Доклад о правоприменительной практике Амурского УФАС России

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Одним из основных направлений борьбы с коррупцией в сфере экономики - это контроль в сфере размещения государственных и муниципальных заказов,  принятие мер по устранению коррупционных факторов.

А в том, что коррупционные проявления в этой сфере не сокращаются подтверждает значительный рост в 2009 году количество жалоб, поступивших в Амурское УФАС России на действия как заказчиков и организаторов размещения заказов, так и комиссий, созданных для проведения таких процедур. Поступило  без малого 200 жалоб, что почти в 2 раза больше, чем в предыдущем году. При этом наметилась четкая тенденция увеличения в общем количестве подаваемых жалоб – необоснованных жалоб и жалоб, подаваемых с нарушением установленного порядка. Почти четверть жалоб была отозвана или возвращена заявителям без рассмотрения по указанным причинам. Около половины рассмотренных жалоб признаны необоснованными. С одной стороны это характеризует доверие к антимонопольному органу, с другой – необоснованный срыв размещения заказа, лоббирование своих интересов через понуждение заказчиков пойти на уступки поставщику.

Всего было рассмотрено в прошедшем году 141 жалоба и касались они 301 заказа.

Более половины (52%) рассмотренных жалоб признаны обоснованными. 211 заказов или 70 % из проверенных в ходе рассмотрения жалоб на общую сумму 1018 млн. рублей признаны размещенными с нарушением закона.

Наибольшее количество  жалоб касались нарушений в следующих сферах:

- строительство, ремонт и реконструкция зданий и сооружений – 34%;

- образование – 18%. Особую озабоченность в данной сфере вызывают закупки администрации г. Зеи и Зейского района для общеобразовательных заведений этих муниципальных образований;

- медицины (закупок лекарственных средств и медоборудования) - 13,5%;

- ЖКХ (поставка котлов и ремонт котельного оборудования) – 10%;

- охраны объектов и обслуживание систем охраны и сигнализации – 7%;

- услуг ОСАГО –  3,5%;

- медстрахование – 2%.

Наибольшее количество жалоб поступило на областных (40%) и муниципальных (36%) заказчиков.

В ходе их рассмотрения выявлено 791 нарушение законодательства о размещении заказов, из них 201 - по заказам для федеральных нужд, 188 – для областных нужд и 402– для муниципальных нужд.

Наиболее часто нам пришлось столкнуться со следующими нарушениями:

1.      необоснованный отказ в допуске (наиболее распространенное нарушение). Встречаются и случаи, когда заказчики не устанавливают в документации требования о необходимости декларирования о том, что сделка для него является крупной, о том, что субъект является субъектом малого предпринимательства, не находится в стадии банкротства, ликвидации и т.д. непосредственно в форме заявки. Предприниматели, заполняя форму заявки, не декларируют эти факты, поскольку форма заявки их не отражала, в результате происходит отказ в допуске;

2.      установление завышенных требований к участникам торгов;

3.      установление завышенных требований к товару, а также указание товарных знаков, производителей, знаков обслуживания без ссылки на эквивалент;

4.      выбор неверного способа размещения заказов (проведение конкурса вместо аукциона);

5.      установление критериев оценки, не предусмотренных законом и применение иного порядка оценки, чем предусмотрено документацией или законом;

6.      нарушение процедуры проведения аукциона;

7.       объединение в один лот товаров, работ и услуг, не являющихся предметом торгов;

8.       отсутствие в документации обязательных сведений о товаре, объеме работ и иные характеристик, установленных законом;

9.       необоснованный выбор победителя.

        Новым и уже достаточно распространенным видом нарушений, появившимся в этом году – сговор участников аукциона торгах. По материалам, поступившим в управление в настоящее время проводится проверка, результатом которой явится, скорее всего, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Рассчитываем, что в текущем году с введением электронных аукционов проблема эта решится и мы забудем о сговорах.

Считаем, что данные факты необходимо рассматривать как мошенничество и применять по ним пресекательные меры.

Для устранения выявленных нарушений управлением в 2009 году выдано 65 предписаний, из которых 64 были исполнены. 1 не исполненное предписание обжаловано в суд. Решение по нему арбитражным судом еще не принято. По 5-м жалобам антимонопольным органом были приняты решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании размещений заказов недействительными. Всего в этом году было подано 6 заявлений в суд с требованием признания заказов недействительными. По всем заявлениям приняты положительные решения. При этом в 4-х случаях (дела касались выбора неверного способа размещения заказа при закупке котлов) арбитражным судом отказано в применении последствий недействительности сделки в связи с тем, что такое решение могло повлечь тяжкие социальные последствия для населения г. Свободного и Серышевского района. По 1-му делу  применены последствия недействительности сделки. Автомобиль, приобретенный  федеральным заказчиком, должен быть возвращен поставщику.

После исполнения предписаний решения по 9 делам были обжалованы в суде. По 2-м их них решение управления отменено в отдельной части, по 4-м – приняты решения в пользу антимонопольного органа.  2 решения признаны незаконными (одно из них не вступило в законную силу). С последними решениями мы не согласны, по ним готовятся жалобы в вышестоящие инстанции.

