АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО АНАЛИЗУ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЯ В ГОРОДЕ БЛАГОВЕЩЕНСКЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2019 ГОД

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО АНАЛИЗУ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЯ В ГОРОДЕ БЛАГОВЕЩЕНСКЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2019 ГОД

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) во исполнение пункта 2 приказа Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 29.12.2018 № 1929/18 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019-2020 годы» провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя в городе Благовещенске Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения конечного потребителя, утвержденными на заседании Комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков (исх. от 27.12.2019 № СП/114854/19) (далее – Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

  1. Общие положения.
  2. Временной интервал исследования товарного рынка.
  3. Продуктовые границы товарного рынка.
  4. Географические границы товарного рынка.
  5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
  6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
  7. Уровень концентрации товарного рынка.
  8. Барьеры входа на товарный рынок.
  9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

  1. Общие положения

 

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению конечного потребителя, установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации осуществляющих деятельность на территории города Благовещенска Амурской области.

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в городе Благовещенске проведены в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);
  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении»);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 14.11.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020);
  • ГОСТ Р 53905-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Энергосбережение. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.11.2010 № 350-ст) (ред. от 18.09.2018).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка использовались:

- сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (вх. от 31.01.2020 № 443-э, от 03.02.2020 № 367);

- сведения Администрации города Благовещенска (вх. от 29.01.2020 № 315);

- данные ранее проведенных Амурским УФАС России исследований состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в г. Благовещенске Амурской области;

- данные о результатах хозяйственной деятельности субъектов рынка услуг по теплоснабжению в городе Благовещенске Амурской области (информация представлена в перечне на странице 14 аналитического отчета).

 

  1. Временной интервал

 

Согласно пункту 2.2. Порядка, в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с требованиями Методических рекомендаций и Порядка, в качестве временного интервала исследования рынков тепловой энергии на территории города Благовещенска был определен 2019 год.

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии с разделом III Порядка определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке. 

Процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка), включает в себя:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с определением, данным в статье 2 Закона «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Теплоснабжение, как и другие виды экономической деятельности, является объектом классификации в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее – ОК 029-2014).

Согласно ОК 029-2014, рынок теплоснабжения относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха».

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским Кодексов РФ услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу и сбыт тепловой энергии.

На территории города Благовещенска для оказания услуг теплоснабжения населения преимущественно используется централизованная система теплоснабжения, при которой источник производства тепловой энергии работает на теплоснабжение группы зданий.

Функциональное назначение товара – услуги по теплоснабжению – обеспечение конечных потребителей тепловой энергией (отопление) и горячей водой.

В силу технологических особенностей производства, передачи и распределения, тепловая энергия, производимая хозяйствующими субъектами, не может обращаться на разных товарных рынках (наличие проложенных сетей подразумевает один состав покупателей), отсутствует техническая возможность потребителей товара отказаться от услуг того исполнителя, к сетям которого они подключены.

Также на теплоэнергию распространяется государственное регулирование путем утверждения тарифов. Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области осуществляет государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Амурской области.

Соответственно спрос на данном товарном рынке не зависит от изменения цены на этот товар, так как покупатель вынужден продолжать пользоваться услугами исполнителя даже в том случае, когда тарифы на услуги изменятся.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга по обеспечению конечных потребителей тепловой энергией.

Товарами-заменителями могут являться приборы, устройства, которые могут использоваться для теплоснабжения конечными потребителями, а именно:

- приборы, вырабатывающие тепловую энергию с помощью солнечной энергии;

- приборы и устройства, вырабатывающие тепловую энергию с помощью электричества;

- приборы и устройства, вырабатывающие тепловую энергию с помощью газа (газовые котельные).

Тепловая энергия – это энергия, характеризующаяся температурой и давлением веществ, участвующих в процессах преобразования и передачи энергии, а ее количественной мерой может служить термодинамический потенциал, то есть энтальпия, теплосодержание веществ, используемых при преобразовании и передаче энергии. Количественной мерой тепловой энергии может служить также теплота, под которой понимается энергетическая характеристика процессов теплового взаимодействия термодинамических систем с окружающей средой при теплопередаче без совершения работы.

Тепловая энергия отнесена законодателем к видам энергетических ресурсов. Прежде всего, необходимо уточнить понятие энергетического ресурса, который определяется как носитель энергии, используемый для хозяйственной деятельности, жизнеобеспечения.

 В рамках данного определения можно установить, что тепловая энергия отвечает всем критериям, предъявляемым к энергетическому ресурсу:

- является носителем энергии;

- используется для хозяйственной деятельности, а также жизнеобеспечения.

Таким образом, для целей исследования товарного рынка, применяется понятие тепловая энергия.

Согласно определению, изложенному в ГОСТ Р 53905-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Энергосбережение. Термины и определения», потребителем топливно-энергетических ресурсов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование топливом, электрической энергией и/или тепловой энергией.

 

  1. Географические границы товарного рынка

 

Согласно Методическим рекомендациям, анализ состояния конкуренции проводится в муниципальных образованиях Российской Федерации с населением более 100 тысяч жителей.

На территории Амурской области заданному критерию соответствует только административный центр области – город Благовещенск.

Согласно открытым информационным данным на сайте Федеральной службы государственной статистики в Базе данных показателей муниципальных образований (https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst10/DBInet.cgi), по состоянию на 01 января 2019 года общая численность жителей г. Благовещенска составила 231 071 человек.  

Для рынка услуг теплоснабжения конечного потребителя характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

Технически теплоснабжение населения города Благовещенска осуществляется посредством системы трубопроводов (тепловая сеть, технологическая инфраструктура) централизованного теплоснабжения, которые находятся в собственности или аренде у различных теплоснабжающих организаций.

Потребитель тепловой энергии (абонент) не может поменять теплоснабжающую организацию и получать услуги другой организации в силу технологической невозможности отключить обслуживаемый объект от существующей тепловой сети (технологической инфраструктуры). Таким образом, на рынке услуг теплоснабжения создается ситуация, когда потребители услуги теплоснабжения, проживающие на определенном участке муниципального образования и подключенные к определенной тепловой сети (технологической инфраструктуре), получают услуги только от одной теплоснабжающей организации, в пользовании которой и находится подключенная тепловая сеть (технологическая инфраструктура).

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению конечного потребителя проведен в административном центре субъекта Российской Федерации – в городе Благовещенске Амурской области.

Согласно информации, представленной Администрацией города Благовещенска, на территории города организациям, владеющим на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, статус единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) не присвоен. <…>

По состоянию на 27.01.2020, решение о присвоении филиалу <…> статуса ЕТО администрацией города не принято.

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

 

В состав субъектов, действующих на рынке теплоснабжения конечного потребителя, включаются теплоснабжающие, теплосетевые организации, в том числе единые теплоснабжающие организации и индивидуальные предприниматели осуществляющие:

- производство тепловой энергии и (или) продажу конечному потребителю произведенной и (или) приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

- передачу и продажу конечному потребителю произведенной и (или) приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

 В Законе «О теплоснабжении» отражены основные понятия, разъясняющие статус хозяйствующих субъектов – участников рынка теплоснабжения, позволяющие сформировать круг продавцов и покупателей на рынке услуг по теплоснабжению.

Первым участником является теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией.

Каждая теплоснабжающая организация фактически является доминирующим хозяйствующим субъектом для потребителей, чье энергопринимающее оборудование непосредственно присоединено к тепловым сетям, посредством которых осуществляется доставка тепловой энергии от данной теплоснабжающей организации.

Второй участник – теплосетевая организация – организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Теплосетевая организация обеспечивает поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.

Третьим участником является потребитель тепловой энергии – лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Среди покупателей на исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы:

- лица, приобретающие тепловую энергию (мощности), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

- организации, использующие тепловую энергию (теплоноситель) для приготовления горячей воды в целях дальнейшей поставки по централизованным системам горячего водоснабжения потребителям, в том числе для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;

- организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд.

Потребитель имеет технические возможности получать тепловую энергию только от того поставщика, который оказывает услугу в данных географических границах рынка, определенных границами тепловых сетей.

Амурское УФАС России для определения перечня хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, использовало информацию, представленную хозяйствующими субъектами. В ходе формирования информационной базы для оценки состояния конкуренции на товарном рынке Амурским УФАС России было направлен запрос Администрации города Благовещенска, Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, а также хозяйствующим субъектам, которые могли оказывать данный вид услуг. Амурским УФАС России предприняты исчерпывающие меры для получения полного объема информации от всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по теплоснабжению конечного потребителя на территории города Благовещенска.

Сведения о составе хозяйствующих субъектов на рынке услуг по теплоснабжению конечного потребителя в г. Благовещенске представлен в Таблице № 1 Приложения (с. 15).

В 2019 году на рынке услуг теплоснабжения осуществляли деятельность 15 хозяйствующих субъектов, из них 13 хозяйствующих субъектов осуществляли деятельность по реализации тепловой энергии конечному потребителю, 2 хозяйствующих субъекта <…> производили тепловую энергию для собственных нужд и продажи перепродавцам. Один хозяйствующий субъект <…> осуществлял покупку тепловой энергии для передачи её конечному потребителю.

Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих сбыт тепловой энергии конечному потребителю (включая определение долей хозяйствующих субъектов) по городу Благовещенску Амурской области, представлены в Таблице 2 Приложения (с. 20).

Крупнейшим производителем тепловой энергии в городе Благовещенске является <…>. В 2019 году <…> произведено 2 212 975 Гкал тепловой энергии. Из данного числа произведенной тепловой энергии для перепродажи передано 1 499 344 Гкал, а непосредственно конечному потребителю передано 515 650 Гкал тепловой энергии.

Предметом договорных отношений на рынке услуг по теплоснабжению могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Проанализировав информацию, представленную хозяйствующими субъектами, можно сделать вывод, что потребители в географических границах города Благовещенска снабжаются тепловой энергией по различным схемам.

Основной схемой является схема предоставления услуг теплоснабжения с использованием собственных (арендованных) сетей. Данная схема подразумевает отсутствие каких-либо посредников между источником и потребителями тепловой энергии. В данной схеме у юридических лиц, владеющих источником в собственности, аренде или концессии должны находиться как магистральные, так и распределительные тепловые сети.

К отдельной схеме оказания услуги теплоснабжения относятся крупные промышленные предприятия (заводы), осуществляющие производство тепловой энергии или приобретающие тепловую энергию и передающие ее по собственным тепловым сетям потребителям, находящимся непосредственно на территории либо в близости от предприятия. При этом тепловые сети находятся на балансе у промышленного предприятия как основные средства, а большая часть произведенной или приобретенной тепловой энергии идет на собственные нужды генерирующей организации.

Также на рынке теплоснабжения г. Благовещенска присутствует иная схема сбыта тепловой энергии – через перепродавца (генерирующая организация продает тепловую энергию перепродавцу, который осуществляет теплоснабжение конечного потребителя).

Хозяйствующие субъекты, реализующие тепловую энергию конечным потребителям на территории города Благовещенска, владеют сетями инженерно-технического обеспечения как на правах собственности, так и аренды.

Сведения о наличии в собственности или на ином законном праве имущественных объектов, участвующих в производстве и (или) передаче произведенной или приобретенной тепловой энергии всех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по теплоснабжению приведены в Таблице № 1 Приложения (с. 15). 

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

 

Расчет объема рынка теплоснабжения за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей теплоснабжающих организаций и производителей тепловой энергии производится на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (Гкал).

Объем исследуемого товарного рынка в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России определен как сумма объемов продажи (поставки) тепловой энергии, реализованной конечным потребителям.

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженной в Гкал.

Продажу тепловой энергии на территории города Благовещенска осуществляют и производители (генерирующие компании) и перепродавцы.

При расчете общего объема реализации тепловой энергии, во избежание повторного учета проданной энергии, учтены данные по реализации конечным потребителям по каждому из опрошенных хозяйствующих субъектов.

Количественные показатели, характеризующие структуру рынка услуг теплоснабжения (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами, а также сведений на основании сведений Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

Общий объем реализованной конечным потребителям тепловой энергии в 2019 году составил 2 308 336,73 Гкал.

Доля группы лиц на рынке теплоснабжения определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции».

Амурским УФАС России при направлении запросов хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на исследуемом рынке, был запрошен перечень лиц, входящих в одну группу с теплоснабжающей/теплосетевой организацией. Анализ полученных ответов и данные ранее проведенных Амурским УФАС России исследований показали, что на рынке услуг по теплоснабжению города Благовещенска присутствуют хозяйствующие субъекты, составляющие группу лиц. <…> Следовательно, долю группы лиц на рынке теплоснабжения необходимо определить как сумму долей Филиала <…> и Филиала <…> как действующих на одном рынке и составляющих группу лиц.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке теплоснабжения рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы (объем тепловой энергии), поставляемой данным хозяйствующим субъектом (конечному потребителю) на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (рынка услуг по теплоснабжению).

На территории города Благовещенска действует хозяйствующий субъект – <…>, который не производит, а продает конечному потребителю приобретенную тепловую энергию. Также осуществляет свою деятельность хозяйствующий субъект – <…>, которое некоторую часть тепловой энергии производит самостоятельно, но большую часть тепловой энергии приобретает у генерирующих компаний с целью реализации по арендованным тепловым сетям конечным потребителям.

Объем тепловой энергии, переданной хозяйствующими субъектами конечному потребителю, а также доли рынка, занимаемые этими хозяйствующими субъектами, представлены в Таблице № 2 Приложения (с. 20).

Случаи перераспределения акций (долей) теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также смены собственников объектов теплосетевого хозяйства в целях приобретения статуса единой теплоснабжающей организации на территории города Благовещенска не выявлены.

<…>

  1. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

                                                                                                           n   

CR=SUM   D,

                                                                                                               i=1         i

где:

D – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

                                                                                                                N             2

HHI=SUM   D,

                                                                                                                i=1         i

где:

D – выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее число хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Данные для расчета рыночной концентрации товарного рынка услуг по теплоснабжению конечного потребителя в границах г. Благовещенска Амурской области приведен в таблице ниже:

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество тепловой энергии (Гкал), реализованной хозяйствующим субъектом для услуги теплоснабжения конечного потребителя

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом

Квадрат доли

1

АО «Амурские коммунальные системы»

<…>

<…>

<…>

2

АО «Дальневосточная генерирующая компания» - Филиал «Амурская генерация»

 

<…>

<…>

<…>

3

АО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции»

<…>

<…>

<…>

4

Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «Российские железные дороги»

<…>

<…>

<…>

5

ООО «Тепловая Компания»

<…>

<…>

<…>

6

ООО «Тепло-Сервис»

<…>

<…>

<…>

7

ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Амурской области»

<…>

<…>

<…>

8

ЗАО «Амурплодсемпром»

<…>

<…>

<…>

9

ООО «Аспект Сервис»

<…>

<…>

<…>

10

ООО «Амурский бройлер»

<…>

<…>

<…>

11

ФГБУ ЦЖКУ МО РФ по ВВС России по ВВО ЖКС № 7

<…>

<…>

<…>

12

АО «ДРСК» - Филиал «Амурские электрические сети»

<…>

<…>

<…>

13

ГАУ Амурской области «Авиабаза»

<…>

<…>

<…>

ИТОГО

(сумма показателей)

2308336,73

100 %

6034,021

 

 

Исходя из данных таблицы, наиболее существенные доли рынка приходятся на <…>  (74,32 %) и <…> (совместно с долей <…>, входящим в одну группу с <…>, составляет 22,38 %). Сумма квадратов долей всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории г. Благовещенска по теплоснабжению конечного потребителя, составляет 6034,021.

Данные по анализу концентрации товарного рынка можно представить в виде следующей таблицы:

 

Коэффициент рыночной концентрации

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 

96,7 %

 

6034

 

Как видно из таблицы, рынок услуг теплоснабжения конечного потребителя в географических границах г. Благовещенска Амурской области является высококонцентрированным, а конкуренция на данном товарном рынке слаборазвитой.

 

  1. Барьеры входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурским УФАС России в рамках исследования товарного рынка услуг теплоснабжения проведен опрос хозяйствующих субъектов, предоставляющих данный вид услуг на территории города Благовещенска, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников. Обобщив полученную информацию, Амурское УФАС России пришло к выводу, что на исследуемом товарном рынке присутствуют труднопреодолимые барьеры, такие как:

- значительные капитальные вложения для приобретения комплекса инженерных сооружений для оказания услуг по теплоснабжению;

- высокая степень износа основных фондов и дефицит финансирования на проведение капитальных ремонтов и их модернизацию;

- низкая культура оплаты потреблённых услуг, несвоевременное внесение платы, ведущее к росту дебиторской задолженности и недостаточностью средств на текущие расходы;

- инвестиционная непривлекательность в связи с долгим периодом окупаемости капитальных вложений в развитие объектов теплоснабжения;

- низкая платежеспособность перепродавца тепловой энергии;

- административные барьеры (получение лицензий, разрешений и согласований на проведение нового строительства, экологические ограничения и т.д.).

К существующим проблемам, связанным с деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке услуг по теплоснабжению на территории г. Благовещенска Амурской области, отмечаются:

- дефицит финансирования для проведения капитальных ремонтов и модернизации котельного оборудования, тепловых сетей;

- инвестиционная непривлекательность в связи с долгим периодом окупаемости капитальных вложений в развитие объектов теплоснабжения.

Также <…> указало среди прочих барьеров устойчивое доминирующее положение одного из хозяйствующих субъектов – <…>.

Все вышеперечисленные барьеры оказывают существенное влияние на перспективы развития конкуренции исследуемого рынка услуг по теплоснабжению конечного потребителя в городе Благовещенске.  

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке и выводы

 

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере естественной монополии. В то же время передача тепловой энергии по сетям осуществляется от определенных источников теплоснабжения. В отличие от электрической энергии, тепловую энергию невозможно передавать на дальние расстояния. Теплоснабжение объектов от альтернативных источников тепловой энергии возможно только через сетевую инфраструктуру, связывающую тепловой источник с потребителем. Таким образом, каждый производитель тепловой энергии занимает доминирующее положение по отношению к потребителям, чьи энергопринимающие устройства присоединены к сетям, посредством которых обеспечивается доставка ресурса от этого производителя.

В идеальном случае полноценная конкуренция на рынке теплоснабжения могла бы быть создана путем обеспечения возможности потребителя выбирать конкретный вид ресурса в зависимости от его качественных и ценовых характеристик в определенный момент времени. Как теоретически, так и практически (во многих крупных городах мира) энергетическим ресурсом для обеспечения отопления и горячего водоснабжения зданий, кроме тепловой энергии, может служить электроэнергия или природный газ. Но поскольку распределительные сети рассчитаны на стандартное оборудование помещений в соответствии с проектными характеристиками, фактически такой возможности не существует.

При решении вопросов о выборе того или иного топливно-энергетического ресурса как основы жизнеобеспечения здания на стадии застройки может возникнуть конкуренция между системами ресурсоснабжения.

Независимо от общего состояния конкурентной среды на объединенном товарном рынке теплоснабжения за счет разных энергетических ресурсов, факт присоединения потребителя к системе теплоснабжения означает фактически его закрепление за данной конкретной системой. Развитие субституционального рынка, позволяющее предложить более удобные условия поставки теплоэнергии (связанные с тарифами, стандартами, качеством обслуживания) может вызвать отказ потребителей от первичной системы теплоснабжения и их переход на альтернативные варианты.

Предприятия, оказывающие услуги теплоснабжения характеризуются несколькими общими признаками:

- использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (теплосети);

- неразрывность процесса производства, передачи и потребления тепловой энергии;

- невозможность для потребителя отказаться от услуг теплоснабжения на сколько-нибудь длительный срок;

- тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.

Слабое развитие конкуренции в коммунальной теплоэнергетике связано в первую очередь с технологическими особенностями передачи тепловой энергии и транспортировки теплоносителя по тепловым сетям. Наличие единой тепловой сети для потребителей, находящихся в одном населенном пункте, характерно для централизованного теплоснабжения. Организация альтернативных централизованных источников тепловой энергии и подвод дублирующих сетей к уже существующим тепловым сетям изначально экономически неоправданы из-за колоссальных капитальных затрат и поэтому не нашли практического применения. В силу этого транспортировку теплоносителя по централизованным тепловым сетям принято относить к сфере естественных монополий.

Учитывая географическое и климатическое положение России, стабильное снабжение тепловой энергией населенных пунктов относится к вопросам национальной безопасности. Ограниченные запасы традиционного природного топлива (угля, газа и нефтепродуктов), а также повышение их стоимости требуют эффективного производства и потребления энергии, а также развития альтернативных источников энергии. Возобновляемые источники энергии, такие как ветроэнергетика, геотермальная энергетика и другие, в сравнении с традиционными источниками энергии являются относительно дорогими и на данный момент в большинстве случаев экономически не оправданными для потребителей.

Рынок услуг по теплоснабжению конечного потребителя города Благовещенска Амурской области является высококонцентрированным.

С точки зрения развития как реальной, так и потенциальной конкурентной среды можно сделать следующий вывод: рынок услуг теплоснабжения в городе Благовещенске Амурской области монополизирован. Реальная конкуренция между теплоснабжающими организациями невозможна ввиду технологических особенностей передачи ресурса. Потенциальная конкуренция сдерживается большой величиной первоначальных затрат для организации альтернативных источников теплоснабжения, ограниченностью финансовых ресурсов и действующими правовыми актами.

Амурское УФАС России в соответствии с Методическими рекомендациями, направляет сведения о количественном составе теплоснабжающих, теплосетевых организаций, единых теплоснабжающих организаций (Таблица № 3, с. 22 Приложения).

 

 

 

<…>