• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ рынка услуг предоставления доступа к сети интернет в Амурской области

Амурское УФАС России во исполнение поручения ФАС России № ПС/24749 от 03.08.2010 провело анализ рынка услуг предоставления доступа к сети Интернет в Амурской области.

Целью данного анализа является оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет в Амурской области.

Для анализа товарного рынка использовались следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 «Об утверждении правил оказания услуг связи по передаче данных».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 «Об

утверждении правил оказания телематических услуг связи».

  1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД).

Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет проводилось по следующим параметрам товарного рынка:

1. Определение временного интервала исследования.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

3. Определение географических границ товарного рынка.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

7. Барьеры входа на товарный рынок.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

1. Определение временного интервала исследования

Временным интервалом исследования рынка услуг предоставления доступа к сети Интернет является 1 полугодие 2010 года. Выбор интервала производился с учетом целей настоящего исследования, особенностей и характеристик товарного рынка.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

Товарные границы исследуемого рынка определены, исходя из характеристик и свойств товара, а также установления принадлежности товара к классификационной группе с использованием действующих классификаторов и справочников. Определение товарных границ произведено с учетом показателей, характеризующих условия потребления данного товара, условий его реализации, уровень удовлетворения спроса с учетом критерия возможной взаимозаменяемости.

Услуги предоставления доступа к сети Интернет выделяются в отдельный рынок на основании  функционального назначения товара – получения доступа к сети Интернет с целью использования ресурсов сети Интернет, документальной электросвязи, иных сервисов.

Для целей настоящего анализа не рассматриваются услуги предоставления доступа к сети передачи данных с целью получения услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (IP-телефония).

В соответствии со статьей 2 Закона о связи услуги предоставления доступа к сети передачи данных относятся к услугам связи и по ОКВЭД классифицируются как «деятельность в области документальной электросвязи» (код 64.20.12).

Анализ товарного рынка проведен с учетом принципа технологической нейтральности по двум товарным группам:

-рынок услуг по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет;

- рынок услуг по предоставлению коммутируемого доступа к сети Интернет.

3. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами. В качестве товара (услуги) в данном случае выступают услуги предоставления доступа к сети Интернет.

Географическими границами исследования товарного рынка предоставления доступа к сети Интернет были выбраны границы субъекта Российской Федерации – Амурской области.

4.Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

Рынок доступа к сети передачи данных по кругу покупателей можно разделить на два самостоятельных рынка:

1. Рынок доступа к сети Интернет (передачи данных), где круг покупателей определен совокупностью конечных пользователей, использующих данные услуги в личных и служебных целях.

2. Магистральный или операторский доступ к сети передачи данных, где круг покупателей определен совокупностью операторов связи, использующих данные услуги для организации собственной сети передачи данных и покупающих трафик для дальнейшей перепродажи.

Для достижения целей настоящего исследования рассматривался только рынок услуг по предоставлению доступа к сети Интернет его конечным потребителям.

Покупателями товара (услуги) на исследуемом рынке являются физические и юридические лица.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Основным показателем для расчета объема исследуемого товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов является объем реализации услуг (объем продаж).

Анализ долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг доступа к сети Интернет по объему их реализации в натуральном и стоимостном выражении при организации соединения по коммутируемому и широкополосному доступу показал, что лидирующее положение занимает Амурский филиал ОАО «Дальневосточная компания электросвязи».

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

Проведенный анализ товарного рынка показал, что рынки услуг широкополосного и коммутируемого доступа к сети Интернет Амурской области относятся к высококонцентрированному типу товарных рынков.

7. Барьеры входа на товарный рынок

Амурское УФАС России в ходе исследования товарного рынка услуг предоставления доступа к сети Интернет выявило ряд труднопреодолимых барьеров как административного, так и экономического характера.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Исследуемый товарный рынок услуг по предоставлению доступа к сети Интернет в Амурской области, несмотря на выявленные тенденции развития в последние годы, в том числе увеличение числа операторов связи, оказывающих данный вид услуг, повышение спроса со стороны потребителей и качества оказываемых услуг, появление новых технологий доступа, относится к высококонцентрированному типу рынков. Признаками доминирования на рынке обладает Амурский филиал ОАО «Дальневосточная компания электросвязи»