Отрадно отметить, что в 2009 году значительно активизировались действия заказчиков по направлению в Амурское УФАС России обращений о включении сведений о лицах, уклоняющихся от заключения контракта и лицах, нарушающих существенные условия заключенных контрактов в реестр недобросовестных поставщиков. По 26 обращениям принято решений о включении 13 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр недобросовестных поставщиков.  При этом некоторые лица включались в реестр несколько раз по обращениям различных заказчиков. К таковым относится ООО «Бизнес и Аналитика». В ходе рассмотрения таких обращений Амурским УФАС выявлялись признаки и других правонарушений, материалы по которым были переданы в правоохранительные органы Амурской области для проверки на наличие в них преступлений, наказуемых в соответствии с УК РФ.

Наиболее действенной мерой в борьбе с коррупцией является усиление административной ответственности за нарушения в сфере закупок для государственных нужд.

Дела об административных правонарушениях возбуждались как по фактам, выявляемых при рассмотрении жалоб и обращений, так и по материалам, поступающим от контролирующих органов.

За 2009 год было возбуждено 197 дел об административных правонарушениях, что более, чем на 80% больше, чем в предыдущем году. По ним вынесено 60 постановлений о привлечении лиц к ответственности в виде штрафа на сумму 2633 тыс. руб., что почти в 3  раза больше, чем в 2008г. В том числе:

- 35 % по статье 7.29 КоАП РФ;

- 53,3 % по статье 7.30 КоАП РФ,

- 1,7 % по статье 7.31. КоАП РФ;

- 10 % по статье 7.32. КоАП РФ.

В прошедшем году в Амурское УФАС России поступило 39 материалов от районных и областных  прокуроров о возбужденном административном производстве.

По ним принято 10 решений  о привлечении должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков к административной ответственности в виде штрафа.

По 3-м постановлениям было отказано в привлечении к ответственности. Данные решения были обжалованы в суде и оставлены судом в силе. Ряд постановлений было возвращено для доработки и устранения нарушений.

53% постановлений от принятых управлением постановлений были обжалованы в суде. 37% от обжалованных и 20% от принятых постановлений отмены судом. В 4-х случаях приняты решения о направлении дел на новое рассмотрение в антимонопольный орган.

Принимая решение по делам об административных правонарушений, возбужденных в отношении должностных лиц заказчиков, судебные органы исходят, прежде всего, от соразмерности предъявленного к уплате штрафа и совершенного правонарушения, личности и благосостояния лица, привлеченного к административной ответственности, «существенности» нарушения.

В практике встречаются случаи, когда суд констатирует вред, причиненный нарушителем общественным интересам, но отменяет решение антимонопольного органа о привлечении виновного лица к ответственности.

Практически каждое принятое судом решение обжалуется либо в областной суд как антимонопольным органом, так и лицом, привлеченным к ответственности, либо в органы прокуратуры. Несколько решений по административным делам были обжалованы в ФАС России.  По ряду решений, принятых судом общей юрисдикции Амурское УФАС России обращалось в прокуратуру Амурской области  с заявлением о принесении протеста на судебное решение. 

Кроме того, в 2009 году Амурским УФАС были поданы жалобы в Квалификационную коллегию судей Амурской области по 5 делам, рассмотренным судьей Благовещенского городского суда Чучумаевым Н.Н.

Вся процедура обжалования по каждому делу очень длительная. Часто в период обжалования истекают сроки привлечения к ответственности, что позволяет виновным лицам избежать административной ответственности за правонарушение. Прямое нарушение процессуальных и материальных норм, затягивание сроков рассмотрения дел, использование нормативного вакуума в отдельных сферах народного хозяйства, и федерального законодательства, регламентации использования бюджетных средств позволяет судам принимать решения, не стимулирующие ответственность виновных лиц за расходование бюджетных средств, безнаказанность, развитие злоупотреблений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Наиболее острой проблемой при привлечении физических (должностных) лиц к административной ответственности – установление самих должностных лиц, ответственных за совершаемые государственным или муниципальным заказчиком действия, а также принимаемые ими решения. Как правило, в должностных регламентах государственных и муниципальных служащих не прописаны обязанности по совершению конкретных действий, связанных с размещением заказов, отсутствуют внутренние ненормативные акты, которыми бы данные полномочия и ответственность на них была возложена. В результате за допущенные заказчиками нарушения административная ответственность на должностных лиц этих заказчиков, не отвечающих за данные действия возложена быть не может, что приводит к полной неэффективности действий уполномоченного в сфере контроля органа по привлечению к административной ответственности виновных в правонарушении должностных лиц.  

Остаются нерешенными проблемы по выявлению местожительства или регистрации лиц, привлекаемых к ответственности, своевременного их уведомления и вручения им административных актов. Не меньшей проблемой является и уведомление этих лиц (в том числе членов котировочных, конкурсных, аукционных комиссий) о возбуждении в отношении их административного производства, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (рассмотрении дела), о составленном протоколе, уведомление об отложении дела, поскольку ими предпринимаются мыслимые и немыслимые меры по не получению каких-либо писем, телеграмм, извещений и другой корреспонденции по административному производству.

В 2009 году управлением взыскано 1134 тыс. руб. или 43% от наложенных штрафов. По 13 постановлениям на сумму 470 тыс. руб. направлены сведения в отделения Федеральной службы судебных приставов по Амурской области для принудительного взыскания. Остальные постановления находятся на стадии исполнения.

По материалам, в которых управлением усматривались признаки преступлений Амурское УФАС направило в правоохранительные органы в 2009 году материалы по ФГУ Амурской области «Управление Амурмелиоводхоз», ООО «Формоза - Амур», ООО «Бизнес и Аналитика». После проверки этих материалов состава преступления не установлено.