• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анатолий Голомолзин: Необходимость реформирования в сфере железнодорожного транспорта назрела уже давно

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин выступил сдокладом «Построение коммерческой инфраструктуры рынка (КИР) в сфере грузовых железнодорожных перевозок» на 2-й Общероссийской конференции «Металлургия и грузоперевозки».

«В настоящее время имеются все необходимые предпосылки для создания института сорегулирования в сфере производства и оборота услуг по перевозкам грузов», - отметил Анатолий Голомолзин, говоря о коммерческой инфраструктуре рынка (КИР) в сфере грузовых ж/д перевозок. 

КИР позволит сформировать надлежащий порядок оказания и оборота услуг (в том числе договорные отношения) по перевозкам грузов ж/д транспортом с учетом сложившихся рыночных отношений.

Зарубежный опыт и опыт институциональных преобразований в России показывает, что эффективное проведение структурных реформ возможно лишь при условии способности всех заинтересованных организаций управлять транзакционными издержками во взаимоотношениях старых и новых участников формируемого конкурентного рынка. 

В настоящее время наблюдается снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным транспортом. 

По данным РЖД погрузка за 9 месяцев 2014 года составила 913,2 млн тонн, что на 1,2% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. По данным института проблем естественных монополий (ИПЕМ), уход грузов с ж/д транспорта обойдется автодорогам в 4,9 млн дополнительных рейсов грузовых автомобилей в год. 

«Тенденция снижения скорости доставки грузовых отправок на сети железных дорог, качества оказания услуг перевозки также вызывает серьезную обеспокоенность», - подчеркнул зам. руководителя ФАС России.

Средняя скорость доставки одной отправки грузов железнодорожным транспортом в 2012 году сократилась по сравнению с 2008 годом на 71 км в сутки и приблизилась к показателю 1986 года, составив при этом 219 км/сутки.

Кроме того, к основным недостаткам в работе железнодорожного транспорта, по мнению грузоотправителей, относятся снижение качества оказания услуг: многоступенчатость и сложность оформления перевозочных документов, отсутствие комплексного сервиса транспортных услуг; отсутствие единого ответственного за исполнение заказа на перевозку. 

Задача создания института сорегулирования рынка в сфере грузовых ж/д перевозок сформулирована В.В. Путиным на совещании по вопросам развития угольной промышленности (г. Кемерово, 24.01.2012): «В целях координации работы и обеспечения баланса интересов участников рынка железнодорожных перевозок необходимо создать саморегулируемую организацию, аналогичную «Совету рынка», который действует в сфере электроэнергетики».

ФАС России в целях исполнения этого распоряжения создала рабочую группу при Экспертном совете по железнодорожному транспорту при ФАС России для рассмотрения вопросов в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по формированию коммерческой инфраструктуры рынка в сфере железнодорожного транспорта. Членами рабочей группы стали участники перевозочного процесса (грузовладельцы, железнодорожные операторы, вагоностроители и иные некоммерческие объединения).

В 2013-2014 гг. проведено 7 заседаний рабочей группы. Был разработан сайт Коммерческой инфраструктуры рынка в сфере грузовых железнодорожных перевозок (kirrail.org).

На сайте предусмотрена возможность раскрытия следующей информации:

1. Информационные сведения о Коммерческой инфраструктуре рынка в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

2. Модульная разбивка сайта: модуль – «Размещение подвижного состава на путях необщего пользования», модуль – «Организованные торги по предоставлению вагонов», модуль – «Терминальных услуг», модуль – «Регулярных грузовых поездов», модуль – «Локомотивная тяга», др.

В настоящее время на сайте реализована первая очередь проекта – запущена и работает в тестовом режиме система организованной торговли услугами по размещению грузовых вагонов на путях необщего пользования (модуль «Размещение подвижного состава на путях необщего пользования»).

Пользователями модуля могут являться операторы, которые хотят разместить свой подвижной состав на путях необщего пользования («отстой вагонов») и собственники путей необщего пользования, которые готовы продавать операторам услугу по отстою вагонов, а также грузовладельцы.

В системе модуля КИР «Размещение подвижного состава на путях необщего пользования» (rb.kirrail.org) зарегистрировано: количество владельцев путей необщего пользования – 16, количество владельцев вагонов – 14, количество зарегистрированных путей необщего пользования – 18, общая протяжённость подъездных путей - 65 220 м., что составляет 4 659 условных вагонов.

В среднем модуль КИР «Размещение подвижного состава на путях необщего пользования» (rb.kirrail.org) в месяц посещают более 400 пользователей.