АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА РОЗНИЧНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, во исполнение приказа ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы», провело анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2017 году, одобренными на заседании Комиссии ФАС России по проведению анализа товарных рынков, которая состоялась 05.02.2018 г. (далее - Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

1. Общие положения.

2. Временной интервал.

3. Продуктовые границы.

4. Географические границы.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

7. Определение уровня рыночной концентрации товарного рынка.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

10. Выводы.

1. Общие положения

Целью проведения настоящего анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Амурской области, а также оценка состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области использовались следующие нормативные и ненормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
  2. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок);
  3. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  4. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии);
  5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2017 N 329-ст (далее – ОКВЭД);
  6. Приказы Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области «О присвоении статуса гарантирующего поставщика субъектам розничного рынка электрической энергии в Амурской области» от 20.10.2006 № 82-пр/э (в редакциях от 16.10.2009, от 27.11.2009, от 16.07.2010, от 02.08.2011, от 08.05.2013, от 30.10.2015), от 10.08.2012 № 130-пр/э, от 26.04.2013 № 69-пр/э, от 08.05.2013 № 74-пр/э, от 13.05.2016 № 50-пр/э, от 21.04.2017 № 31-пр/э.

Источником исходной информации являются сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, а также представленные в Амурское УФАС России данные о результатах хозяйственной деятельности субъектов розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области.

Основные термины, используемые в аналитическом отчете:

Розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

Субъекты розничных рынков электрической энергии - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии к таким субъектам относятся:

потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

гарантирующие поставщики электрической энергии (далее - гарантирующие поставщики, ГП) - коммерческие организации, обязанные в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ним потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. Каждый гарантирующий поставщик работает в своей установленной определенной зоне деятельности. Вне пределов границ зоны деятельности Гарантирующий поставщик может выступать как независимая энергосбытовая компания. Границы зоны деятельности разных гарантирующих поставщиков не пересекаются. Эти границы устанавливаются местными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;

энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.  В отличие от гарантирующего поставщика не обязаны заключать договоры с любым потребителем и, как правило, заключают договоры только с крупными потребителями, которых выгодно обслуживать. При этом сбытовая надбавка независимой энергосбытовой организации – величина никем не регулируемая, она устанавливается договором с каждым конкретным потребителем. Исключением является население, которому поставка должна осуществляться строго по установленному тарифу;

производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке - собственники или иные законные владельцы объекта по производству электрической энергии (мощности), которые входят в Единую энергетическую систему России, в отношении которых на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) не зарегистрированы группы точек поставки и установленная генерирующая мощность которых составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт и на которых не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, с использованием которого осуществляется производство электрической энергии (мощности) с целью ее продажи на розничном рынке, а также собственники или иные законные владельцы объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

исполнители коммунальных услуг – организации, которые покупают электроэнергию для обеспечения предоставления коммунальных услуг по энергоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению;

сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. У сетевых организаций две основные задачи – передача электроэнергии и технологическое присоединение новых потребителей;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках.

Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

Гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании могут заключать с потребителями электроэнергии следующие виды договоров:

•          Договор купли-продажи электроэнергии. По условиям указанного договора купли-продажи, потребитель должен самостоятельно урегулировать с сетевыми организациями вопросы оказания услуг  по передаче электроэнергии. При этом потребитель также обязан заключить с сетевой компанией договор оказания услуг по передаче электроэнергии.

•          Договор энергоснабжения. В соответствии с условиями договора энергоснабжения гарантирующий поставщик или независимая энергосбытовая компания в интересах потребителя урегулирует отношения по передаче электроэнергии с сетевыми организациями. В этом случае энергосбытовая компания самостоятельно заключает договор оказания услуг по передаче в интересах потребителя с сетевой компанией.

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области в соответствии с Методическими рекомендациями является 2017 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В данном случае в качестве товара выступает электрическая энергия. Производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, поэтому невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) является единым.

Электроэнергия используется во всех сферах жизнедеятельности человека, непосредственно участвует в процессе создания других видов продукции, но при этом обладает совокупностью специфических свойств, отличающих ее от других товаров.

