Анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Амурской области

Амурским УФАС России во исполнение пункта 5 приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» проведен анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности) на территории Амурской области.

Настоящий анализ выполнен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, Методическими рекомендациями по проведению анализа розничного рынка электрической энергии (мощности), утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков 26.12.2008 (далее – Методические рекомендации) и поручения ФАС России от 28.05.2010 № АГ/16438, в целях установления положения на данном товарном рынке энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков), осуществляющих деятельность на территории Амурской области.

Анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) включает определение следующих этапов:

1.     Общие положения

2.     Временной интервал исследования

3.     Продуктовые границы товарного рынка

4.     Географические границы товарного рынка

5.     Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

6.     Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

7.     Уровень концентрации товарного рынка

8.     Барьеры входа на товарный рынок

9.     Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Общие положения

Целью проведения данного анализа является изучение изменений на розничном рынке электрической энергии (мощности) и установление положения на данном рынке энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков), осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области.

Основные нормативные правовые акты, используемые при проведении аналитической работы:

·        Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

·        Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

·        Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утративших силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;

·        Гражданский кодекс от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

·        Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»;

·        «Общероссийский классификатор продукции (ОКП)» ОК 005 - 93, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 (дата введения 01.07.1994) (коды 52000-9879934) (ред. от 15.12.2009);

·        ГОСТ 13109-97 «Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения».

Для проведения анализа в качестве исходной информации использованы:

·        Сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об участниках розничных рынков электрической энергии (мощности), расположенных на территории Амурской области от 19.03.2010 № 01-06/524;

·        Сведения, полученные от государственных органов и органов местного самоуправления;

·        Информация хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) на территории Амурской области.

 Основные понятия, используемые при анализе розничного рынка электрической энергии (мощности):

потребители электрической энергии – лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

розничные рынки электроэнергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) – коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию;

двусторонний договор купли-продажи электрической энергии – соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

Временной интервал исследования

 В связи с изменением количественного состава участников розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Амурской области, временным интервалом исследования данного товарного рынка является 2009 год и 1 квартал 2010 года.

 Продуктовые границы товарного рынка

 При проведении данного анализа продуктовые границы были определены в соответствии с Методическими рекомендациями.

Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

 Географические границы товарных рынков по поставке электрической энергии

Географические границы рассматриваемого товарного рынка определены в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности) в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее Правила).

Состав хозяйствующих субъектов, действующий на рассматриваемом товарном рынке

 В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Уровень концентрации товарного рынка

Розничный рынок электрической энергии (мощности) на территории Амурской области и каждый из рассмотренных локальных розничных рынков электрической энергии области относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана HHI на каждом из этих рынков составляет 10 000.

Барьеры входа на товарный рынок

В результате проведенного анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Амурской области выделены следующие барьеры входа на рынок:

         1) административные барьеры:

         2) экономические барьеры:

         3) технологические барьеры:

 Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 Для оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке электрической энергии (мощности) на территории Амурской области производилась оценка количественных показателей.

Определялся индекс Герфиндаля – Гришмана, показывающий сбалансированность хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Таким образом, розничный рынок электрической энергии (мощности) на территории Амурской области является рынком высокой концентрации.

Вывод

Учитывая, что розничный рынок электрической энергии (мощности) является социально и стратегически значимым, он находится на постоянном контроле Амурского УФАС России.