• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области

Амурское УФАС России, во исполнение пункта 3 приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы», провело анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности), утвержденными 19.11.2010 Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков (далее - Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

1. Общие положения.

  1. Временной интервал исследования товарного рынка.
  1. Продуктовые границы товарного рынка.
  2. Географические границы товарного рынка.
  3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
  4. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
  5. Уровень концентрации товарного рынка.
  6. Барьеры входа на товарный рынок.
  7. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

1.Общие положения

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области, установление положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)) на данном товарном рынке.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области использовались следующие нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).
  3. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
  4. Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков).
  5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности                 ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст.
  6. Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.10.2006  № 82-пр/э «О присвоении статуса гарантирующего поставщика субъектам розничного рынка электрической энергии в Амурской области» (в редакциях от 16.10.2009, от 16.07.2010)

Источником исходной информации являются сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, а также данные о результатах хозяйственной деятельности субъектов розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области, представленные по запросу Амурского УФАС России.

Основные термины, использованные в ходе исследования:

  •            Розничные рынки электрической энергии  - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;
  • Субъекты розничных рынков электрической энергии - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей. В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков к таким субъектам относятся:

- потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

гарантирующие поставщики электрической энергии (далее - гарантирующие поставщики) - коммерческие организации, обязанные в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ним потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

- энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

- энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии;

- исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг;

- сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;

- производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке;

- системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

  • Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного требованиями соответствующих технических регламентов и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора;

 2.Временной интервал исследования товарного рынка

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области в соответствии с Методическими рекомендациями является 2010 год.

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовыми границами рынка является «купля-продажа (поставка) электроэнергии».

  1. Географические границы товарного рынка

Географические границы исследуемого товарного рынка, в соответствии с Методическими рекомендациями,  соответствуют  границам  зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков.

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала.

  1. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема розничного рынка электрической энергии (мощности) за 2010 год в установленных продуктовых и географических границах исследования, в соответствии с Методическими рекомендациями, проводился на основании данных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, и сведений Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об объемах продаж (поставок) электроэнергии в натуральном выражении (кВт.ч).

  •  
  • Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка использовался индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Значение индекса для рынка в административных границах Амурской области и для каждого из локальных рынков составляет 10 000, что свидетельствует о высокой степени их концентрации в условиях неразвитой конкуренции.

  1. Барьеры входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

В ходе исследования было выявлено наличие на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области барьеров экономического, административного и технологического характера.

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Розничный рынок электрической энергии (мощности) Амурской области находится в условиях неразвитой конкуренции и характеризуется высокой степенью концентрации. Потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности). В этой связи в области сформировались локальные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности), географические границы которых определяются протяженностью сетей, принадлежащих сетевой организации, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с соответствующей энергосбытовой компанией.