Во-первых, электрическую энергию невозможно визуально обнаружить как вещь, так как момент ее производства и потребления практически совпадают по времени, также ее нельзя накопить и сохранить в значительных количествах подобно другим товарам на складах или в специальных ёмкостях, поскольку в сети она присутствует лишь до того мгновения, пока сеть находится под напряжением, то есть пока энергия подаётся в сеть и потребляется. Во-вторых, полезные свойства электрической энергии реализуются в процессе её потребления, результатом её использования может быть выполненная работа, какая-то другая технологическая операция, но сама электрическая энергия при этом исчезает, она не материализуется в продукции или в иной форме. В-третьих, передача электрической энергии как товара потребителю возможна только с использованием специальных технических средств - сети электропроводов, по которым электрическая энергия поступает в сеть потребителя.

Таким образом, электрическая энергия как товарная продукция отличается тем, что само её существование проявляется в потреблении, расходовании. По своим функциональным назначениям электроэнергия не может быть сравнима с другими товарами, что свидетельствует об отсутствии товара-заменителя на исследуемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение товара может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

-общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

- иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности                  установлен РАЗДЕЛ  Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2), которая предусматривает:

- продажу электроэнергии потребителям;

- деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, управляемым другими лицами.

Амурское УФАС России при установлении продуктовых границ рынка основывалось на положениях пунктов 27, 28, 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которым взаимоотношения гарантирующего поставщика с потребителем (покупателем) электроэнергии оформляются договором энергоснабжения или договором купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности), а также на анализе предметов соответствующих договоров, заключенных между потребителями и энергосбытовыми организациями, копии которых были представлены в адрес управления.

По условиям, предусмотренным вышеуказанными договорами, поставщик обязуется осуществить продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Таким образом, продуктовыми границами рынка является «купля-продажа (поставка) электроэнергии».

  1. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», товарный рынок является сферой обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Обращение на рынке такого специфического товара, как электроэнергия, зависит от расположения электрических сетей, сетевого оборудования и точек присоединения энергопринимающих устройств покупателей к этим сетям. Договор купли-продажи электроэнергии может быть заключен только при наличии технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств покупателя к электрическим сетям. Начало поставки электроэнергии зависит от заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией. Изменение контрагента в договорных отношениях по вопросу оказания услуг передачи электроэнергии связано с большими финансовыми затратами, которые необходимо произвести для присоединения к сетям иных сетевых организаций. То есть выбор потребителем энергосбытовой (энергоснабжающей) организации зависит от договорных отношений с сетевой организацией, к сетям которой присоединен потребитель.

Выбор потребителем гарантирующего поставщика ограничен нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми порядок перехода к другому гарантирующему поставщику или энергосбытовой организации ограничен определенными условиями, и также связан с расположением сетей, к которым подключен потребитель. Согласно пункту 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Таким образом, техническая возможность приобретения товара на розничном рынке электрической энергии (мощности) зависит от присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации.

Географические границы исследуемого товарного рынка, в соответствии с Методическими рекомендациями,  должны  соответствовать  границам  зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

Географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации АО-энерго (далее – АО-энергосбыт), являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 198 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу Основных положений  являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика, а именно:

назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергоснабжающие организации, осуществлявшие поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт·ч в год для снабжения граждан и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых были присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобрели права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения и получили статус гарантирующего поставщика, если при этом такие энергоснабжающие (энергосбытовые) организации не утратили этот статус с 1 января 2010 года в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 года права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергосбытовые организации, принявшие на себя на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте обязательства по снабжению электрической энергией потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании указанному единому хозяйствующему субъекту, если при этом такие энергосбытовые организации не утратили статус гарантирующего поставщика с 1 января 2010 года в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 года права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- назначенные гарантирующими поставщиками в 2006 году хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имели договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с организациями, указанными в абзацах втором - четвертом пункта 198 Основных положений, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;

- энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".

Границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений.

Гарантирующими поставщиками с 1 октября 2012 года являются указанные организации, которые не утратили статус гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 229 Основных положений. При этом границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений с учетом их изменения в соответствии с пунктом 229 Основных положений.

