• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные итоги рассмотрения анкет по результатам проведенных публичных обсуждений правоприменительной практики Амурского УФАС России за 3 квартал 2017 года

Вопрос: О возможности применения статей 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении распоряжения муниципальным движимым имуществом.

Ответ:

Амурское УФАС России на вопрос, озвученный на мероприятии «Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Амурского УФАС России за III квартал 2017 года» о возможности применения статей 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») в отношении распоряжения муниципальным движимым имуществом, сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

Пункты 1 – 16 части статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» содержат исключения из общего правила, когда договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены без проведения торгов. Указанный перечень является исчерпывающим.

Государственное или муниципальное движимое имущество не является исключением при предоставлении указанных прав на такое имущество.

Кроме того, согласно части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» по общему правилу на торгах осуществляется заключение договоров в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 15  Закона «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, запреты, установленные в части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» распространяются в отношении принятых актов и (или) действий (бездействия), в том числе, касающихся государственного или муниципального движимого и недвижимого имущества.

 

Вопрос: В муниципальных образованиях Амурской области не выбран способ управления многоквартирными домами при том, что  законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в проведении конкурсов по выбору управляющих организаций.

Ответ:

Амурское УФАС России по информации, озвученной на мероприятии «Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Амурского УФАС России за III квартал 2017 года» о том, что в муниципальных образованиях Амурской области не выбран способ управления многоквартирными домами при том, что  законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в проведении конкурсов по выбору управляющих организаций, сообщает следующее.

По указанным фактам Амурским УФАС России проводится проверка на предмет  нарушения антимонопольного законодательства. О результатах проведенной проверки лицо, подавшее вопрос будет уведомлено.

 

Вопрос: Можно ли использовать информацию, предоставленную потенциальными участниками закупки, полученную для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на поставку бензина, дизельного топлива и так далее, с заведомо завышенными ценами к рассмотрению контрольным органом для того, чтобы вынести предупреждение в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Проблема обусловлена тем, что практически все казенные бюджетные учреждения закупают данный вид товара по завышенным ценам.

Ответ:

Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В полномочия антимонопольного органа контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не входит.

Вместе с тем Амурское УФАС России сообщает следующее.

Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 3 ст. 22).

В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, в целях актуализации информации, необходимо использовать коммерческие предложения, представленные потенциальными участниками закупки с ценой на определенную дату (указанную заказчиком) с отражением применяемых методов, коэффициентов или индексов для пересчета цен на определенный период времени, регламентированных соответствующими правовыми актами.

При этом Закон о контрактной системе не запрещает получать информацию о ценах на товар с официальных прайс-листов от хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание услуг по заправке транспортных средств бензинами, размещенных на официальных сайтах, в иных средствах информации или путем получения данного прайс-листа непосредственно у лица, оказывающего данные виды услуг.

Дополнительно Амурское УФАС России информирует, что антимонопольным органом в пределах полномочий ведомства по поступившему заявлению о нарушении антимонопольного законодательства может быть рассмотрен вопрос злоупотребления лицом доминирующим положением на рынке горюче-смазочных материалов (нефтепродуктов).

 

 

 

Вопрос: Какой нормой закона руководствоваться при размещении информации об изменении контракта или регистрации контракта: частью 26 статьи 95 Закона о контрактной системе или пунктом 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084.

Ответ:

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.

Федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. К данной группе относится Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Постановления Правительства Российской Федерации – это акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами, являющиеся подзаконными актами.

Согласно преамбуле Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" (вместе с "Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками", "Правилами ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну"), правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками и правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну утверждены в соответствии с частями 6 и 7 статьи 103 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

То есть указанный подзаконный акт издан в соответствии с вышеназванным федеральным законом и во исполнение данного закона.

Соответственно, при размещении информации об изменении контракта или регистрации контракта следует в первую очередь руководствоваться требованиями, установленными Законом о контрактной системе, по вопросам,  не регламентированным указанным федеральным законом следует руководствоваться Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, а именно - постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084.

 

 

Вопрос: Будут ли действовать нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении закупки на строительство объекта отдельными этапами, с учетом поступления финансовых средств или заказчик должен установить требование о наличие у участника СРО ?

Ответ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по вопросу, поступившему в ходе публичных обсуждений деятельности Амурского УФАС России в 3 квартале 2017 года, касающийся установления требований к участникам закупки при проведении закупки на строительство объекта отдельными этапами, с учетом поступления финансовых средств, сообщает следующие.

