Андрей Цыганов: Коррупционеры не любят солнечного света

В период с 27 по 28 февраля 2014 года в Париже состоялось заседание Глобального Форума по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 
В заседании приняли участие представители международных организаций и конкурентных ведомств более чем из 100 государств, в том числе и Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

В рамках двухдневного форума были обсуждены такие темы, как содействие конкуренции, борьба с коррупцией и конкуренция в дистрибьюции лекарственных препаратов.
 На сессии, посвященной обсуждению вопросов борьбы с коррупцией и содействия конкуренции, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов проинформировал участников форума о действиях российского антимонопольного органа по повышению прозрачности и ее роли в борьбе с коррупцией:
 Для Российской Федерации ответ на данный вопрос является ясным и понятным. Коррупционер не любит солнечного света. Поэтому внедрение мер по повышению прозрачности государственной деятельности и деятельности бизнеса неизбежно вызывает уменьшение сферы вероятного коррупционного поведения. 
Кроме того, Российская Федерация активно сотрудничает с ОЭСР в деятельности по борьбе с взяточничеством и является членом «антикоррупционной команды» ОЭСР.

Особенность Российского закона о защите конкуренции заключается в том, что он распространяется не только на антиконкурентное поведение хозяйствующих субъектов, но и в отношении антиконкурентных действий и соглашений государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. Закон о защите конкуренции запрещает создание необоснованных привилегий для бизнеса, дискриминацию, ограничение торговли, применение ограничений предпринимательской деятельности со стороны государственных органов. Дела по нарушению Закона о защите конкуренции органами власти являются значительной частью каждодневной работы Федеральной антимонопольной службы (более 4000 дел в год).

Значительно большее количество дел возбуждается по фактам нарушений при размещении государственного заказа. У нас в антимонопольном законодательстве есть специальные правовые нормы предоставления государственных преференций, которые близки к системе государственной помощи ЕС.

Мы разработали и внедряем специальные правила транспарентного и конкурентного процесса проведения государственных закупок, которые относятся не только к государственным учреждениям, но и к государственным корпорациям и предприятиям, а также к компаниям, в которых имеется государственное участие.

В сфере естественных монополий ФАС России несет ответственность по контролю за правилами раскрытия информации и правилами недискриминационного доступа.

ФАС России развивает прозрачные и понятные правила проведения публичных тендеров как в сфере государственных закупок, так и в сфере продажи государственного имущества (включая процесс приватизации) и продажи прав на использование природных ресурсов, таких как земля, недра, водные ресурсы, рыбные квоты и т.д.

Таким образом, увеличение транспарентности в самых разных областях является важной каждодневной работой Федеральной антимонопольной службы. Частью общенациональных действий, направленных на борьбу с коррупцией.

Для этого, в частности, ФАС России в различных формах тесно взаимодействует с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Следственным Комитетом, Генеральной прокуратурой, включая обмен информацией, совместные расследования и проверки. Сотрудничество основано на двусторонних и многосторонних соглашениях, совместных приказах, которые определяют формы и методы взаимодействия подразделений и сотрудников ФАС России и правоохранительных органов.

В результате многие уголовные дела в Российской Федерации по фактам коррупции, получения взяток, злоупотреблению должностными полномочиями начинаются именно с расследований ФАС России по вопросу нарушений Закона о защите конкуренции