В Амурской области в 2017 году 7 хозяйствующих субъектов имели статус гарантирующего поставщика, который был им присвоен на основании приказов Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области «О присвоении статуса гарантирующего поставщика субъектам розничного рынка электрической энергии в Амурской области» от 20.10.2006  № 82-пр/э  (в редакциях от 16.10.2009, от 27.11.2009, от 16.07.2010, от 02.08.2011, от 02.08.2011, от 08.05.2013, от 30.10.2015), от 10.08.2012 № 130-пр/э, от 26.04.2013 № 69-пр/э, от 08.05.2013 № 74-пр/э, от 13.05.2016 №50-пр/э, от 21.04.2017 №31-пр/э.

Таблица 1

Гарантирующие поставщики Амурской области в 2017 году и географические границы их деятельности

 

№ п/п

Наименование гарантирующего поставщика

Географические границы деятельности гарантирующего поставщика

1

ПАО «Дальневосточная энергетическая компания»

(в лице филиала «Амурэнергосбыт»)

Амурская область, за исключением: с. Осежено и                            с. Игнашино Сковородинского района; с. Бысса Селемджинского района; п. Снежногорский Зейского района; п. Апрельский Магдагачинского района

2

ООО «Свет»

с. Бысса Селемджинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Свет»

3

ООО «Северо-Западнефтепродукт НВ»1

с. Игнашино Сковородинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Северо-Западнефтепродукт НВ»

4

ООО «Теплоэнергия»

с. Осежено Сковородинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Теплоэнергия»

5

ООО «ЖКХ-Ресурс»

п. Апрельский Магдагачинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «ЖКХ-Ресурс»

6

МУП «Снежногорскэнерго»2

п. Снежногорский Зейского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей                         МУП «Снежногорскэнерго»

7

ООО «Энергия 5»3

п. Снежногорский Зейского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей                         ООО «Энергия 5»

1 ООО «Северо-Западнефтепродукт» оказывало услуги до 30.04.2017, статуса ГП не лишено

2 МУП «Снежногорскэнерго» 21.04.2017 лишено статуса ГП

3 ООО «Энергия 5» 21.04.2017 присвоен статус ГП

Таким образом, географические границы исследования рынка совпадают с зонами деятельности гарантирующих поставщиков Амурской области, а именно:

  • административные границы Амурской области (за исключением:  с. Осежено и с. Игнашино Сковородинского района; с. Бысса Селемджинского района;  п. Снежногорский Зейского района; п. Апрельский Магдагачинского района);
  • территории перечисленных выше населенных пунктов Амурской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевых организаций, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, подлежащих обслуживанию соответствующими энергоснабжающими организациями.
  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала исследования.

Так, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом рынке, входят:

- гарантирующие поставщики,

- независимые энергосбытовые организации,

- производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Покупателями являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (в том числе промышленные предприятия, коммерческие  и некоммерческие организации, сельхозпроизводители, население и другие).

В 2017 году на территории Амурской области осуществляли деятельность 8 энергосбытовых организаций, 7 гарантирующих поставщиков, 13 сетевых организаций, 7 производителей электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями (приложения 1 – 4).

В статусе гарантирующего поставщика в 2017 году находилась 1 энергосбытовая организация: ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт»), а также 6 производителей электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями: ООО «Свет», ООО «Теплоэнергия», ООО «Северо-Западнефтепродукт НВ» (осуществлял деятельность до 30.04.2017, статуса ГП не лишен), МУП «Снежногорскэнерго»(не осуществлял деятельность на исследуемом рынке в 2017 году, статуса ГП лишен 21.04.2017), ООО «Энергия 5» (статус ГП с 21.04.2017) и ООО «ЖКХ-Ресурс».

Участники оптового рынка АО «Дальневосточная энергетическая компания», ООО «Инженерные изыскания», ООО «Транснефтьэнерго» и ООО «ГлавЭнергоСбыт» приобретают электрическую энергию на оптовом рынке. ООО «Русэнергоресурс» часть электрической энергии приобретает на оптовом рынке у ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт».

Продавцами на розничном рынке электроэнергии (мощности) в административных границах Амурской области являются гарантирующий поставщик - ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице  филиала «Амурэнергосбыт»), созданное в результате реформирования ОАО «Амурэнерго» и энергосбытовые компании ООО «Инженерные изыскания», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Русэнергоресурс» и ООО «ГлавЭнергоСбыт» являющиеся участниками оптового рынка.

