Анализ рынка нерудных строительных материалов Амурской области

Аналитическая работа проведена Амурским УФАС России во исполнение Приказа ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы», в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утверждённым Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
Общие положения
Целью исследования является анализ ситуации на товарном рынке нерудных строительных материалов Амурской области, изучение и оценка процессов, влияющих на развитие конкуренции на вышеуказанном рынке.
Временной интервал исследования
В соответствии с Приказом ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» и Методическими рекомендациями по анализу товарного рынка нерудных строительных материалов от 21.05.2008 № ЦА/12690 временной интервал исследования определен 2008 годом.
Продуктовые границы товарного рынка
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 -93 (ОКП), утверждённому постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 №301, к нерудным строительным материалам (код 57 1100 4) относятся исследуемые группы товаров:
• щебень и гравий из природного камня и песочно-гравийных материалов – код 57 1101 7;
• песок строительный природный – код 57 1104 2;
Географические границы товарного рынка
Учитывая параметры исследуемого рынка - товарные границы, продавцов и покупателей, сложившийся учет показателей исследуемого вида деятельности географические границы товарного рынка определены в рамках административных границ Амурской области.
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке нерудных строительных материалов, входят:
• предприятия, осуществляющие добычу и производство нерудных строительных материалов;
• предприятия, осуществляющие промышленную и дорожно-строительную деятельность с применением нерудных строительных материалов.
На товарных рынках песка, щебня и гравия в 2008 г. на территории Амурской области выявлено 7 хозяйствующих субъекта, осуществляющих производство и реализацию песка строительного, 4 предприятия, производящих и реализующих гравий, и 8 организаций, осуществляющих производство и реализацию щебня.
Покупателями песка, щебня и гравия являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, предприятия стекольной промышленности, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства.
Уровень концентрации товарного рынка
Проведенный анализ показал, что для всех товарных рынков характерен высокий уровень концентрации (2000HHI10000). Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) для вышеуказанных рынков находится в пределах 4800-5385. Коэффициент рыночной концентрации CR-3 на данных рынках превышает 90%, что говорит о том, что все анализируемые товарные рынки являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.
Барьеры входа на товарный рынок
При проведении анализа товарного рынка выявлены следующие барьеры входа хозяйствующих субъектов на рынок нерудных строительных материалов:
• ограниченность ресурсов, имеющиеся запасы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами;
• необходимость осуществления значительных капитальных вложений, требуемых для проведения геологоразведочных работ и освоения новых месторождений;
• административные ограничения: длительное оформление разрешительных документов и получение лицензии на освоение месторождений.
Кроме того, транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, что существенно сужает географию поставок, затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов.
Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
Проведенный анализ рынков нерудных строительных материалов показал, что рассматриваемые рынки в пределах географических границ Амурской области относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией и являются высококонцентрированными, на них действует небольшое количество хозяйствующих субъектов, занимающих большие рыночные доли.