Амурское УФАС информирует: ФАС России разъяснило статью 17 Федерального закона «О защите конкуренции»

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Во исполнение пункта 9 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2013 году, утвержденного приказом ФАС России от 19.03.2013 № 169/13, в целях обеспечения единообразной практики применения антимонопольного законодательства при рассмотрении вопросов, связанных с объединением в один лот нескольких имущественных объектов, технологически и функционально не взаимосвязанных, при проведении торгов на продажу государственного или муниципального имущества, либо на передачу прав владения и (или) пользования таким имуществом; отсутствием критериев технологической и функциональной взаимосвязанности, ФАС России направляет территориальным органам ФАС России следующие разъяснения.

Статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запрещает действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами,

услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок.

В соответствии с пунктами 38 и 112 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, при разработке конкурсной документации и документации об аукционе запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.

При этом, установленные Правилами запреты на укрупнение лотов распространяются только на случаи перехода прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, а также на сделки по продаже федерального имущества, принадлежащего федеральным унитарным предприятиям в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 № 333.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, нарушение правил, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом торгов (конкурса, аукциона) и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Также статьей 15 Закона о защите конкуренции устанавливается запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации определение понятия «технологически и функционально связанного имущества» не предусмотрено.

Кроме того, согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имущества вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, собственник вправе по своему усмотрению реализовывать принадлежащее ему имущество с учетом требований антимонопольного законодательства. Так, совместная продажа либо передача прав владения и (или) пользования самостоятельных объектов имущества, может привести к ограничению конкуренции, поскольку включение в состав единого лота указанных объектов повлечет за собой изменение круга заинтересованных в участии в торгах лиц.

Исходя из анализа судебной практики, в отношении сетей инженерно- технического обеспечения суды считают обоснованным включение организатором аукциона нескольких объектов имущества в состав одного лота, если такие объекты имеют единое назначение, объединение в один лот произведено по территориальному признаку, исходя из схемы размещения объектов, и вызвано невозможностью использования каждого объекта в отдельности, в том числе, убыточностью, и если такие действия не повлекут ограничение конкуренции.

Так, решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.07.2012 по делу А60-9983/2012, оставленным в силе постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.01.2013, отказано в удовлетворении требований Свердловского УФАС России о признании торгов в форме конкурса на право заключения договора аренды и заключенных по его результатам договоров недействительными и применения последствий недействительности сделки.

Отказывая в удовлетворении требований Свердловского УФАС России судами учтено, что предметом оспариваемого конкурса явилось право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества - системы коммунальной инфраструктуры, предназначенной для оказания услуг населению по предоставлению тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения. Муниципальное имущество (котельные, водопроводные сети, водонапорные башни и скважины, сети канализации и оборудование, необходимое для их обслуживания) технологически связано, предназначено для нужд потребителей Каменского городского округа, и обоснованно включено в состав одного лота. Деление по лотам произведено по территориальному признаку, исходя из нахождения имущества на территории п. Мартюш, с. Колчедан.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного федерального округа 20.03.2013 по делу № А04-4572/2012 были отменены акты арбитражных судов нижестоящих инстанций, которыми было призанано незаконным решение Амурского УФАС России от 31.05.2012 №ТМ-20/2012 об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Судом кассационной инстанции было отмечено, что действия организатора торгов - администрации Волковского сельсовета Благовещенского района Амурской области по включению в один лот для заключения договора аренды электрокотельной, теплотрассы, водозаборного комплекса, наружных сетей водоснабжения, наружных сетей канализации обосновано, поскольку данное имущество служит для обеспечения горячей и холодной водой, которая проходит по сетям тепло и водоснабжения через водозаборный комплекс, электр о котельную, предназначенную для отопления (нагрева воды), проходит по сетям теплоснабжения и канализации, имеет единое назначение - удовлетворение нужд потребителей в жилищно- коммунальных услугах. Электрокотельная и водозаборный комплекс при использовании их без сетей водоснабжения и канализации являются убыточными, так как требуют значительных финансовых затрат.

Таким образом, в связи с отсутствием установленных критериев технологической и функциональной взаимосвязанности имущественных объектов антимонопольным органам необходимо оценивать в каждом конкретном случае отдельно правомерность объединения в один лот нескольких имущественных объектов и последствия такого объединения для конкуренции, исходя из вышеуказанных обстоятельств.