«О некоторых особенностях передачи прав на государственное и муниципальное имущество коммунальной инфраструктуры и применения п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции»

С момента введения в Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» статьи 17.1, установившей обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления передавать права владения и пользования на государственное (муниципальное) имущество только по результатам конкурса или аукциона, перечень исключений из данного правила периодически меняется, стремясь к балансу между необходимостью обеспечения конкуренции при поведении указанных процедур и эффективностью (целесообразностью) использования имущества, в том числе в общественных интересах.

Так, пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» допускается возможность передачи прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество без проведения конкурса или аукциона лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Данная норма имеет особую значимость, прежде всего, для органов местного самоуправления, в чьей собственности находится существенная часть имущества коммунальной инфраструктуры, предназначенного для обеспечения жизнедеятельности населения и предприятий соответствующего муниципального образования.

Необходимость применения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» возникает чаще всего в случае выявления бесхозяйных или введения в эксплуатацию вновь построенных сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения, являющихся частью действующих коммуникаций. Очевидно, что в данных ситуациях проведение торгов по передаче прав на такое имущество не является целесообразным.

Однако встречаются и менее однозначные ситуации.

В качестве примера можно привести дело № А-17.1/44 2012, возбужденное Амурским УФАС России в отношении муниципального казенного учреждения «Администрация рабочего поселка Новобурейский».

Между МКУ «Администрация рабочего поселка Новобурейский» и ООО «Тепловик» без проведения торгов был заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества, предметом которого являлось здание котельной.

Как полагала Администрация, основанием для передачи муниципального имущества без торгов является пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», поскольку тепловыми сетями владеет ООО «Тепловик», а котельная является частью системы теплоснабжения поселка, то есть частью сети инженерно-технического обеспечения.

Не согласившись с такой трактовкой закона, Комиссия Амурского УФАС России признала МКУ «Администрация рабочего поселка Новобурейский» нарушившим часть 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

 Законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведено четкое разграничение понятий источника тепловой энергии, как устройства, предназначенного для производства тепловой энергии, и тепловой сети, как совокупности устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии от источника тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Таким образом, котельная, как источник тепловой энергии, не отнесена законодательством к тепловой сети, следовательно, не может являться ее частью.

Как следует из содержания пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», для передачи без проведения торгов части сети лицу, владеющему сетью инженерно-технического обеспечения, необходимо наличие взаимных точек присоединения такой сети и передаваемой части, а также технологической связи между ними.

Наличие указанных критериев при рассмотрении дела не подтвердилось.

Таким образом, можно выделить следующие основные условия для применения п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции»:

- вновь передаваемое имущество является по своему целевому назначению инженерно-технологической сетью, т.е. используется для передачи коммунального ресурса;

- наличие взаимных точек присоединения между сетями, которыми владеет лицо и вновь передаваемыми ему сетями инженерно-технического обеспечения;

- наличие технологической связи между сетями, которыми владеет лицо и вновь передаваемыми ему сетями инженерно-технического обеспечения.

В настоящее время отношения в сфере использования государственного и муниципального имущества коммунальной инфраструктуры претерпевают серьезные изменения.

Так, Федеральным законом РФ от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», в частности, установлен особый порядок передачи прав владения и (или) пользования на объекты теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения), находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с новой редакцией указанных федеральных законов, передача прав владения и (или) пользования на объекты теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения) возможна только по договору аренды, заключенному по результатам проведенного конкурса (исключения, предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» при этом сохраняются). Вместе с тем, если передаваемое имущество введено в эксплуатацию ранее, чем за пять лет до даты размещения извещения о проведении торгов на право его использования или дата ввода в эксплуатацию не может быть определена, то такое имущество может быть передано только по концессионному соглашению в порядке, установленном законодательством о концессионных соглашениях.

В качестве исключения из данного правила до 01.01.2015 г. допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения) по договорам аренды на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.