они расположены, и перемещение реализуемых ими нефтепродуктов потребителям исключено. Данная специфика товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки автомобиля). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) приобретения товара для розничного покупателя учитывается и то, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля требуется затратить определённое количество топлива. При этом дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива, а значит денежных средств и времени, что также является существенным фактором, так как в большинстве случаев покупка товара владельцами автомобилей осуществляется на регулярной основе.

Площадь Амурской области составляет 361,9 тыс. кв. км. Территории муниципальных образований в области значительно удалены друг от друга. Большая часть АЗС на территории области располагается вдоль автотрасс, соединяющих населенные пункты.

Розничный рынок дизельного топлива определен как локальный в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории, где расходы на приобретение топлива не приводят к увеличению его стоимости для потребителя более чем на 10%, и его географические границы определены границами муниципальных районов и городских округов Амурской области. В настоящее время в составе Амурской области находится 20 районов и 9 городских округов.

 

4. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива в Амурской области являются хозяйствующие субъекты, осуществлявшие в 2016 году деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках дизельного топлива являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Амурское УФАС России для определения перечня хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, использовало информацию, представленную хозяйствующими субъектами, сведения Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, а также администраций городов и районов Амурской области. В ходе формирования информационной базы для оценки состояния конкуренции на товарном рынке территориальным управлением было сделано более 70 запросов хозяйствующим субъектам.

 

  Таблица 1

Количество хозяйствующих субъектов в разрезе локальных рынков розничной реализации дизельного топлива на территории Амурской области

 

Наименование

Количество хозяйствующих субъектов

Количество АЗС

Численность населения, тыс. человек                    (на 01.01.2016)

Количество АЗС на 1000 человек

Амурская область

34

135

805,8

0,17

Города

    

Благовещенск

11

35

224,2

0,16

Белогорск

6

14

67,2

0,21

Зея

6

10

23,9

0,42

Райчихинск

3

4

17,8

0,22

Свободный

6

10

55,2

0,18

Тында

3

6

33,8

0,18

Шимановск

3

4

18,9

0,21

п.г.т. Прогресс

1

1

12,3

0,08

ЗАТО  Циолковский

1

1

6,2

0,16

Районы

    

Архаринский

1

2

15,5

0,13

Белогорский

1

1

18,3

0,05

Благовещенский

2

3

23,3

0,13

Бурейский

3

6

21,8

0,28

Завитинский

2

3

14,8

0,20

Зейский

0

0

15,7

0,00

Ивановский

3

4

24,4

0,16

Константиновский

2

2

12,6

0,16

Магдагачинский

1

4

20,5

0,20

Мазановский

3

3

13,6

0,22

Михайловский

3

3

14,2

0,21

Октябрьский

3

3

18,7

0,16

Ромненский

1

1

8,6

0,12

Свободненский

1

2

14,8

0,14

Селемджинский

1

2

10,7

0,19

Серышевский

2

2

24,5

0,08

Сковородинский

3

6

27,7

0,22

Тамбовский

1

1

21,8

0,05

Тындинский

1

1

14,2

0,07

Шимановский

1

1

5,6

0,18

 

Согласно полученной информации на территории Амурской области в 2016 году насчитывается 34 хозяйствующих субъекта, осуществлявших деятельность на розничном рынке дизельного топлива, из них 32 субъекта являются независимыми – 69 АЗС;  2 хозяйствующих субъекта входят в одну группу лиц с вертикально интегрированными нефтяными компаниями: АО                   «ННК Амурнефтепродукт» (ВИНК АО «Независимая нефтегазовая компания») -  61 АЗС; ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ВИНК ПАО «НК «Роснефть») – 5 АЗС. Автозаправочные станции АО «ННК Амурнефтепродукт» существенно выделяются среди прочих по наличию современного оборудования, внешнему виду, наличию дополнительных услуг, применению различных способов оплаты (наличные средства, карточки оплаты) и, как следствие, значительными объемами реализации нефтепродуктов.