При планировании вышеуказанной закупки прежде всего стоит акцентировать внимание на сумму планируемой закупки и непосредственно на предмет закупки.

Согласно пункта 10 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

С 1 июля 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, по общему правилу должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО.

Таким образом, при проведении закупке на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, определенных частью 2 статьи 52 ГрК РФ, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии у них членства в СРО, с учетом начальной максимальной цены контракта (часть 2.2. статьи 52 ГрК РФ).

Таким образом при проведении закупки на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт с начальной максимальной ценой контракта 3 млн руб. и менее – установление требования к участнику закупки о членстве в саморегулируемой организации (для организаций и индивидуальных предпринимателей) или наличие допуска саморегулируемой организации, является неправомерным.

Если начальная максимальная цена контракта по закупке с аналогичным предметом более 3 млн рублей, необходимо установление в документации к участникам такой закупки требований, в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:

- участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;

- во второй части заявки участник закупки должен представить выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

При этом все перечисленные выше требования не распространяются на участников, которые предлагают цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами саморегулируемой организации в силу              ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ, а также на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч.2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Таким образом, при планировании закупки, связанной с объектом незавершенного строительства, необходимо ориентироваться на сумму закупки и устанавливать требования, согласно вышеуказанным нормам.

 

Вопрос: Существуют ли меры борьбы с «профессиональными» жалобщиками?

Ответ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по вопросам, поступившим в ходе публичных обсуждений деятельности Амурского УФАС России в 3 квартале 2017 года, касающиеся действий и мер противодействия в отношении «профессиональных жалобщиков» сообщает следующее.

Статья 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ                                     "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает, что на положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, вправе подать жалобу любое лицо, названное при этом законодателем условно – любой участник закупки.

При этом, не важно является ли заявитель жалобы, с формальной точки зрения, участником закупки как лицом, подавшим заявку на участие в обжалуемой закупке, намерено ли принять участие в ней или целью данного лица является только направление жалобы в контролирующий орган без заинтересованности в заключении контракта по результатам обжалуемой закупки.

Только в случае обращения с жалобой на действия комиссии заказчика Закон о контрактной системе предусматривает право на обращение в антимонопольный орган с жалобой исключительно лица, подавшего заявку на участие в такой закупке.

 

В случае обращения «профессиональных жалобщиков» в адрес заказчика с предложением об оплате за совершение действий, связанных с отзывом ранее поданной жалобы, по данным фактам следует незамедлительно обратиться в правоохранительные органы для установления в действиях недобросовестных участников закупки признаков уголовно-наказуемого деяния.

 

Вопрос: Следует ли руководствоваться нормами Постановления Правительства РФ от 12.05.2017 N 563 при выполнении строительно-монтажных работ с установкой технологического оборудования?

Ответ:

Амурское УФАС России уведомляет о том, что по поступившим в рамках проведенных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики за 3 квартал 2017 года вопросам в Федеральную антимонопольную службу направлен запрос за разъяснениями.  Позиция ФАС России по обозначенным вопросам будет доведена на публичных обсуждениях в 4 квартале 2017 года.

По вопросу о том, необходимо ли руководствоваться нормами Постановления Правительства РФ от 12.05.2017 N 563 при выполнении строительно-монтажных работ с установкой технологического оборудования, Амурское УФАС России сообщает, что указанное постановление применяется в случае заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

 

Вопрос: Какое должностное лицо будет нести ответственность по статье 7.32.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?

Ответ:

Амурское УФАС России, рассмотрев поступивший в рамках проведенных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики за 3 квартал 2017 года вопрос о должностном лице, которое будет нести ответственность по статье 7.32.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), сообщает следующее.

При выявлении фактов нарушения действующего законодательства Российской Федерации в сфере контрактной системы в каждом конкретном случае устанавливается виновное лицо заказчика, ответственное за указанное правонарушение. Полномочия ответственного лица должны быть подтверждены документально: должностной инструкцией, приказом или иным локальным актом.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 3 статьи 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие всех элементов состава административного правонарушения: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

Таким образом, в каждом конкретном случае после выявления факта административного правонарушения проводится административное расследование в целях установления ответственного должностного лица, наличия его вины и обстоятельств, исключающих возможность привлечения указанного лица к административной ответственности.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, у Амурского УФАС России отсутствуют полномочия по осуществлению функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну.