Обзор розничного рынка нефтепродуктов в Амурской области

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области провело анализ состояния конкурентной среды на локальных розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива в Амурской области.

Целью анализа является – изучение и оценка процессов, влияющих на развитие конкуренции на розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива в Амурской области.

Особенностью товарного рынка нефтепродуктов Амурской области является, что на ее территории отсутствует первичный рынок, где в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы и предприятия, а так же и их сбытовые структуры. В настоящее время формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию Амурской области из других регионов. Данный факт является определяющим как для формирования розничного рынка нефтепродуктов Амурской области, так и для локальных рынков. Основные поставки нефтепродуктов осуществляются из наиболее близко расположенных регионов к территории Амурской области - Хабаровский край, Иркутская область. 

2. Временной интервал
 
Временным интервалом исследования товарного рынка розничной реализации нефтепродуктов Амурской области является 2008 год.
 
3. Продуктовые границы
 
В целях данного исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов,используемых вкачестве моторных топлив:
– дизельное топливо;
– автомобильные бензины.
 
Согласно ОКВЭД розничная торговля нефтепродуктами выделена в отдельную группу «розничная торговля моторным топливом» (код 50.50).
Таким образом, определены следующие товарные группы:
·        автомобильный бензин А-76, АИ-80 (и аналоги);
·        автомобильный бензин АИ-92 (и его аналоги);
·        автомобильный бензин АИ-95 (и его аналоги);
·        автомобильный бензин АИ-98 (и его аналоги);
·        дизельное топливо.
 
4. Географические границы
 
При проведении анализа товарного рынка розничной реализации нефтепродуктов определены географические границы:
·        административные границы Амурской области;
·        административные границы городов и муниципальных образований (районов) Амурской области.
 
5. Состав хозяйствующих субъектов
 
На товарном рынке розничной реализации нефтепродуктов покупателями являются – население, предприятия, организации, учреждения, транспорт которых заправляется на данных АЗС.
 
На розничном рынке нефтепродуктов в качестве продавцов выступают хозяйствующие субъекты, в том числе индивидуальные предприниматели, в чьей собственности (пользовании) находятся АЗС, расположенные на территории Амурской области. В 2008 году фактически осуществляли деятельность на розничном рынке Амурской области 78 хозяйствующих субъектов.
 
6. Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов
 
Анализ локальных рынков Амурской области показал, что наибольшим объемом продаж выделяется локальный рынок в географических границах г.Благовещенска.Удельный вес данного локального рынка к общему объему по Амурской области в целом составил 34.6 %. Доля остальных локальных рынков как в целом по объему нефтепродуктов, так и по видам находится в пределах от 0.2 % до 10.3%.
 
В 2008 году на розничных локальных рынках нефтепродуктов Амурской области выявлено 16 хозяйствующих субъектов, у которых доля на указанных товарных рынках превышает 35 %.
 
В качестве основного продавца нефтепродуктов на территории Амурской области выступает ОАО «Амурнефтепродукт». Расчет долей хозяйствующих субъектов на данном рынке показал, что данный продавец обладает признаками доминирования как в целом по нефтепродуктам Амурской области, так и в разрезе их видов. Характеризуя положение на рынке других участников данного товарного рынка, можно отметить присутствие на розничном рынке нефтепродуктов таких значительных операторов как ЗАО «Амурская нефтяная компания», ОАО «Санго-плюс», ООО «Дальневосточная нефтяная компания. Доля остальных хозяйствующих субъектов незначительна как в целом по нефтепродуктам, так и в разрезе их видов.
 
Структура розничных рынков автомобильных бензинов и дизельного топлива Амурской области характеризуются наличием на нем двух вертикально интегрированных нефтяных компаний: ОАО «НК «Альянс», в группу лиц с которым входят ОАО «Амурнефтепродукт», и ОАО «Бамнефтепродукт»; ОАО «НК «Роснефть» в лице филиала ООО «Востокнефтепродукт». ООО «РН-Востокнефтепродукт» является продавцом из другого региона - г.Хабаровска.
 
7. Уровень концентрации товарного рынка
 
Анализ показателей рыночной концентрации отразил, что структура локальных рынков розничной реализации нефтепродуктов Амурской области определяет принадлежность их к высококонцентрированному типу рынков, за исключением розничного локального рынка бензина автомобильного марки А-76 (АИ-80) в географических границах Белогорского района и розничного локального рынка бензина автомобильного марки АИ-92 (АИ-91, АИ-93) в географических границах г.Свободного. Два указанных рынка относятся к умеренно концентрированному типу рынка. Для остальных исследуемых локальных рынков характерен высокий уровень концентрации, в том числе десять локальных рынков имеют высокую степень монополизации.
 
8. Барьеры входа на товарный рынок
 
Амурским УФАС России при анализе розничных локальных рынков нефтепродуктов Амурской области выявлен ряд ограничений входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок. Одним из таких барьеров является высокий уровень первоначальных капитальных затрат, отсутствие у предприятий и индивидуальных предпринимателей первоначального капитала для вступления на рынок, существующие экологические ограничения.
 
Высокая плотность размещения АЗС в городах Амурской области (Благовещенск, Свободный, Белогорск) является одним из экономических барьеров. Одной из особенностей розничного рынка нефтепродуктов районов Амурской области является отсутствие (или недостаточное количество) АЗС в селах области по причине экономической нецелесообразности их строительства. Как следствие отсутствие необходимого количества емкостей для хранения у подавляющего большинства владельцев АЗС и хранение товара у своих конкурентов осложняет деятельность хозяйствующих субъектов на розничном рынке нефтепродуктов и не способствует росту их конкурентоспособности. Основным барьером входа на данный товарный рынок новых хозяйствующих субъектов остается присутствие на нем вертикально интегрированной нефтяной компании «НК «Альянс», ОАО «НК «Роснефть» обладающих значительным рыночным потенциалом, что увеличивает риски потери капитала для компаний, не имеющих полный цикл добычи и переработки нефти.
 
9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
 
Проведенный анализ показал, что формирование розничного рынка Амурской области напрямую зависит от состояния оптового рынка нефтепродуктов. Из-за отсутствия на территории Амурской области нефтеперерабатывающих предприятий областной оптовый рынок представлен ввозом нефтепродуктов из других регионов страны.
 
Одним из условий создания благоприятных условий для ведения деятельности по оказанию транспортных услуг и реализации нефтепродуктов через АЗС в Амурской области является развитие автодорожной сети. Слабое развитие автодорожной сети и автопарка отрицательно влияет на развитие рынка розничной реализации нефтепродуктов и конкуренции на нем.
 
Рынки розничной реализации автомобильного топлива на территории Амурский области являются высококонцентрированными и относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией. Степень открытости рассматриваемых рынков является низкой по причине экономических ограничений. Структура исследуемых рынков характеризуется высокой долей ОАО «Амурнефтепродукт», которое входит в одну группу лиц с ОАО «НК «Альянс», в результате имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения нефтепродуктов в области, в том числе на цены.
 
Таким образом, из вышеизложенного следует, что одним из путей снижения уровня концентрации на товарных рынках розничной реализации нефтепродуктов в Амурской области является увеличение количества хозяйствующих субъектов, в том числе в северных районах области, на трассах, наращивание объемов продаж автомобильного топлива, в том числе за счет улучшения сервиса на АЗС.