Обзор анализа товарного рынка оптовой реализации нефтепродуктов на территории Амурской области

Обзор состояния конкуренции на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива Амурской области проводится во исполнение приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» и приказа ФАС России от 15.09.2009 № 602 « О внесении изменений в приказ ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы».

          Цель анализа: определение состояния конкурентной среды на товарном рынке оптовой реализации нефтепродуктов в Амурской области.
Временной интервал исследования
            Временным интервалом исследования розничной реализации нефтепродуктов является 2008 год
Продуктовые границы товарного рынка
·        оптовая торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки А-76 АИ-80 (и аналоги);
·        оптовая торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки АИ-92, АИ-91, АИ-93 (и их аналоги);
·        оптовая торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки АИ-95. (и его налоги);
·        оптовая торговля моторным топливом (автомобильным бензином марки АИ-98 (и его налоги);
·        оптовая торговля моторным топливом (дизельным топливом).
Географические границы товарного рынка
Географическими границами оптового рынка реализации нефтепродуктов будут административные границы Амурской области.
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оптовой реализации нефтепродуктов
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
                На первичном оптовом рынке реализации нефтепродуктов в качестве продавцов выступают оптово-посреднические организации г. Москвы, Ангарской, Иркутской, Читинской, Омской областей, Хабаровского края. Покупателями нефтепродуктов на этом уровне рынка на территории Амурской области являются золотодобывающие, лесозаготовительные, транспортные, промышленные предприятия, ОАО «РЖД», ОАО «БуреяГэсстрой», которые используют нефтепродукты на собственные нужды, розничные продавцы нефтепродуктов, местные оптово-посреднические хозяйствующие субъекты. Поставки нефтепродуктов на территорию Амурской области осуществляются железнодорожным транспортом.
      На вторичном рынке оптовой реализации нефтепродуктов на территории Амурской области продавцами являются местные оптово-посреднические хозяйствующие субъекты и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (в лице филиала). Покупателями на этом рынке являются оптовые перепродавцы нефтепродуктов, розничные продавцы нефтепродуктов, сельхозпредприятия, учреждения, организации Амурской области. Мелкооптовые поставки нефтепродуктов потребителям на данном уровне рынка осуществляются автомобильным транспортом.
 Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке
Первичный рынок (см. приложение3)
Из-за отсутствия на территории Амурской области нефтеперерабатывающих предприятий областной оптовый рынок сформирован за счет ввоза нефтепродуктов из других регионов страны.
Таблица 1
Динамика объемов поставок бензина и дизельного топлива
в Амурскую область
(тонн)

 

 

Период (год)
Бензин автомобильный
Дизельное топливо
1996
195161,7
534071,0
1997
127833,4
446394,9
1998
103364,0
489478,5
1999
76687,5
426714,4
2000
73947,9
419244,4
2001
100624,1
350084,1
2003
145142,0
417462,3
2004
142100,9
281266,8
2005
137594,0
345094,6
2006
144857,2
380470,6
2007
150604.3
268813.2
2008
160710.5
263123.5

 

            По итогам 2008 года наблюдалось увеличение поставок бензина автомобильного в Амурскую область по сравнению с 2007, а также с 1997-2006 годами, при этом прирост поставок бензина в 2008 году по отношению к 2007г. составил 6.7%, к 2006г. – 10.9%. На рынке оптовых поставок дизельного топлива в 2008г. произошло сокращение объемов ввоза на 29.3% по сравнению с 2007г. и на 30.8% по сравнению с 2006 годом. Одним из факторов падения объемов дизтоплива является увеличение оптовой цены По имеющейся в Амурском УФАС Росси информации оптовая цена на данный вид топлива увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 2.9% или на 710 рублей за 1 тонну( на начало года оптовая цена составила 24453 рубля за тонну , на конец года – 25163 рубля за тонну).
В связи с удаленностью Амурской области от центральных регионов Российской Федерации, система обеспечения потребителей Амурской области бензином и дизельным топливом представлена нефтеперерабатывающими заводами Хабаровского края и Иркутской области.
Таблица 2
География поставок нефтепродуктов в Амурскую область в 2007-2008г.г.
 

