Обзор товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения Амурской области

Обзор товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Амурской области осуществляется по заданию ФАС России (приказ ФАС России от 06.02.2008 № 28, приказ ФАС России от 04.03.2010 № 106).

Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Амурской области проводится в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее – Порядок), по следующим параметрам товарного рынка:

1)     общие положения;

2)     определение временного интервала исследования товарного рынка;

3)     определение продуктовых границ товарного рынка;

4)     определение географических границ товарного рынка;

5)     определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

6)     расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

7)     определение уровня концентрации товарного рынка;

8)     определение барьеров входа на товарный рынок;

9)     оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Общие положения

Амурская область располагается на юго-востоке Российской Федерации и является частью Даль­невосточного федерального округа. Общая площадь области - 361,9 тыс. кв. км, что составляет 2,1 %  территории Российской Федерации.

Амурская область граничит с четырьмя субъектами Российской Федерации: на севере - с Республикой Саха (Якутия), на восто­ке - с Хабаровским краем и Еврейской автономной областью, на западе - с Забайкальским краем. На юге области проходит граница с Китайской Народной Республикой.

Транспортный комплекс Амурской области представлен железнодорожным, автомобильным, внутренним водным, городским электрическим (троллейбусным) и воздушным транспортом, каждый из которых играет определенную роль в транспортной системе области, выполняя свою функцию в обслуживании экономики и населения.

Через территорию области проходят две крупнейшие железнодорожные магистрали федерального значения: Транссибирская магистраль с выходом через территорию Хабаровского края на морские порты Приморья (Находка, Восточный, Владивосток) и участок Дальневосточной железной дороги с выходом на порты Хабаровского края (Ванино и Советская Гавань).

Сеть автомобильных дорог Амурской области составляют федеральные автомобильные дороги «Амур» Чита – Хабаровск и «Лена» Невер – Якутск, а также территориальные дороги, обеспечивающие внутриобластные перевозки и транспортную связь с Хабаровским и Забайкальским краями, Республикой Саха (Якутия).

По данным официальной статистики протяженность автомобильных дорог Амурской области составляет 16 683,6 км, из них: федерального значения – 1 487,6 км; регионального значения – 6 184,6 км; местного значения – 9 011,4 км.

Социально-экономическое развитие области сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и предприятий различных видов экономической деятельности. В удовлетворении этого спроса особая роль принадлежит автомобильному транспорту, который способен не только значительно повысить уровень мобильности населения, но и обеспечить высокие темпы экономического роста. Транспортные услуги входят в состав группы жизнеобеспечивающих услуг, на которые в последние годы сформировался устойчивый спрос.

Значение автомобильного транспорта для Амурской области также определяется спецификой географического положения региона, когда для многих населенных пунктов автотранспорт является единственным средством доставки грузов и пассажиров.

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в качестве исходной информации использовались:

·        сведения Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

·        сведения министерства экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области;

·        сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области;

·        Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст;

·        Приказ Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации» от 14.08.2003 № 178.

Временной интервал исследуемого рынка

В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы, утвержденного Приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28  и Приказом ФАС России от 04.03.2010 № 106, временной интервал для обзора товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения охватывает 2009 год – первое полугодие 2010 года.

Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы рынка определяются, исходя из характеристики и свойств товара, а также установления принадлежности товара к классификационной группе с использованием действующих классификаторов, справочников.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 № 454-ст (ОКВЭД) услуги по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения могут быть отнесены к следующей товарной группе:

РАЗДЕЛ I ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

60 Деятельность сухопутного транспорта

60.2 Деятельность прочего сухопутного транспорта

60.21 Деятельность прочего сухопутного транспорта, подчиняющегося расписанию

60.21.13 Междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.

Услуги по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения не могут быть заменены на услуги внутригородских автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию (код по ОКВЭД 60.21.11), что связано с особенностью спроса на данном товарном рынке по территориальному критерию.

Теоретически заменой исследуемой товарной группе (услуге)  могут стать услуги магистрального пассажирского транспорта (код по ОКВЭД 60.10.11), услуги такси (код по ОКВЭД 60.22), услуги воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код по ОКВЭД 62.10.1). Однако на сегодняшний день услуги такси и воздушного пассажирского транспорта не могут рассматриваться как взаимозаменяемые услугам по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения по ценовому критерию. Пассажирские авиаперевозки в данных направлениях также не могут выступать в качестве заменителя по причине их нерегулярности. Например, рейсы из административного центра Амурской области (г. Благовещенск) в административные центры граничащих субъектов (города Биробиджан, Чита, Хабаровск, Якутск) отправляются не чаще трех раз в неделю, а по некоторым направлениям и вовсе один раз.

Получается, что единственным и главным заменителем услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Амурской области стали железнодорожные пассажирские перевозки, отвечающие требованиям, предъявляемым потребителями данных услуг, а именно к регулярности и скоростному режиму таких перевозок, к их ценовой доступности и уровню безопасности.

На сегодняшний день состояние межсубъектных пассажирских перевозок в Амурской области по видам транспорта можно оценить следующим образом:

1) перевозки воздушным транспортом – дорогой и ограниченный направлением регулярных маршрутов вид перевозок для Амурской области;

2) услуги перевозок на такси – данный вид перевозок хоть и отличается своей мобильностью и регулярностью, но не подходит по ценовому критерию;

3) перевозки железнодорожным транспортом – наиболее приемлемый вариант для межсубъектных перевозок, который и забрал на себя все функции на данном товарном рынке.

Географические границы товарного рынка

Под географическими границами товарного рынка в соответствии с пунктом 23 Порядка понимается территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести исследуемый товар (услугу) и не имеют возможности приобретения на сопоставимых условиях за ее пределами.

В нашем случае товаром (услугой) на исследуемом рынке будут являться услуги по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Амурской области.

Перевозчик, получивший лицензию на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), может осуществлять деятельность на территории Российской Федерации. В свою очередь для покупателя пассажирские перевозки подразделены по территориальному признаку на городские, пригородные, междугородные и международные.

Учитывая географическое положение Амурской области, с ее территории могут осуществляться автотранспортные перевозки пассажиров по межсубъектным маршрутам регулярного сообщения в населенные пункты Еврейской автономной области, Забайкальского края, Хабаровского края, республики Саха (Якутия).

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

В ходе исследования товарного рынка было установлено, что на территории Амурской области в период с 2009 по первое полугодие 2010 года действующих межсубъектных маршрутов регулярного сообщения по перевозке пассажиров автотранспортом не существовало.

По данным министерства экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области,  в декабре 2007 года по ходатайству перевозчика ООО «Райчихинское пассажирское автотранспортное предприятие» Минтрансом РФ по согласованию с исполнительными органами государственной власти Амурской и Еврейской областей открыт единственный на территории  Амурской области межсубъектный автобусный маршрут № 300 «п.г.т. Архара – г. Облучье». После шести месяцев работы в мае 2008 года перевозчик прекратил регулярные перевозки на указанном межсубъектном маршруте в связи с убыточностью рейсов, вызванной изменением расписания пригородного поезда «Архара-Облучье».

В настоящее время министерством экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области в соответствии с Соглашением «О торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве между Правительством Хабаровского края и Правительством Амурской области» по предложению Правительства Хабаровского края рассматривается вопрос о возможности согласования открытия межрегионального автобусного маршрута общего пользования «г. Хабаровск – г. Биробиджан – г. Благовещенск». По предложению представителей Амурской области и достигнутой предварительной договоренности, обслуживание вновь открываемого маршрута планируется на паритетной основе, то есть перевозчиками Хабаровского края и Амурской области. В ноябре-декабре 2009 года были проведены мероприятия по комиссионному обследованию предполагаемого к открытию маршрута. Точная дата открытия на сегодняшний день не установлена.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка

Поскольку в исследуемом временном интервале (2009 год – первое полугодие 2010 года) не было выявлено ни одного хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Амурской области, определение объема и уровня концентрации товарного рынка, а также долей хозяйствующих субъектов на рынке в ходе анализа не проводилось.

Определение барьеров входа на товарный рынок

При проведении обзора товарного рынка были выявлены следующие административные и экономические барьеры входа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения:

1) Необходимость получения лицензии, дающей право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять перевозки пассажиров по регулярным маршрутам между субъектами Российской Федерации (в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации» от 14.08.2003 № 178).

2) Большая протяженность дорог между субъектами РФ,  расположенными на территории Дальнего Востока, влияющая в конечном итоге на стоимость услуг по перевозке пассажиров на межсубъектных маршрутах и формирование слабого спроса со стороны населения на данный вид перевозок. По этой же причине для перевозчиков данная сфера остается нерентабельной. В качестве примера: расстояние между областным центром Амурской области (г. Благовещенск) и краевым центром Хабаровского края  (г. Хабаровск)  составляет 650 км, между г. Благовещенск и г. Биробиджан (Еврейская автономная область) – 475 км, между г. Благовещенск и г. Чита (Забайкальский край) – 1600 км, между г. Благовещенск и г. Якутск (республика Саха (Якутия)) – 1875 км.

3) Неудовлетворительное качество имеющихся дорожных покрытий, сказывающееся, во-первых, на комфортабельности поездок на дальние расстояния для пассажиров и, во-вторых, на техническом состоянии транспортных средств потенциальных перевозчиков.

4) Наличие развитой транспортной системы других видов транспорта.

Все вышеперечисленные барьеры входа на товарный рынок оказывают существенное влияние на перспективы развития исследуемого рынка транспортных услуг в Амурской области.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Проведенный обзор товарного рынка показал, что рынок услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на межсубъектных маршрутах регулярного сообщения в Амурской области не развит. На сегодняшний день на рынке нет ни одного хозяйствующего субъекта, который бы осуществлял пассажирские перевозки на межсубъектных маршрутах. Можно предположить, что в случае открытия планируемого маршрута «г. Хабаровск – г. Биробиджан – г. Благовещенск», рассматриваемый рынок будет относиться к рынку с неразвитой конкуренцией и будет являться высококонцентрированным.

Преодоление существующих барьеров входа хозяйствующих субъектов на товарный рынок межсубъектных пассажирских перевозок положит начало для развития данного рынка в Амурской области, положительно скажется на  уровне конкуренции.