Анализ рынка авиаперевозок, проходящих через аэропорт Благовещенск по маршруту г.Благовещенск - г.Москва и г.Москва - г.Благовещенск

Аналитическая работа проведена Амурским УФАС России во исполнение Приказа ФАС России от 18.08.2008 № 523 «О проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке авиаперевозок, проходящих через аэропорт Благовещенск по маршруту г.Благовещенск - г.Москва и г.Москва - г.Благовещенск», в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

Целью исследования является определение состояния конкуренции на рынке авиаперевозок, проходящих через аэропорт г. Благовещенск по маршруту г.Благовещенск - г.Москва и г.Москва - г.Благовещенск.

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации использовались:

- информация, предоставленная ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск»;
            - сведения хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг,   утвержденный    постановлением    Госстандарта   РФ   от  6 ноября 2001 № 454-ст и Общероссийский классификатор продукции, утверждённый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 №301.
 
Определение временного интервала исследования товарного рынка
 
В связи с тем, что состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих авиаперевозки по данному маршруту, в первом полугодие 2009 года по сравнению с 2008 годом существенно изменился (из четырех авиакомпаний на данном рынке осталась одна - ОАО «Авиакомпания «Якутия»), временной интервал исследования товарного рынка в данном случае определен как первое полугодие 2009 года.
 
Определение продуктовых границ товарного рынка
 
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 № 454-ст (ОКВЭД) товаром являются «услуги по пассажирским авиаперевозкам, проходящим через аэропорт г. Благовещенск по маршруту г.Благовещенск - г.Москва и г.Москва - г.Благовещенск» (код по ОКВЭД – 62.10.1).
 
 
Определение географических границ товарного рынка
 
В соответствии с приказом ФАС России от 18.08.2008 №523 «О проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке авиаперевозок, проходящих через аэропорт г. Благовещенск по маршруту г.Благовещенск - г.Москва и г.Москва - г.Благовещенск» географические границы товарного рынка определены в рамках границ авиаперевозок по маршруту г.Благовещенск - г.Москва и г.Москва - г.Благовещенск.
 
Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
 
Продавцами на рынке перевозок воздушным транспортом являются авиапредприятия, авиакомпании, осуществляющие пассажироперевозки воздушным транспортом по маршрутам г. Благовещенск - г. Москва и г. Москва - г. Благовещенск. Покупателями являются физические лица, приобретающие данные услуги.
 
На товарном рынке пассажироперевозок по маршруту г.Благовещенск - г.Москва и г.Москва - г.Благовещенск в 1 пол. 2009 года осуществляли деятельность следующие хозяйствующие субъекты:
1. ОАО «Авиакомпания «Трансаэро»;
2. ОАО «ВладивостокАвиа»;
3. ОАО «Авиакомпания «Якутия».
 
Определение уровня концентрации товарного рынка
 
Для определения уровня концентрации исследуемых товарных рынков рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR-3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Проведенный анализ показал, что для данного товарного рынка в первой половине 2009 года характерен высокий уровень концентрации. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составляет 5475,22, что говорит о том, что товарный рынок являются высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.
 
Определение барьеров входа на товарный рынок
 
При проведении анализа товарного рынка, основываясь на информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявлены следующие барьеры входа хозяйствующих субъектов на рынок авиаперевозок:
1.Значительный размер первоначального капитала, который необходим для развертывания деятельности хозяйствующего субъекта на данном рынке.
2. Постоянный рост цен на авиа горюче-смазочные материалы и их высокая стоимость является основным препятствием на пути привлечения новых авиа перевозчиков. По этой же причине фактически отсутствует возможность создания конкурентной среды в этом сегменте, что в результате ставит под сомнение возможность снижения тарифов на авиаперевозки, а это в свою очередь не позволяет увеличить объем работ в аэропортах Амурской области.
3. Низкий уровень платежеспособности населения.
4. Наличие развитой транспортной системы других видов транспорта.