На оптовый рынок электрической энергии (мощности) в течение 2017 году энергосбытовые компании не выходили.

В зоне деятельности ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» розничную реализацию электрической энергии (мощности) в 2017 году, осуществляли следующие энергосбытовые организации, не являющиеся гарантирующими поставщиками: ООО «Русэнергоресурс», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Русэнергосбыт», АО «ННК-Энерго», ООО «Инженерные изыскания», ООО «ГлавЭнергоСбыт», ООО «РН-Энерго».

Стоит отметить, что в исследуемом временном интервале состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, изменился по сравнению с предыдущим периодом.

В 2017 году управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области приказом №31-пр/э от 21.04.2017 лишило МУП «Снежногорскэнерго» статуса гарантирующего поставщика электрической энергии, а ООО «Энергия 5» присвоило данный статус, как Обществу не являющегося участником оптового рынка, эксплуатирующему объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России  и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. Пунктом 3 указанного приказа также установлены границы зоны деятельности ООО «Энергия 5» - гарантирующего поставщика розничного рынка электрической энергии – п. Снежногорский Зейского района Амурской области.

Также на розничный рынок электрической энергии Амурской области вышла новая энергосбытовая компания - ООО «РН-Энерго».

Таким образом, продавцами на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Амурской области в исследуемом временном периоде являются гарантирующие поставщики, указанные в таблице 1, а также энергосбытовые организации ООО «Русэнергоресурс», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Русэнергосбыт», АО «ННК-Энерго», ООО «Инженерные изыскания», ООО «ГлавЭнергоСбыт»и ООО «РН-Энерго».

 

  1. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема розничного рынка электрической энергии (мощности) за 2017 год в установленных продуктовых и географических границах исследования, в соответствии с Методическими рекомендациями, проводился на основании данных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке об объемах продаж (поставок) электроэнергии в натуральном выражении (в кВт.ч).

В Амурской области основной объем электроэнергии, продаваемой на розничном рынке, приобретается на рынке оптовом. Приобретатели электрической энергии на оптовом рынке ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт»), ООО «Транснефтьэнерго», ООО «ГлавЭнергоСбыт», ООО «Русэнергоресурс» и ООО «Инженерные изыскания» не конкурируют с хозяйствующими субъектами-производителями электрической энергии на дизельных электростанциях в силу технологической обособленности последних.

В 2017 году объем электрической энергии, поставленной на                 розничные рынки Амурской области, составил <…> кВт.ч., основной объем поставок приходится на ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт») (<…>%),  ООО «Транснефтьэнерго» (<…>%), ООО «Инженерные изыскания» (<…>%), ООО «ГлавЭнергоСбыт» (<…>%), ООО «Русэнергоресурс» (<…>%), дизельные электростанции занимают крайне незначительный удельный вес в общем объеме (<…>%).

Объем исследуемого розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), производителями электрической энергии (мощности) на розничном рынке, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля группы лиц на розничном рынке электрической энергии (мощности) определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц.

Данные об объемах продаж (поставок) электрической энергии (мощности)  энергосбытовых организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке Амурской области конечным потребителям за 2017 год и доли, занимаемые данными организациями на розничном рынке электроэнергии (мощности) в соответствующих географических границах, приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

Объем продаж (поставок) электроэнергии (мощности) энергосбытовых организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке Амурской области конечным потребителям за 2017 год

Наименование хозяйствующего субъекта

Наименование товара, работ, услуг

Объем продаж (поставок) электроэнергии конечным потребителям, кВт.ч.

Доля, %

Географические границы товарного рынка

Гарантирующий поставщик № 1 (АО-энергосбыт)

АО «Дальневосточная энергетическая компания»

(в лице филиала «Амурэнергосбыт»)

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Административные границы Амурской области, за исключением: с. Осежено, с.Игнашино Сковородинского района; с.Бысса Селемджинского района; п.Снежногорский Зейского района; п.Апрельский  Магдагачинского района, с.Первомайское Тындинского района

Энергосбытовая организация

ООО «Транснефтьэнерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Свободненский, Архаринский, Бурейский, Мазановский районы по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - «Амурские электрические сети»

Магдагачинский, Тындинский, Шимановский, Завитинский районы по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Востока

 

Энергосбытовая организация

ООО «Русэнергоресурс»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

г.Сковородино, с.Джалинда, г.Тында (сети ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» технологически присоединены к сетям ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компанию»)

 

Энергосбытовая организация

ООО «Русэнергосбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Амурская область (учет в разрезе муниципальных образований не ведется)

Энергосбытовая организация

АО «ННК-Энерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

г.Благовещенск по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «АКС»

с.Ивановка, с.Березовка по границе балансовой принадлежности электрических сетей Ивановский РЭС

Энергосбытовая организация

ООО «Инженерные изыскания»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

с. Первомайское Тындинского района, по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»

Энергосбытовая организация

ООО «РН-Энерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Амурская область по границе электрических сетей ОАО «Амурские коммунальные системы», филиал «Амурские электрические сети ОАО «ДРСК», МУП «Электросети» ЗАТО Углегорск, МУП «Городские энергетические сети».

 

Энергосбытовая организация

ООО «ГлавЭнергоСбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Город Райчихинск Амурской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»

ИТОГО:

 

<…>

<…>

-

Гарантирующий поставщик № 2

ООО «Северо-Западнефтепродукт НВ» (до 30.04.2017)

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

с. Игнашино Сковородинского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования

ООО «Северо-Западнефтепродукт НВ»

ИП <…>

(с 01.05.2017)

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

с. Игнашино Сковородинского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования                        ИП <…>

ИТОГО:

 

<…>

<…>

-

Гарантирующий поставщик № 3

ООО «Свет»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

с. Бысса Селемджинского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования                      ООО «Свет»

ИТОГО:

 

<…>

<…>

-

Гарантирующий поставщик № 4

                                               МУП «Снежногорскэнерго» 1

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

п. Снежногорский Зейского в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования МУП «Снежногорскэнерго»

Гарантирующий поставщик № 4

ООО «Энергия 5» 2

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

п. Снежногорский Зейского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования                        ООО «Энергия 5»

ИТОГО:

 

<…>

<…>

-

Гарантирующий поставщик № 5

ООО «Теплоэнергия»

 

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

с. Осежено Сковородинского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования                       

ООО «Теплоэнергия»

ИТОГО:

 

<…>

<…>

-

Гарантирующий поставщик № 6

ООО «ЖКХ-Ресурс»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

п. Апрельский Магдагачинского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования                       

ООО «ЖКХ-Ресурс»

ИТОГО:

 

<…>

<…>

-

1 МУП «Снежногорскэнерго» не осуществляло деятельность по реализации электрической энергии в 2017 году, статуса ГП лишено 21.04.2017г.

2 ООО «Энергия 5» статус ГП присвоен 21.04.2017, деятельность осуществляло с 01.01.2017 по 31.12.2017г.

Таблица 3 показывает, что в Амурской области на так называемых локальных рынках купли-продажи (поставки) электроэнергии сохраняется монопольная структура рынка, где функционирует по одной энергосбытовой организации (гарантирующему поставщику), доля каждой из которых в соответствующих географических границах составляет 100 %.

В то же время на розничном рынке электроэнергии в административных границах Амурской области, в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика ПАО «ДЭК», осуществляли деятельность энергосбытовые организации ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Русэнергоресурс», ООО «Русэнергосбыт», ЗАО «ННК-Энерго», ООО «Инженерные изыскания», ООО «ГлавЭнергоСбыт», АО «РН-Энерго», не являющиеся гарантирующими поставщиками, совокупная рыночная доля которых составила <…>%.

ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт») занимает лидирующее положение по объемам продаж на розничном рынке электрической энергии (мощности) конечным потребителям Амурской области в зоне деятельности ГП ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» с размером рыночной доли <…>%, и долей <…>%  в общем объеме реализации электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями, в том числе гарантирующими поставщиками. Общество является основным закупщиком и поставщиком электроэнергии на данном товарном рынке, обладает значительным рыночным потенциалом и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке.

  1. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах – СR3.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана  выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Для розничного рынка электрической энергии (мощности) в зоне деятельности гарантирующего поставщика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» в административных границах Амурской области в 2017 году коэффициент рыночной концентрации (CR-3) составил <…>%, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана – <…>. Оба показателя свидетельствуют о том, что данный товарный рынок относятся к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку значение индекса Герфиндаля-Гиршмана составляет более 2000, а коэффициента рыночной концентрации более 70 %.

В связи с тем, что на остальных локальных розничных рынках электроэнергии, сложившихся в Амурской области, действует по одному хозяйствующему субъекту с долей 100 %, расчет коэффициента рыночной концентрации является нецелесообразным. Значение индекса рыночной  концентрации Герфиндаля-Гиршмана  для каждого из рынков составляет 10 000, что свидетельствует о высокой степени их концентрации в условиях неразвитой конкуренции.

  1. Барьеры входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурское УФАС России в рамках исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области провело опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников.

По мнению ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт»), основным барьером, существующим на рынке, являются пробелы отраслевого законодательства, отсутствие действенных мер со стороны органов государственной власти в отношении злостных неплательщиков, способствующие накоплению задолженности за поставленную электроэнергию. При этом законодательство предоставляет гарантирующему поставщику электрической энергии право на введение ограничения электропотребления должников. Вместе с тем, применение ПАО «ДЭК» санкций при ненадлежащем исполнении потребителями сферы ЖКХ, ВКХ своих обязательств по оплате электроэнергии фактически невозможно вследствие осуществления органами государственной власти, местного самоуправления действий, способствующих продолжению неоплачиваемого отпуска электроэнергии (практика по передаче муниципального имущества в сфере жизнеобеспечения населения от крупных должников иным лицам, вынесение надзорными органами актов реагирования и обращения в суд с исками о запрете введения ограничений в отношении указанных групп потребителей при наличии задолженности). Данная проблема в текущий период является непреодолимой.

 Неплатежи потребителей на розничном рынке электрической энергии приводят к риску невыполнения обязательств ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» на оптовом рынке электрической энергии и мощности перед транспортировщиками электроэнергии, возникновению необусловленных экономической ситуацией убытков, что ставит под угрозу надежность энергоснабжения Амурской области и выполнение социальных обязательств Общества.

Гарантирующие поставщики ООО «Теплоэнергия», ООО «Энергия-5», ООО «Свет» и ООО «ЖКХ-Ресурс», которые производят электрическую энергию на дизельных электростанциях,  к числу рыночных барьеров отнесли отсутствие своевременного финансирования, удаленность территорий на которых ведется деятельность, неудовлетворительное состояние дорог, трудности по доставке и высокую стоимость горюче - смазочных материалов, отсутствие качественной связи, Интернета, редкое почтовое сообщение.

ИП <…>который осуществляет производство электрической энергии на дизельной станции указал на следующие проблемы в деятельности предприятия. В процессе осуществления аренды дизельной электростанции, производства и реализации электрической энергии, возникло противоречие – индивидуальным предпринимателям не присваивается статус гарантирующего поставщика, это послужило досрочному расторжению договора аренды. Преодоление данного барьера – открытие ООО «<…>», а следовательно повторное участие в аукционе на право аренды дизельной электростанции с.Игнашино.

Экономический барьер который указал ИП <…>,  это резкий подъем цены на дизельное топливо в конце 2017 года. Цена превысила запланированную в тарифе. Данный барьер труднопреодолимый, пока поиск альтернативных поставщиков дизельного топлива не дал результата. Из прочих барьеров, это износ генерирующего оборудования, решением которого стало бы выделение субсидий, из областного или муниципального бюджетов, на ремонт или покупку нового генерирующего оборудования.

Помимо указанных барьеров, на розничном рынке электрической энергии (мощности) существуют следующие барьеры:

Экономические барьеры.

- необходимость соблюдения требований пункта 85 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в соответствии с которым при переходе на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации потребитель обязан возместить величину компенсации гарантирующего поставщика, в связи с чем маловероятно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года;

- высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии.

Технологические барьеры.

- отсутствие автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии, которая необходима для выхода на оптовый рынок электроэнергии;

- большие технологические потери;

- отсутствие доступа потенциальных участников рынка к объектам инфраструктуры – электрическим сетям, пропускная способность которых ограничена;

- изношенность электротехнического оборудования;

- в зоне деятельности гарантирующих поставщиков – энергоснабжающих организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России, барьером входа на рынок является территориальная замкнутость.