 

 

 
Бензины автомобильные
Дизельное топливо
2007г.
2008 г.
2007 г.
2008 г.
тонн
%
тонн
%
тонн
%
тонн
%
Башкортостан
1160.0
0.77
8963.7
5,58
1777.0
0.66
7372.7
2,80
Республика Марий-Эл
-
-
-
-
-
-
57.0
0,02
Омская область
1576.0
1.05
14017.0
8,72
57.0
0.02
16545.0
6,30
Иркутская область
42243.0
28.05
36863.0
22,94
146128.0
54.36
76448.0
29,05
Хабаровский край
97701.0
64.87
94450.0
58,77
79248.0
29.48
118306.0
44,96
Пермский край
153.4
0.10
691.9
0,43
477.4
0.18
6163.6
2,34
Республика Татарстан
-
-
51.0
0,04
-
-
414.0
0,16
Оренбургская область
-
-
278.8
0,17
-
-
-
 
Красноярский край
6895.9
4.58
2108.1
1,31
41125.8
15.30
37817.2
14,37
Ханты-Мансийский округ
114.0
0.08
2464.0
1,53
-
-
-
-
Самарская область
761.0
0.50
823.0
0,51
-
-
-
-
Всего
150604.3
100
160710.5
100,00
268813.2
100
263123.5
100,00

 

Данные Амурстата
 
Уровень поставок бензина автомобильного на территорию Амурской области из Иркутской области и Хабаровского края в совокупности составил в 2008г. 81.71%, в 2007г. -  92,92%, в 2006г. - 92.5% в общем областном объеме поставок, дизельного топлива – 74.01%, 83.84%, 78.9% соответственно. Поставки нефтепродуктов в область осуществляются железнодорожным транспортом.
На первичном оптовом рынке Амурской области было исследовано положение 55 поставщиков. Особенностью 2008 года являлось увеличение числа поставщиков на 24 единицы по сравнению с 2007 годом. Увеличение количества оптовых поставщиков положительно повлияло на уровень развития конкуренции на товарном рынке поставки нефтепродуктов в Амурскую область. Коэффициент рыночной концентрации по бензину марки А-76 снизился против уровня 2007 года на 14.91%, по бензину марки АИ-92 (АИ-93) – на 7.05%, по дизельному топливу – на 19.48%. Рынок оптовых поставок дизельного топлива из высокконцентрированного в 2007г. году перешел в 2008 году на уровень умеренной концентрации и относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией. Остальные рынки в разрезе поставок топлива остались на уровне 2007 года - высококонцентрированными.
Основными поставщиками нефтепродуктов на территорию Амурской области в 2008 году являются участники групп лиц ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «НК «Альянс» (см. приложение 1). Из общего количества бензина автомобильного и дизельного топлива, поступившего в 2008г. на территорию Амурской области на долю данных вертикально-интегрированных нефтяных компаний приходится: бензина автомобильного марки А-76 (АИ-80) – 65.79%, марки АИ-92 (АИ-93, АИ-91) – 75.64%, марки АИ-95 (АИ-96) – 88.68%, марки АИ-98 – 99.26%, дизельного топлива – 38.60%. Значительным поставщиками нефтепродуктов на территорию области остаются ООО «Комтрейд» по дизельному топливу (доля 20.51%) и ООО «АМГ-Экспо» по дизельному топливу (доля 20.12%) и автомобильному бензину марки А-76 (доля 4.49%), которые являются перепрдавцами нефтепродуктов ОАО «НК «Роснефть». В 2008г. их покупателем было ОАО «РЖД» (в лице структурных подразделений на территории Амурской области).
Вторичный рынок
На вторичном рынке оптовой реализации нефтепродуктов оптово-посредническими организациями Амурской области было продано бензина автомобильного 31.1% и дизельного топлива 37.9% от общего объема поставок соответствующих видов нефтепродуктов на территорию области.
На данном уровне рынка региональным представителем ОАО «НК «Альянс» на территории Амурской области является ОАО «Амурнефтепродукт» (доля в уставном капитале 80.06%), представителем ОАО «НК «Роснефть» - ООО «РН - Востокнефтепродукт» в лице филиала (доля в уставном капитале более 50%).
В тройку крупных оптовых продавцов нефтепродуктов на территории области в 2008г. вошли:
o   ООО «Дальневосточная нефтяная компания» по дизельному топливу;
o   ООО «Идеал» по бензину марки А-76, по бензину марки АИ-92 и (его налогов) и по бензину марки АИ 95 (его аналогов);
Из 19 хозяйствующих субъектов, осуществляющих перепродажу нефтепродуктов на территории Амурской области, 9 (или 47,4%) – ООО «Аметис», ОАО «Амурнефтепродукт», ЗАО «АНК», ИП Шальнев, ИП Дражнюк, ОАО «Прииск «Соловьевский», ООО «ТЗК «Аэропорт-Благовещенск», ООО «Игвас», ОАО «Бамнефтепродукт» имеют в собственности (пользовании) нефтебазы. ОАО «Амурнефтепродукт» является одним из ведущих, в плане владения объектами инфраструктуры. Ему принадлежит 30.98% емкостей нефтебаз (нефтехранилищ) Амурской области. На нефтебазах ООО «Аметис», ООО «ТЗК «Аэропорт-Благовещенск» и ЗАО «АНК» сосредоточено 0.54%, 3.14% и 6.96% соответственно емкостей для хранения светлых нефтепродуктов на территории области.
Необходимо отметить, что ОАО «Амурнефтепродукт» является организацией с хорошо отлаженной структурой, установившимися связями с поставщиками, технологий, отвечающей нормам и правилам. ОАО «Амурнефтепродукт» состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «автомобильные бензины» в рамках географических границ территории Амурской области.
Определение уровня концентрации товарного рынка
Первичный и вторичный оптовые рынки реализации нефтепродуктов на территории Амурской области, в разрезе видов топлива относятся к рынкам высокой концентрации за исключением первичного товарного рынка дизельного топлива и вторичного рынка оптовой реализации бензина автомобильного марки АИ-92 , которые относятся к рынкам умеренной концентрации, но с недостаточно развитой конкуренцией.
Барьеры входа на товарный рынок
Для входа на оптовый и мелкооптовый рынки нефтепродуктов Амурской области новых хозяйствующих субъектов существуют следующие барьеры:
ü отсутствие у большинства участников исследуемых рынков нефтебаз (нефтехранилищ), железнодорожных путей, железнодорожных тупиков;
ü высокий уровень затрат на строительство нефтебаз (нефтехранилищ) и большие сроки окупаемости капитальных вложений;
ü лицензирование деятельности по эксплуатации нефтебаз (нефтехранилищ);
ü высокий уровень расходов на содержание и эксплуатацию резервуарного парка;
ü удаленность Амурской области от центральных регионов Российской Федерации ограничивает выбор поставщика нефтепродуктов;
ü монополизация рынка двумя крупными нефтяными компаниями, осуществляющих весь цикл добычи и переработки нефти – ОАО «НК «Альянс» и ОАО «НК «Роснефть», сдерживает развитие конкурентных отношений на рассматриваемых рынках;
ü недостаток нефтебаз.
Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
За исследуемый период наблюдалось увеличение спроса на бензин автомобильный и, наоборот, снижение ввоза дизельного топлива по сравнению с 2007, 2006 годами.
На рассматриваемых рынках в 2008 году наблюдалось снижение уровня концентрации по сравнению с 2007 годом.
Таблица 3
Уровень концентрации оптового рынка нефтепродуктов на территории Амурской области в разрезе видов топлива в 2007 и 2008 годах

