Конкурентоспособность продукции отечественного животноводства во многом зависит от эффективности контроля в сфере биологической и пищевой безопасности

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В заседании Рабочей группы, состоявшемся 31 мая 2013 года, приняли участие представители Минсельхоза России, Россельхознадзора, Евразийской экономической комиссии, а также представители бизнес-сообщества.

Открыл заседание Рабочей группы заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, обратив внимание участников, что проведение заседания Рабочей группы запланировано в рамках выполнения поручений, данных по итогам совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева по вопросу о дополнительных мерах государственной поддержки развития животноводства в Российской Федерации, состоявшегося 16 апреля 2013 года, и при учете многочисленных обращений хозяйствующих субъектов на действия органов власти, связанных с осуществлением государственного ветеринарного контроля, в том числе с жалобами на высокую стоимость ветеринарных услуг, оказываемых на уровне субъектов Российской Федерации. 

Сергей Гудков, исполнительный директор Рыбного Союза, в своем выступлении обозначил основные проблемы, которые препятствуют эффективному развитию рыбохозяйственного и животноводческого комплекса и негативно влияют на обеспечение пищевой и биологической безопасности в условиях вступления ВТО. Среди таких проблем: стоимость оформления ветеринарных сопроводительных документов и порядок их оформления, отсутствие ветеринарных правил, в частности при обороте ветеринарных средств, что приводит к остановке оборота мясного и растительного сырья на большей части территории Российской Федерации в случае обнаружения небезопасной продукции, и ограничение экспорта из-за отсутствия ветеринарных правил, эквивалентных мировым стандартам. Также он обратил внимание на отсутствие единства регулирования по всей товаропроводящей цепочке и на отсутствие взаимодействия между регулирующими органами. 

Все вышеперечисленное приводит к высоким издержкам для бизнеса, особенно в сфере розничной торговли. Например, как отметил Сергей Гудков, продовольственная розничная компания X5 Retail Group в год только на оформление ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) тратит более 500 млн рублей, а в целом по стране – около 10 млрд. В качестве решения проблемы снижения затрат бизнеса по оформлению ВСД была предложена электронная ветеринарная сертификация в автоматизированной системе, бесплатная для бизнеса. Этот вопрос неоднократно поднимался на уровне Правительства Российской Федерации, однако, по неизвестным причинам, соответствующие поручения не были выполнены.

Мушег Мамиконян, президент Мясного Союза России, остановился на вопросах поддержки свиноводства и перерабатывающей промышленности, отметив, что они должны быть увязаны с вопросами поддержки перерабатывающей отрасли, которым надо научиться работать в условиях существенной либерализации к 2015 году российских рынков продукции мясной переработки. «Низкая цена на свинину экономически выгодна как для переработчиков, так и для конечных потребителей. При этом необходимо принять меры по увеличению государственной поддержки эффективных производителей свинины». Также Мушег Мамиконян обратил внимание присутствующих, что наличие сильных надзорных органов является важным инструментом защиты внутреннего рынка. 

Сергей Юшин, руководитель Исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации, в свою очередь, обратил внимание на то, что Правительство Российской Федерации провозгласило цель превращения страны в крупнейшего экспортера экологически чистой аграрной продукции, в связи с чем были даны соответствующие поручения Минсельхозу России. Однако достижение такой цели, как отметил Сергей Юшин, без реформирования ветеринарного регулирования невозможно.

Большой интерес у участников заседания Рабочей группы вызвало выступление Николая Власова, заместителя руководителя Россельхознадзора, отметившего, что создание «эффективной командной цепи» в сфере ветеринарии является важным элементом продвижения российской продукции на внешние рынки. При этом, как сказал Николай Власов, необходимо сосредоточить функции надзора и мониторинга эпизоотической ситуации на федеральном уровне, а оформление ВСД должно осуществляться на безвозмездной основе в электронном виде (для удешевления процесса). При этом с вопросом электронной сертификации тесно связан вопрос создания системы прослеживаемости животноводческой продукции «от поля до прилавка, для внедрения которой уже созданы все необходимые электронные системы. В ее основе лежит создание в электронном виде реестра промышленных партий и электронной сертификации так называемых «транзакционных партий», которая позволяет отследить движение партии (в том числе с учетом ее дробления). «Порядок реализации ветеринарных правил должен быть один для всех, а механизм его реализации должен быть максимально прост, – сказал Николай Власов. – При этом соответствующие электронные системы уже созданы, необходим только нормативный акт, легализующий их».

«Предложения, высказанные на заседании Рабочей группы, лягут в основу предложений ФАС России по совершенствованию механизмов регулирования мясного рынка в рамках выполнения поручения Председателя Правительства», – прокомментировала начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Анна Мирочиненко.