В разрезе исследуемых локальных рынков численность действующих хозяйствующих субъектов на товарном рынке колеблется от 1 до 11 единиц, наибольшая численность зафиксирована в границах административного центра Амурской области – г. Благовещенска, где осуществляют деятельность 11 хозяйствующих субъектов. Реализация нефтепродуктов по области в целом производилась через 135 автозаправочных станции. В среднем на 1000 жителей в 2016 году пришлось 0,17 АЗС.

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с пунктом 6.1 Порядка определен как сумма объемов продаж дизельного топлива в географических границах локальных рынков и Амурской области в целом. Объем товарных ресурсов, реализованных субъектами розничного рынка дизельного топлива, оценивался в натуральном выражении в литрах.

Количественные показатели, характеризующие структуру розничного рынка дизельного топлива (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами, и сведений администраций муниципальных образований Амурской области.

 

   Таблица 2

Объем реализации дизельного топлива через розничную сеть в разрезе локальных рынков Амурской области за период с 01.01.2016 по 31.12.2016

 

Наименование муниципального образования

Объем продаж дизельного топлива,

в литрах

Наименование муниципального образования

Объем продаж дизельного топлива,

 в литрах

Благовещенск

19 437 784

Зейский район

0

Белогорск

7 301 823

Ивановский район

3 069 774

Зея

2 958 343

Константиновский район

524206

Райчихинск

969 759

Магдагачинский район

3 775 529

Свободный

4 854 669

Мазановский район

752 765

Тында

6 790 502

Михайловский район

726 614

Шимановск

1 343 640

Октябрьский район

604 263

пгт. Прогресс

554 813

Ромненский район

384 315

ЗАТО Циолковский

10 376 178

Свободненский район

2 176 951

Селемджинский район

30015

Архаринский район

2 849 027

Серышевский район

1 672 124

Белогорский район

774 779

Сковородинский район

6 921 198

Благовещенский район

2 867 650

Тамбовский район

1 526 022

Бурейский район

3 048 044

Тындинский район

38 764

Завитинский район

1 137 145

Шимановский район

1 627 939

Амурская область, всего

89 094 635

 

В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 объем реализации дизельного топлива через сеть автозаправочных станций на территории Амурской области составил    89 094 635 литров. Среди локальных рынков Амурской области наибольшим объемом продаж выделяется рынок в географических границах г. Благовещенска, удельный вес которого к общему объему по Амурской области составил 21,8 %.

В исследуемом временном интервале 61,3 % объема дизельного топлива было реализовано на территории городских округов Амурской области, остальные 38,7 % приходятся на муниципальные районы области. Подобное распределение объемов обусловлено развитостью и густозаселенностью городов по сравнению с сельской местностью, а, следовательно, более высоким спросом. Также сказывается специфика размещения АЗС по территории области: предприниматели и организации неохотно идут на строительство заправочных станций в удаленных и слабозаселенных районах по причине их экономической нецелесообразности.

В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 на розничных локальных                          рынках реализации дизельного топлива в Амурской области выявлено 7 хозяйствующих субъектов, доля которых на указанных рынках превышала 35 процентов (таблица 3).

 

   Таблица 3

Перечень хозяйствующих субъектов, имеющих долю

на локальном рынке более 35 процентов

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Наименование хозяйствующего субъекта

Благовещенск

 

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Ивановский район

Белогорск

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Константиновский район

ООО "РН-Востокнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Зея

Магдагачинский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

ИП Гречко С.В.

Мазановский район

Райчихинск

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Михайловский район

Свободный

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Октябрьский район

Тында

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

ООО "Тындинская нефтяная компания"

Ромненский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Шимановск

Свободненский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

пгт. Прогресс

Селемджинский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

ИП Палий Ф.Н.