 

 

Наименование товарного рынка
Коэффициент рыночной концентрации
в 2008 году,
%
Коэффициент рыночной концентрации в 2007 году,
 %
 
Снижение (увеличение)в 2008 году по сравнению с 2007 годом,
 %
Первичный рынок:
 
 
 
Поставка бензина автомобильного марки А-76;
71,86
86.77
-14,91
Поставка бензина автомобильного марки АИ-92;
81,75
88,80
-7,05
Поставка бензина автомобильного марки АИ-95;
97,11
97,08
+0,003
Поставка бензина автомобильного марки АИ-98;
100
100
0
Поставка дизельного топлива
69,43
88,91
-19,48
Вторичный рынок:
 
 
 
Оптовая реализация бензина автомобильного марки А-76;
74,21
73,29
+0.92
Оптовая реализация бензина автомобильного марки АИ-92;
65,84
83,22
-17,38
Оптовая реализация бензина автомобильного марки АИ-95;
83,64
83,23
+0,41
Оптовая реализация бензина автомобильного марки АИ-98;
100,00
100,00
0
Оптовая реализация дизельного топлива
80,32
84,63
-4,31

 

Проведенный анализ показал, что оптовые, мелкооптовые рынки реализации автомобильного бензина марок А-76 (АИ-80), АИ-92 (АИ-91, АИ-93), АИ-95 (АИ-96), АИ-98 и дизельного топлива на территории Амурской области являются рынками с неразвитой конкуренцией. Лидируют на этих рынках хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц вертикально-интегрированных компаний ОАО «НК «Альянс» и ОАО «НК «Роснефть». 
 Значительная часть поступивших в область нефтепродуктов перепродается, что накладывает отпечаток на уровень цен. В 2008г. объем продаж на вторичном оптовом рынке составил 31,1% и 37.9% от объема поставок бензина автомобильного и дизтоплива соответственно на территорию области. По результатам опроса 32 оптовых перепродавцов нефтепродуктов 17.9% из них ответили, что основными проблемами   во взаимоотношениях их с оптовыми продавцами являются: хаотичное изменение рыночных цен, недостаток денежных средств, не всегда высокое качество товара, недостаточно развитая конкуренция, повышение цен на электроэнергию, внесение предоплаты за поставку нефтепродуктов. 60.8% опрошенных продавцов не имеют возможности приобрести нефтепродукты у других оптовых продавцов по причинам: нет свободных нефтебаз, отсутствие возможности хранения нефтепродуктов на нефтебазе, наличие организаций-посредников.
Основными перепродавцами продуктов нефтепереработки на территории Амурской области являются ОАО «Амурнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт».