Анализ рынка услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами на территории г. Тында и Тындинского района Амурской области

Амурским УФАС России проведен анализ рынка услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами в г.Тында и Тындинском районе в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

Целью данного анализа является определение положения ОАО «Амурфармация» на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами.

Временной интервал

Временной интервал исследования - 2008, 2009 годы.

Продуктовые границы

Продуктовыми границами исследуемого рынка являются услуги розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (код 52.3 ОКВЭД), в том числе розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31 ОКВЭД).

Продавцами на рынке оказания услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Покупателями услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами являются физические лица.

Географические границы

Анализ проводится в географических границах:

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->г.Тында;

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Тындинский район;

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->г.Тында и Тындинский район.

Состав хозяйствующих субъектов

По результатам аналитического исследования Амурским УФАС России рынка оказания услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами установлено, что в географических границах г.Тында и Тындинского района в 2008 году осуществляли деятельность 11 хозяйствующих субъектов, в 2009 году 14 хозяйствующих субъектов. Реализация товара производилась в 2008 году через 22 аптечных учреждений, в 2009 году - 30 аптечных учреждений.

                                                                                                                     Таблица 1

Количество хозяйствующих субъектов в разрезе локальных рынков

 

 

 

Количество хозяйствующих субъектов, ед.

г.Тында и Тындинский район

г.Тында

Тындинский район

2008 год

Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами

 

11

 

9

 

5

Розничная торговля фармацевтическими товарами

11

9

5

 

2009 год

Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами

 

14

 

12

 

5

Розничная торговля фармацевтическими товарами

14

12

5

 

Определение объема товарного рынка и  долей хозяйствующих субъектов

В 2008 году объем рынка розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами составил 86356.0 тысяч рублей, в том числе товарооборот розничной торговли фармацевтическими товарами лекарственных средств 71074.9 тысяч рублей, что составило 82.3 %. В 2009 году объем рынка розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами составил 149043.2.0 тысяч рублей, в том числе товарооборот розничной торговли фармацевтическими товарами 113487.7 тысяч рублей, что составило 76.1%.

Проведенный анализ товарного рынка подтвердил, что ОАО «Амурфармация» обладает признаками доминирования на исследуемом товарном рынке.

Уровень концентрации товарного рынка

Анализ показателей определил, что структура рынка розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами определяет принадлежность его к высококонцентрированному типу рынка.

Барьеры входа на товарный рынок

Вход новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, ограничен рядом существенных барьеров, которые выявлены при проведении данного исследования в ходе проведенного опроса респондентов. По представленной информации хозяйствующих субъектов (всего 13 респондентов) 69.2 % отметили высокий уровень конкуренции на данном рынке; 53.8 % респондентов отметили низкую платежеспособность населения и высокую арендную плату; 15.4 % указали на трудности при получении разрешительных документов на осуществление деятельности местной администрации; 15.4 % респондентов отметили высокую величину устанавливаемых торговых надбавок; 7.7 % респондентов указали на высокие банковские проценты и 7.7 % респондентов отметили, при отсутствии собственного производства лекарственных средств, возникают трудности с поставщиками продукции.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Говорить о развитой конкурентной среде на товарном рынке розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами нет оснований, так как данный товарный рынок относится к высококонцентрированному рынку.

Вывод:

Проведенные аналитические исследования Амурским УФАС России товарного рынка розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами показали, что в географических границах г.Тында, Тындинского района Амурской области осуществляют деятельность небольшое количество хозяйствующих субъектов. Увеличение количества хозяйствующих субъектов в 2009 году по сравнению с 2008 годом на исследуемом товарном рынке привело к снижению доли ОАО «Амурфармация» с 45.35 % до 38.21 % (по товарообороту в географических границах г.Тында и Тындинского района), однако ОАО «Амурфармация» продолжает занимать на товарном рынке розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами долю более 35 %.