ЗАТО Циолковский

Серышевский район

ООО "РН-Востокнефтепродукт"

ООО "Росс-Ресурс"

Архаринский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Сковородинский район

Белогорский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Тамбовский район

Благовещенский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

ООО "РН-Востокнефтепродукт"

Тындинский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

ООО "Фантом"

Бурейский район

Шимановский район

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

Завитинский район

 

АО "ННК-Амурнефтепродукт"

 

 

Лидирующие позиции среди прочих хозяйствующих субъектов занимает                 АО «ННК - Амурнефтепродукт». Общество занимает устойчивое доминирующее положение на всех локальных рынках, за исключением Благовещенского, Селемджинского, Тындинского районов, г. Тында, ЗАТО Циолковский. Связано это, прежде всего, с тем, что АО «ННК - Амурнефтепродукт» помимо налаженных хозяйственных связей в сфере поставок нефтепродуктов обладает необходимой материальной базой: обществу принадлежит абсолютное большинство ёмкостей, предназначенных для хранения нефтепродуктов в регионе. Автозаправочные станции общества расположены в большинстве городов и районов Амурской области, исключение составляют ЗАТО Циолковский, Селемджинский, Зейский и Тындинский районы.

Сведения о составе участников рынка дизельного топлива в Амурской области и объемах их реализации за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 представлены в Приложении 1.

 

6. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемых локальных рынков использовался коэффициент рыночной концентрации (CR-3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

 

                                    Таблица 4

Коэффициент рыночной концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана на розничных рынках дизельного топлива  Амурской области

 

Название муниципального образования

Коэффициент рыночной концентрации

(CR-3)

Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

Уровень концентрации товарного рынка

Город

 

 

 

Благовещенск

92,0

5 303,20

высокий

Белогорск

95,5

4 194,73

высокий

Зея

89,3

3 449,32

высокий

Райчихинск

100,0

8 933,97

высокий

Свободный

89,9

4 882,82

высокий

Тында

100,0

5 020,97

высокий

Шимановск

100,0

6 811,50

высокий

пгт Прогресс

-

10 000,00

высокий

ЗАТО Циолковский

-

10 000,00

высокий

Район

 

 

 

Архаринский

-

10 000,00

высокий

Белогорский

-

10 000,00

высокий

Благовещенский

-

5 220,13

высокий

Бурейский

100,0

9 524,82

высокий

Завитинский

-

9 781,36

высокий

Зейский

-

0,00

-

Ивановский

100,0

8 227,65

высокий

Константиновский

-

6 901,46

высокий

Магдагачинский

-

10 000,00

высокий

Мазановский

100,0

6 854,71

высокий

Михайловский

100,0

6 640,99

высокий

Октябрьский

100,0

6 479,24

высокий

Ромненский

-

10 000,00

высокий

Свободненский

-

10 000,00

высокий

Селемджинский

-

10 000,00

-

Серышевский

-

5 410,26

высокий

Сковородинский

100,0

9 428,53

высокий

Тамбовский

-

10 000,00

высокий

Тындинский

-

10 000,00

высокий

Шимановский

-

10 000,00

высокий

 

Исходя из расчетных значений коэффициента рыночной концентрации, рассматриваемый рынок дизельного топлива в разрезе локальных рынков Амурской области следует оценивать как высококонцентрированный.

На 9 товарных рынках коэффициент рыночной концентрации соответствует          100 %, что говорит о действии на товарном рынке трех хозяйствующих субъектов. Имеются локальные рынки, где коэффициент рыночной концентрации определить невозможно, так как на данных рынках действует менее трех хозяйствующих субъектов.

Оценка уровня концентрации по локальным розничным рынкам дизельного топлива Амурской области в соответствии с индексом рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана не противоречит оценке, которая была сделана на основе коэффициента рыночной концентрации (CR-3). Таким образом, можно сделать вывод, что все исследуемые рынки относятся к высококонцентрированному типу рынков. В географических границах Архаринского, Белогорского, Магдагачинского, Ромненского, Свободненского, Селемджинского, Тамбовского, Тындинского, Шимановского районов, ЗАТО Циолковский, пгт. Прогресс  выявлена высокая концентрация рынка (HHI=10000), так как указанные локальные рынки являются монополизированными и на них действует по одному хозяйствующему субъекту.

 

7. Барьеры входа на товарный рынок

 

Амурское УФАС России в ходе анализа рынка розничной реализации нефтепродуктов в Амурской области выявило наличие как административных, так и экономических барьеров входа для новых хозяйствующих субъектов на исследуемый товарный рынок.

К числу экономических барьеров входа на товарный рынок розничной реализации автомобильных бензинов относятся:

  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений  при длительных сроках окупаемости этих вложений;
  • издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
  • присутствие на рынке вертикально интегрированных нефтяных компаний                    АО «Независимая нефтегазовая компания» и ПАО «НК «Роснефть», обладающих значительным рыночным потенциалом и способных оказывать влияние на ценообразование независимых компаний;
  • наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
  • неразвитость объектов инфраструктуры, заставляющая мелких розничных продавцов  в связи с отсутствием у них собственных нефтехранилищ приобретать топливо на нефтебазах более крупных продавцов по установленным ими ценам.

Административными барьерами входа на рынок являются:

- жесткие требования земельного и природоохранного законодательства;

- трудности в отведении и оформлении земельного участка под строительство АЗС, выражающееся в большом объеме запрашиваемого пакета документов и продолжительности рассмотрения заявок;

- стандарты, предъявляемые к качеству нефтепродуктов.

Существенное влияние на развитие конкуренции в отдельных районах Амурской области оказывает низкая  плотность населения и отсутствие железной дороги, а также дорог с асфальтовым покрытием для беспрепятственной доставки нефтепродуктов на АЗС в северных районах (Селемджинский, Тындинский, Зейский районы), что влечет за собой дефицит АЗС.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Главной особенностью рынка нефтепродуктов Амурской области является отсутствие на ее территории первичного рынка, где в качестве продавцов выступали бы нефтеперерабатывающие заводы и предприятия, а так же их сбытовые структуры. Отсутствие хозяйствующих субъектов (производителей) в данном секторе экономики Амурской области на первичном товарном рынке обусловлено высокими входными барьерами. Для организации бизнеса в области нефтепереработки требуются большие капитальные вложения. В настоящее время формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию Амурской области из других регионов. Данный факт является определяющим как для формирования розничного рынка автомобильных бензинов Амурской области, так и для локальных рынков. Основные поставки нефтепродуктов осуществляются из наиболее близко расположенных регионов к территории Амурской области, на которых действуют нефтеперерабатывающие предприятия, а именно из Хабаровского края и Иркутской области. В настоящее время идет строительство комплекса по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов «Амурский нефтеперерабатывающий завод», которое завершится, согласно проекту, в 2023 году.  Поставка сырья для переработки на комплексе предусматривается с якутских и иркутских месторождений. На российском рынке будет реализовываться 21,8% продукции (дизельное топливо, бензин Евро-5, нефтекокс), 78,2% - на рынке КНР через проектируемый нефтепровод.

 Для повышения своей конкурентоспособности на рынке розничной реализации нефтепродуктов наиболее крупные хозяйствующие субъекты ведут работу по улучшению качества предоставляемых услуг и сервиса, обновляют внешнее и техническое состояние АЗС, проводят мероприятия, стимулирующие повышение объемов продаж: расширяют сферу обслуживания и привлечения клиентов путем открытия при АЗС минимаркетов, организуют рекламные компании и акции, внедряют стандарты обслуживания потребителей.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива Амурской области показал, что высокий уровень экономической концентрации сохраняется на всей ее территории. Присутствие на рынке вертикально-интегрированных нефтяных компаний АО «ННК-Амурнефтепродукт» (АО «Независимая нефтегазовая компания») и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ПАО «НК «Роснефть»), сложившиеся хозяйственные связи являются факторами, препятствующими развитию эффективного рыночного механизма и ограничивающими развитие конкуренции в данной сфере.

Плотность размещения АЗС на территории Амурской области в границах муниципальных образований различна. В крупных населенных пунктах, особенно в  г. Благовещенске, ощущается избыток АЗС, в то время как в селах области, в ее северных районах и на трассе «Чита-Хабаровск» количество АЗС недостаточно. Многие из АЗС не соответствуют современным мировым стандартам. Например, на некоторых АЗС все еще имеются резервуары наземного типа, что создает угрозу для окружающей среды и безопасности жизнедеятельности человека в случае утечки топлива.

В настоящее время на исследуемом товарном рынке происходит смещение акцентов в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов за потребителя. Если раньше упор делался преимущественно на количественную составляющую (развитие сети, увеличение числа розничных точек), то теперь все большее значение приобретает качественная сторона (соответствие топлива современным стандартам качества, набор дополнительных услуг и уровень сервиса на заправочных станциях). При этом по мере роста конкуренции и развитии дополнительного сервиса на АЗС доля услуг в общей сумме чистого дохода, получаемого от станции, постепенно увеличивается. В дальнейшем при возможном повышении оптовых цен на топливо это позволит снизить размер получаемой маржи, сохранив при этом уровень дохода.

Структура исследуемых рынков характеризуется высокой рыночной долей                             АО «ННК-Амурнефтепродукт», которое входит в одну группу лиц с АО «Независимая нефтегазовая компания».  АО «Независимая нефтегазовая компания» — это вертикально-интегрированная компания, бизнес которой охватывает все виды профильной деятельности: от поиска, разведки и разработки месторождений, добычи нефти и газа, их переработки и до сбыта произведенных нефтепродуктов как оптом, так и конечному потребителю, в том числе через собственную сеть АЗС. АО «Независимая нефтегазовая компания» нацелена на развитие и внедрение новых технологий в области трудноизвлекаемых запасов нефти.

АО «ННК-Амурнефтепродукт» реализует нефтепродукты производства Хабаровского НПЗ через собственную сеть АЗС под товарным знаком «Альянс». Сеть состоит из 61 АЗС, расположенных на территории Амурской области. АЗС также предлагают товары сопутствующей торговли, свежесваренный кофе, горячую выпечку по доступной цене, необходимые в дороге товары, дополнительные услуги по самостоятельной подкачке шин, чистке салона автомобиля пылесосом. Предприятие имеет пять нефтебаз, парк бензовозов для доставки топлива на АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт» и партнерам. Для контроля качества у АО «ННК-Амурнефтепродукт»  имеются стационарная и мобильная лаборатории контроля качества топлива. Для клиентов за наличный расчет и по банковской карте предлагается возможность принимать участие в накопительной программе «Всегда по пути», копить баллы за купленное топливо и затем обменивать их на призы или получать скидки партнеров.

Следует отметить, что кроме прочных связей с поставщиком нефтепродуктов, АО «ННК-Амурнефтепродукт» обладает необходимой материальной базой. Ему принадлежит абсолютное большинство емкостей, предназначенных для хранения нефтепродуктов в Амурской области. Автозаправочные станции АО «ННК-Амурнефтепродукт» расположены почти во всех городах и районах. Структуризация данного предприятия осуществляется по географическому признаку и максимально ориентирована на потребителя. Таким образом,  АО «ННК-Амурнефтепродукт» имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения нефтепродуктов в области, в том числе на уровень цен. АО «ННК-Амурнефтепродукт» не обладает иммунитетом,  для определенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» хозяйствующих субъектов.

В Амурской области создание благоприятных условий для развития конкуренции на рынке розничной реализации дизельного топлива, ограничение недобросовестной ценовой конкуренции и пресечение монополистической деятельности находится на постоянном контроле Амурского УФАС России.