Перечисленные барьеры входа на рынок относятся к труднопреодолимым и являются существенным фактором, сдерживающим развитие  конкуренции на розничном рынке электроэнергии (мощности).

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В целом ситуация на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области в 2017 году по сравнению с предыдущим годом существенно не изменилась. Рынок продолжает оставаться в условиях неразвитой конкуренции и характеризуется высокой степенью экономической концентрации.

Амурское УФАС России в соответствии с Методическими рекомендациями дополнительно направляет следующие сведения (согласно перечню):

По данным Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на территории Амурской области в течение 2017 года на оптовый рынок электрической энергии (мощности) энергосбытовые организации не выходили.

Амурское УФАС России в 2017 году не обращалось в суд с заявлениями о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Субъекты генерации, участвующие в процессе ценообразования, у которых заключены соответствующие договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) с субъектами розничных рынков электрической энергии (мощности), на территории Амурской области отсутствуют.

Сведения о количестве территориальных сетевых организаций, а также информация о тарифах и их необходимой валовой выручке (НВВ) за отчетный период, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по прилагаемой форме, представлены в приложении 5 (данные управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области).

Сведения о конечных выгодоприобретателях энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков, осуществляющих деятельность на территории Амурской области в 2017 году, представлены в приложении 6.

  1. Выводы

Амурское УФАС России исследовало состояние конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Амурской области. Всего проанализирована деятельность 15 энергосбытовых компаний, из них 7 имели статус гарантирующего поставщика.

Доля гарантирующего поставщика - ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» по реализации электрической энергии конечным потребителям в 2017 году в общем объеме реализации (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями, в том числе гарантирующими поставщиками, являются самой значительной (<…>%).

По результатам расчетов Амурским УФАС России количественных показателей структуры рынка - коэффициентов концентрации и коэффициентов индекса Герфиндаля-Гиршмана установлено, что в 2017 году, как и в предыдущие годы, розничный рынок электрической энергии (мощности) в Амурской области характеризовался высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.

При проведении анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) установлены следующие хозяйствующие субъекты, занимающие на исследуемом рынке долю более 35%:

- гарантирующий поставщик ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» с долей <…>%;

- ООО «Русэнергосбыт» с долей <…>%.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Доли занимаемые ПАО «ДЭК» и ООО «Русэнергосбыт» за три года представлены в таблице 4.

     Таблица 4

Наименование организации

Доля, занимаемая хозяйствующим субъектом

2015 год

2016 год

2017 год

ПАО «ДЭК» филиал «Амурэнергосбыт»

<…>

<…>

<…>

ООО «Русэнергосбыт»

<…>

<…>

<…>

 

Учитывая, что доли ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» и ООО «Русэнергосбыт» в течение последних трех лет подвержены незначительным изменениям, данные организации имеют возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области, можно сделать вывод, что данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение.

Следовательно, можно сделать следующие выводы:

1) Филиал «Амурэнергосбыт» ПАО «Дальневосточная энергетическая компния» с долей <…>% занимает доминирующее положение в границах Амурской области, в пределах границ деятельности установленных Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, для ПАО «ДЭК» как гарантирующего поставщика;

2) ООО «Русэнергосбыт» с долей <…>% занимает доминирующее положение в границах деятельности гарантирующего поставщика ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» на территории Амурской области.

Потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности). В этой связи в области сформировались локальные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности), географические границы которых определяются протяженностью сетей, принадлежащих сетевой организации, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с соответствующей энергосбытовой компанией.

Розничные рынки купли-продажи (поставки) электрической энергии относятся к потенциально конкурентной сфере деятельности, но только в условиях, когда продажа электроэнергии осуществляется несколькими энергосбытовыми организациями в зоне деятельности гарантирующего поставщика, на одной и той же территории в границах сетей соответствующей сетевой организации.

Учитывая социальную значимость розничного рынка электрической энергии (мощности) необходимо анализировать состояние конкуренции на указанном рынке, а также продолжать осуществлять антимонопольный контроль за действиями субъектов электроэнергетики.