Доклад об административных барьерах

В мае 2009 г. Амурским УФАС России по заданию ФАС России  были проведены проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства органами власти Амурской области и органом местного самоуправления  г. Благовещенска при издании  этими органами нормативных правовых актов, регулирующих оборот алкогольной продукции на региональном  и местном рынках.

Кроме этого в дополнение к указанным  проверкам в июне 2009 г. были проанализированы действия органов  власти Амурской области, связанные с введением и проведением на территории области процедуры добровольной сертификации иной продукции, реализация которой осуществляется на территории Амурской области, а также действия органов власти по созданию преференциальных условий для местных поставщиков, производителей и формированию барьеров для поставщиков из других субъектов Российской Федерации.

По результатам проверки установлено, что  нормативные правовые акты Администрации Амурской области и Администрации г. Благовещенска приняты в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

Нормативные правовые акты Правительством Амурской области по введению системы добровольной сертификации «Амурское качество» не принимались. После  принятого решения Амурским УФАС России в 2006 году о признании нарушившим ГУП Амурской области «Амур-качество» в связи с осуществлением им дополнительной сертификации алкогольной продукции  п.1 ст.7  Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», указанный хозяйствующий субъект прекратил осуществление указанных функций. В настоящее время ГУП Амурской области «Амур-качество» не осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность и находится в стадии ликвидации.

При анализе действий органов власти Амурской области, связанных с введением и проведением на территории Амурской области процедур добровольной сертификации продукции, реализация которой проводится на территории области Амурским УФАС России были сделаны запросы в Правительство Амурской области, а также организациям, осуществляющим добровольную сертификацию продукции- ООО «Амурский ЦСМ» и ООО «Экспертно-консалтинговый центр «Амур-Тест».

Действовавшая в области система добровольной сертификации «Амурское качество» с мая 2009 г. прекращена в связи с ликвидацией ГУП «Амурское качество» на основании распоряжения губернатора Амурской области от 16.03.2009 № 78-р.

Добровольная сертификация, проводимая ООО «Амурский ЦСМ» и ООО «Экспертно-консалтинговый центр «Амур-Тест», осуществляется на основании действующего федерального законодательства, в частности ФЗ «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27.12.2002), Положения о системе сертификации ГОСТ Р» (постановление Госстандарта РФ от 22.04.2002 № 30). Нормативные правовые акты Амурской области, регулирующие порядок проведения добровольной сертификации не принимались. Добровольная сертификация продукции проводится в случаях, если она не подлежит обязательной сертификации и по показателям, на которые заявляется хозяйствующий субъект. Случаев дополнительной добровольной сертификации продукции на территории области Амурским УФАС России не установлено.

Однако, антимонопольным органом в мае-июне 2009 г. были выявлены факты, подтверждающие действия Правительства Амурской области по формированию административных барьеров для поставщиков из других субъектов Российской Федерации, в частности производителей колбасных изделий из Саха Якутия.

В настоящее время в Управлении на рассмотрении находятся заявления индивидуального предпринимателя Жженых А.Л. и генерального директора торговой сети «Гурман» холдинга «Колбасы Якутии» В.Г. Кретова о нарушении Администрацией г. Белогорска и Правительством Амурской области антимонопольного законодательства, выраженного в распространении в средствах массовой информации ложных и недостоверных сведений о ненадлежащем качестве производимых указанными хозяйствующими субъектами колбасных изделий. При этом такие выводы сделаны на основании результатов проведенного Администрацией г. Белогорска смотра качества колбасных изделий, реализуемых в розничной сети г. Белогорска, только по органолептическим показателям участниками смотра, не  являющимися экспертами в области безопасности пищевых продуктов. Обязательность проведения подобных смотров органами власти и органами местного самоуправления не предусмотрена действующим законодательством.

Заявителями в Амурское УФАС России представлены экспертные заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской  области» о соответствии колбасных изделий требованиям ГОСТа.

В настоящее время по обстоятельствам, изложенным в заявлениях индивидуального предпринимателя Жженых А.Л. и генерального директора торговой сети «Гурман» холдинга «Колбасы Якутии» В.Г. Кретова, Амурским УФАС России проверка на предмет соответствия действий Правительства Амурской области и администрации г.Белогорска требованиям ст.ст. 15, 16  ФЗ «О защите конкуренции» еще не окончена, истребована  дополнительная информация от сторон, на основании которой будут сделаны окончательные выводы о действиях Правительства Амурской области  в лице Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области и Администрации г. Белогорска по созданию преференциальных условий для местных производителей колбасных изделий, цена на которые превышает цену колбасы якутских производителей.