Амурское УФАС России сообщает, Федеральная антимонопольная служба подсчитала, что 318 млрд. рублей бюджет сэкономил на госзакупках

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Всего за счет разницы между стартовыми ценами и ценами контрактов удалось сберечь 318 млрд руб. ФАС связывает такие результаты с более аккуратным обоснованием начальной цены, к которому стали прибегать заказчики. Противники красивой статистики уверены, что цифры некорректны, поскольку не учитывают качество закупаемой продукции.
За 2011 год экономия на госзакупках составила около 318 млрд руб., посчитали в ФАС. "Экономия составила примерно столько же, сколько и за предыдущий 2010 год (323 млрд руб.), и это очень хороший результат", - прокомментировал итоги года начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. При этом большую заслугу чиновник приписывает изменившемуся отношению у заказчиков к начальным ценам контракта: если бы оно "зависло" на уровне 2010 года, то экономия на госзакупках могла бы быть в полтора раза выше, что сразу ставит под сомнение "качество" таких результатов. "Во-первых, с апреля у заказчиков появилась обязанность обосновывать начальную цену. Во-вторых, с 1 января 2011 года появилась возможность сравнивать через общероссийский портал zakupki.gov.ru цены во всех регионах", - приводит он пример.
Всего за шесть лет работы 94-ФЗ (ныне действующий закон о госзакупках) экономия составила около 1,5 трлн руб., которые впоследствии пошли на покупку дополнительного медицинского оборудования, лекарств и строительство социальных объектов. "Экономия бюджетных средств - одна из важных тем госзаказа. Мы все с вами налогоплательщики, и если мы все будем бережно относиться к бюджетным средствам, те же налоги на малый бизнес будут меньше. То есть это не только экономия, но и возможность улучшать инвестиционный климат в стране путем снижения налогов за счет более рачительного расходования бюджетных денег", - считает г-н Евраев.
 Несмотря на значительность суммы, в ФАС считают, что 318-миллиардный результат вряд ли станет дополнительным козырем в борьбе с Минэкономразвития за реформу госзаказа. Дело в том, что сейчас такая экономия видна лишь на бумаге: сэкономленные деньги заказчик до конца года всегда старается куда-либо потратить, то есть "обнуляться". В противном случае они просто уйдут в бюджет, а на следующий год из-за этого заказчик получит меньший кусок бюджетного пирога. Поэтому не раз на повестку дня всплывало предложение о том, чтобы в конце года правительство само решало, куда потратить часть сэкономленных денег. "Если будем видеть "мешок с деньгами" и будет стоять вопрос, куда эти деньги направить, отношение к экономии на госзаказе будет другое", - считает г-н Евраев.
Сейчас в ФАС прорабатывается идея о том, что экономия бюджетных средств на уровне федерального казначейства должна расщепляться: половина возвращаться заказчику (в том числе на увеличение фонда оплаты труда, поощрение людей), а вторую половину в конце года должно распределять правительство соответствующего уровня власти, на котором была получена экономия (федеральное, региональное или муниципальное). "Кроме того, если реализовать такую идею, у заказчиков будет более бережное отношение к начальной цене, потому что, если определить ее некорректно, половина сэкономленных средств уйдет в бюджет", - поясняет г-н Евраев.
"Экономия - это один из важнейших аргументов в пользу сложившейся системы госзакупок. К тому же ФАС всегда была, ориентирована на ценовой критерий. Именно поэтому службе не нравится идея трансформации системы, когда фактор экономии уходит на второй и даже третий план и возникает множество субъективных факторов", - говорит эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов.
Впрочем, красивая статистика ФАС вызывает и ряд претензий. "Никто не знает, как ФАС считает экономию. Что это? Купили полуразрушенный сарай, который завтра рухнул, но от стартовой цены до цены сделки сэкономили 158 млн руб.?" - задается вопросом председатель совета директоров торговой площадки "Фабрикант.ру" Сергей Габестро. По его словам, категории, которыми оперирует ФАС, некорректны, потому что никто не знает, что в них закладывается - сумма снижения от стартовой цены до цены сделки, анализ стартовой цены или же сами характеристики закупаемого объекта.